Чувство лота

В музее «Гараж» открылась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988», приуроченная к 30-летию первых (и последних) торгов Sotheby’s в Москве, на которых советское неофициальное искусство впервые узнало себе официальную цену. Рассказывает Игорь Гребельников.

Эта «выставка-воспоминание», как определяют ее жанр кураторы Андрей Мизиано и Виктория Душкина, подробно погружает в контекст события, ставшего для нашей художественной сцены историческим. Без упоминания о тех торгах редко обходятся биографии художников, чьи работы ушли с молотка (а тогда были проданы почти все лоты): аукцион «Русский авангард и советское современное искусство» стал поворотным в их судьбах, впоследствии многие переехали на Запад, где их карьеры сложилась весьма успешно.

Тут и видео с самим аукционом, который состоялся 7 июля 1988 года в «Совинцентре». Зал битком набит богато одетыми иностранными коллекционерами, тут же и журналисты, художники, функционеры Минкульта; еще недавно запрещенные к выставкам картины вносят в белых перчатках; аукционист Симон де Пюри ведет торги в фирменной стремительной манере, цены взлетают моментально, художники раздают автографы на каталогах.

Чтобы представить масштаб события, стоит вчитаться в документы. Так, в приглашении от организаторов аукциона потенциальным участникам расписаны возможные варианты экзотического по тем временам путешествия в Москву: предлагался и недельный тур, с посещением мастерских художников, лекциями и обширной развлекательной программой, и трехдневный с акцентом на торжественных мероприятиях. К важному событию готовились не только организаторы, но и компетентные органы.

Художник Гриша Брускин в своей книге «Прошедшее время несовершенного вида», вышедшей в издательстве «НЛО», описывает это так: «Заблаговременно в мастерские завозились казенные продукты и выпивка, призванные, с одной стороны, изображать благосостояние советских граждан-художников, а с другой — традиционное русское гостеприимство — “хлеб-соль”. Прикинувшись официантами, работники госбезопасности прислуживали гостям».

Успех аукциона был оглушительным. Суммарная выручка составила более £2 млн, рекордсменами продаж стали абстрактное полотно Александра Родченко (£330 тыс.— и это была уникальная возможность фактически вопреки советским законам вывезти за рубеж запрещенную к вывозу работу, представляющую художественную ценность) и — что стало действительно сенсацией — картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон», проданная за £242 тыс. ($416 тыс. по тогдашнему курсу) при эстимейте £14–18 тыс.

Эта работа состоит из 32 состыкованных в ряды небольших холстов, на каждом из которых — по паре персонажей, представляющих в виде гипсовых монументов героев советского «пантеона» — пионеров и милиционеров, рабочих и колхозниц, летчиков и моряков,— своего рода алтарь социалистической мифологии. Грандиозному успеху на торгах способствовал и тот факт, что она была опубликована на обложке каталога, участвовала в восьми предаукционных выставках на Западе и в Москве.

Примечательно, что это вторая часть диптиха: первую, такую же по масштабу, за год до аукциона приобрел в мастерской Брускина (через посредство «Межкниги», уполномоченной тогда на подобные продажи организации) режиссер Милош Форман; в тот момент Минкульт оценил ее всего в 2 тыс. руб.

О перипетиях арт-рынка, как и об относительности успеха отдельных продаж на аукционах, красноречиво свидетельствует тот факт, что тогда на Sotheby`s «Фундаментальный лексикон» оказался в разы дороже картин Ильи Кабакова (самого высоко оцененного ныне живущего русского художника), которые, в свою очередь, продались дешевле работ Ильи Глазунова, втиснутых на аукцион стараниями чиновников Минкульта.

На выставке в «Гараже» можно увидеть некоторые из произведений, проданных тогда на торгах, включая «Фундаментальный лексикон», который немецкий коллекционер впервые отпустил на выставку в Россию. Есть, например, картина Ильи Кабакова «Все о нем» (1971), более известная как «Ответы экспериментальной группы».

Оказывается, загодя было решено, что Александр Таубман, тогдашний председатель совета директоров Sotheby`s, купит ее в дар Минкульту для предполагаемого Музея современного искусства СССР. Был определен и потолок цены для нее — £10 тыс., но неожиданно для организаторов ставки стали расти, и ему пришлось раскошелиться на сумму вдвое большую (по воспоминаниям одного из организаторов аукциона Питера Баткина, после торгов тот крепко выругался), в итоге же картина попала в коллекцию Третьяковской галереи.

В зале рядом с выставкой демонстрируется фильм американки Барбары Хербих «USSR Art» о судьбах художников, вмиг прославившихся благодаря тому аукциону Sotheby`s. Там есть идиллические кадры прогулки на теплоходе, организованной на следующий день после торгов, где счастливые художники, жизнь которых изменилась в одночасье, радуются успеху, обсуждают проблемы и делятся планами.

Есть и проницательные, не без иронии рассуждения Виктора Мизиано, тогда еще только-только начинающего куратора, о том, что совсем недавно художники говорили в основном об абсолюте, о Боге, о моральных и нравственных проблемах, а теперь — только о деньгах. Спустя 30 лет после московского аукциона Sotheby`s, взвинтившего цены, вскружившего головы, нынешняя ситуация, когда интерес в мире к современному русскому искусству еле теплится (как и цены на него), возможно, нынешним художникам впору вернуться к идеалам их преуспевших предшественников.

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

МинПром

 

    

Новини

3 Травня 2024

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

ВСІ НОВИНИ ⇢