Украина не досчиталась миллиардов долларов по вине Укрзализныци

Новини

Тарифная политика железнодорожного госмонополиста ПАО "Укрзализныця" привела к снижению конкурентоспособности национальных производителей на экспортных рынках. 

Об этом говорится в аналитической справке, подготовленной специалистами ГП "Укрпромвнешэкспертиза", передает МинПром со ссылкой на текст документа. 

"В условиях усиления конкуренции на глобальных рынках украинские производители не могут переложить дополнительные расходы на покупателей. Это приводит к потере рынков сбыта и, соответственно, уменьшению объемов производства продукции", – подчеркивают в УПЭ. 

Ярким примером эксперты называют ситуацию в горно-металлургическом комплексе в 2017 г. – поскольку для основной части предприятий горно-металлургического комплекса железнодорожный транспорт является безальтернативным. 

Так, из-за существенного роста железнодорожных тарифов в 2016-2017 гг. (на 33%) уже в 2017 г. предприятия ГМК Украины снизили экспорт железорудного сырья в Китай на 3 млн т, до 11,8 млн т. Также в 2017 г. Украина снизила на 3,1 млн т экспорт металлопроката – до 14,6 млн т – в частности, из-за потери ценовой конкурентоспособности на рынках стран Ближнего Востока, Южной Азии и ЕС. 

В результате потери экспортных рынков выпуск металлопроката в Украине в 2017 г. упал на 3 млн т, а производство железорудного сырья, вызванное снижением выплавки стали и уменьшением экспорта руды в Китай, снизилось на 5 млн т, до 96 млн т в год. 

В свою очередь, из-за уменьшения производства железорудного сырья и металлопроката сама "Укрзализныця" в 2017 г. потеряла перевозки грузов в объеме не менее 15 млн т, недополучив прибыль – поскольку грузовые перевозки "УЗ" имеют рентабельность 23-33%. 

Несмотря на полученный негативный результат от предыдущих повышений своих тарифов, госмонополист намерен добиться очередного увеличения стоимости своих услуг для грузоотправителей на 11% за счет унификации тарифов на перевозку порожних грузовых вагонов, отмечается в аналитической записке. 

По мнению экспертов "УПЭ", результатом этой инициативы станет новое падение объемов украинского экспорта и как следствие – снижение поступлений валютной выручки в страну. 

Исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко в комментарии МинПрому выразил мнение, что данная ситуация сложилась из-за монопольного положения "Укрзализныци" на рынке железнодорожных перевозок – как грузовых, так и пассажирских. 

"Укрзализныця", будучи монополистом, может навязывать грузоотправителям и пассажирам любые тарифы, не заботясь о повышении качества услуг и их конкурентоспособности. Поэтому существуют проблемы с подвижным составом "УЗ" и не только", – сказал он. 

Выходом из положения О.Устенко считает разрушение монополии "Укрзализныци". "Ее зоной ответственности должна остаться железнодорожная инфраструктура, остальное должен взять на себя бизнес. Потому что сейчас от действий "УЗ" страдают не только металлурги, но и другие экспортеры – аграрии, химики. Все это приводит к снижению украинского экспорта – потому что сейчас "Укрзализныця" – организация, работающая неэффективно", – пояснил он. 

МинПром

Новини

18 Березня 2025

Експорт металобрухту з України зріс на 1,6% у січні-лютому

Китай скоротив виплавку сталі на 1,5% у січні-лютому 2025 року

Україна у січні скоротила експорт товарів на 11,5% – Держстат

Китай у січні-лютому знизив виробництво сталі на 1,5%

Торгівельна війна загострюється: Трамп не робитиме винятків для мит на сталь та алюміній

Прибуток Метінвесту значно збільшився після відкриття морського коридору

Понад 7 млн євро інвестують у розвиток Ризького вільного порту

ЄС запропонував тимчасові антидемпінгові мита на г/к рулон із трьох країн

Україна у квітні підпише оновлену угоду про вільну торгівлю з країнами EFTA

Китайський бізнес цікавився українським титаном у 2022 році

Ціни на газ у Європі відреагували на майбутню розмову Трампа з Путіним

17 Березня 2025

ЄС не запроваджує санкції проти російського СПГ через відсутність угоди з США 

Індійська JSL інвестує $80 млн, щоб досягти нульових викидів до 2030 року

Викиди від війни в Україні зросли на 30% у 2024 році

У січні–лютому частка руди в експортних залізничних перевезення зросла до 43,7%

ArcelorMittal шукає кошти для порятунку заводів у Південній Африці

ВСІ НОВИНИ ⇢