Живая труппа

К 80-летию Владимира Высоцкого в театре, где работал бард, выходит спектакль по мотивам его стихов и песен к «Алисе в Стране чудес», который ставит Максим Диденко. На предпремьерном показе побывала Алла Шендерова.

Главное, что стоит сказать: «Таганка», как ни странно, жива. Театр, созданный Юрием Любимовым (он когда-то и принял на работу Высоцкого, молодого актера с плохой репутацией). Театр, поссорившийся (попробуем избежать более резких слов) со своим худруком незадолго до его смерти. Театр, в который Любимов, похоже, заложил нечто, что работает и сегодня, когда на сцене — позднелюбимовское поколение артистов, а в зале — один-два из уцелевших корифеев прежних лет.

С этой боеспособной труппой Максим Диденко и его постоянные соавторы, композитор Иван Кушнир и хореограф Владимир Варнава, поставили новую версию «Алисы», для которой сценарий Высоцкого к знаменитой двойной пластинке переписал драматург Валерий Печейкин.

Разумеется, сегодня сказка начинается со слов «Встать, суд идет» — их бросает в зал огромный Белый Кролик (Никита Лучихин), приходя на помощь серому Мартовскому Зайцу (Дмитрий Высоцкий), который бормочет ту же фразу с умоляющей интонацией. Публика, вполголоса поминая дело «Седьмой студии», покорно встает, а в непокорных (например, в вашего корреспондента) Кролик стреляет из пистолета. После этого красный занавес за его спиной расходится, и на сцене одна за другой проявляются сразу три Алисы.

Маленькая девочка (Анастасия Мутигуллина), девушка-подросток (Дарья Авратинская) и умудренная жизнью женщина (Екатерина Рябушинская). Все три одеты в короткие красные платьица, белые чулки и башмачки, у всех на голове одинаковые прически каре, так что зритель особо внимателен к их мимике. И если две младшие настроены вполне победительно, то старшая Алиса хотя и не сдается, но с лица ее не сходит грустный сарказм.

По стенам ползают гигантские тараканы (видео Ильи Старилова), население волшебной страны поет знакомые с детства стихи Высоцкого на новый, заунывный манер, серый Чеширский Кот вообще не улыбается, вытирая лапой слезы (видимо, он поседел, как Кролик в песне Высоцкого). Черный с белой головой Орленок Эд так ни разу и не распускает крылья — похоже, клюв тянет долу его понурую голову.

Зато драйв есть в силах зла: в Черной Королеве (в этой роли очень эффектна директор «Таганки» Ирина Апексимова), с появлением которой на сцене расцветают огромные черно-белые розы, и в полностью затянутой в черное Алисе Ночи (отличная работа Александры Басовой), которую должны победить три светлые Алисы.

Те, кто видел и слышал «Цирк», поставленный Максимом Диденко в Театре Наций, вспомнят, как лихо Кушнир переделал бравурные советские марши, превратив их в тоталитарно-похоронные.

С песнями Высоцкого в «Алисе» происходит что-то похожее: когда хор волшебных существ марширует по сцене, размахивая частями гигантского пупса и распевая «Эй, охнем, зато просохнем», в памяти всплывают трагические мотивы «Дубинушки». Минорный тон замедляет ритм и утяжеляет действие. Из спектакля уходит та легкость, без которой не может быть кэрролловской сказки.

Хотя от многих визуальных образов Марии Трегубовой (она же была автором оформления в «Цирке») действительно захватывает дух. Самой остроумной и стилистически точной по отношению к сказке кажется сцена с синей гусеницей (веселая и пластичная Екатерина Варкова), которой художник подарила прекрасный мохнатый костюм.

А самой красивой — чаепитие, когда герои катаются на гигантских чайных чашках (такие были когда-то в московском Парке культуры). Но даже самые эффектные сцены «Алисы» залиты печальным, таким же как и в «Цирке», синим светом. Покосившиеся телеграфные столбы нет-нет да и напомнят о «Чевенгуре», а персонажи, играющие в королевский «крохей» (слово придумано Высоцким, намеренно сблизившим «крокет» с «хоккеем») — советскую демонстрацию времен застоя.

Само собой, все эти аллюзии входили в режиссерский замысел, который на сцене «Таганки» воплощают с почти неистовым рвением. Но композиторская переделка лишает песни той энергии, которой так славился Высоцкий. А легкая драматургическая невнятица, заметно нарастающая к финалу, мешает получать удовольствие и от хореографии, и от общей картинки.

В конце концов светлые Алисы непонятно как, но победят темную. Младшая побеседует с огромной говорящей головой Высоцкого (голову озвучит Никита Высоцкий). А старшая с неподражаемой иронией предложит родителям съесть российский паспорт, который те попытаются ей всучить. После чего все три героини устремятся искать вход в спасительную нору, ведущую в Англию, где, судя по видео, идут собянинские стройки.

Этим и завершается «Алиса» Диденко, временами напоминающая старый советский анекдот, герои которого хотели сделать детскую коляску, а все равно получился автомат Калашникова.

Фото: Ирина Полярная    

МинПром

Новини

2 Травня 2024

В Брюселі пройде форум ЄС-Україна з питань оборонної промисловості

Через активну роботу СЕС вдень в Україні зафіксований профіцит електроенергії

Іспанська Tubos Reunidos заявляє про намір стати першім у світі виробником труб без викидів вуглецю

ArcelorMittal закрил коксохімічне виробництво у місті Зениця

Проблеми з судноплавством у Червоному морі можуть тривати до кінця року

Австралія має намір побудувати 25 ГВт вітроенергетичних потужностей

Індійські металурги занепокоєні зростанням імпорту сталі

Одеський Стальканат у 2023 році скоротив чистий прибуток на 13,8%

Україні треба приєднуватись до світового тренду захисту від імпорту китайської сталі

Ворог пошкодив половину украінської енергосистеми

Укргазвидобування сягнуло рекордних показників буріння під час війни

Після розблокування кордону держбюджет додатково отримав 2,5 млрд грн

Свириденко прогнозує зростання економіки на рівні 4,6%

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

ВСІ НОВИНИ ⇢