Вагоностроители заявили об угрозе полной остановки предприятий

Новини

Огромный профицит в Украине ввезенных из РФ списанных грузовых вагонов и вагонов с продлеваемым сроком эксплуатации, повлекший многократное падение производства на украинских вагоностроительных заводах из-за отсутствия заказов, может привести к полной остановке этой отрасли уже в следующем году, считают руководители вагоностроительных и логистических компаний.

"Сегодня сложилась катастрофическая ситуация с внутренним производством грузовых вагонов (их локализация в Украине превышает 95-97%), в первую очередь, из-за колоссального профицита ввезенных из РФ списанных вагонов и вагонов, на которые продлевается срок эксплуатации. Поэтому 2021-й может стать годом полной остановки украинского грузового вагоностроения", – отметил генеральный директор "Аурум Груп" (в ее состав входит производитель вагонов "Дизельный завод") Андрей Жарий на пресс-конференции в Киеве в четверг.

Согласно приведенным данным, к настоящему времени в Украине зарегистрировано около 190 тыс. грузовых вагонов частной и госсобственности, и за счет продления сроков эксплуатации около 64 тыс. вагонов (43,5% всего подвижного состава) исчерпали нормативный ресурс.

При этом за 2016-2019 гг. в Украину было ввезено из РФ 18 тыс. списанных вагонов.

"Сейчас действует запрет на ввоз старых вагонов из РФ до конца года, но лазейки все же находятся, например, режим временного ввоза, у нас есть факты их ввоза. Поэтому настаиваем на необходимости запрета ввоза иностранных вагонов не только в режиме импорта, но и в режиме временного ввоза до конца 2021 года", – сказал директор компании "ТАС_Логистик" Владимир Иващенко.

По данным и.о. директора по сбыту и маркетингу Крюковского вагоностроительного завода Юрия Брусника, сегодня в отрасли вагоностроения работает около 12 тыс. чел. (с учетом работников в смежных отраслях – около 60 тыс.), тогда как в 2011 году – 32 тыс.

При этом в Украине еще действуют пять предприятий (КВСЗ, "Днепровагонмаш", "Дизельный завод", завод "Карпаты" и Попаснянский ВРЗ), тогда как в 2019 году их было 12, а девять лет назад – 18.

"КВСЗ за восемь месяцев выпустил только 242 вагона, а фонд зарплаты по итогам января-августа мы сократили более чем на 60%", – сообщил он.

Технический директор АО "Днепровагонмаш" Александр Жуков сообщил, что завод в этом году потерял около 32% рабочих мест, фонд зарплаты снижен на 54%, а выпуск вагонов упал почти вчетверо (за восемь месяцев выпущено 382 вагона).

В целом, согласно приведенным данным, украинские заводы в январе-августе 2020 года реализовали только 1,579 тыс. ед. грузовых вагонов против 10,182 тыс. годом ранее.

"Помимо того, что нет заказов на грузовые вагоны, у нас нет заказов на среднее и мелкое литье для ремонта вагонов: объем заказов от "Укрзализныци" упал в 30-50 раз. Такого положения не было никогда, т.е., видимо, надо ужесточать контроль за ремонтами вагонов структурами "Укрзализныци", – считает директор МП "Днепродзержинский сталелитейный завод" Александр Закирбаев.

По его словам, с начала этого года завод также вынуждено сократил 50% персонала (сейчас 900 работников), а программы обучения новых работников предприятие вынуждено было свернуть из-за затратности.

Катастрофической из-за наличия дешевых списанных вагонов из РФ или вагонов с продленным сроком эксплуатации считают ситуацию и в логистических компаниях.

"У нас собственный парк украинских вагонов (500 ед.), в которые вложены средства, но из-за отсутствия реального запрета на ввоз вагонов из РФ нам как инвестору вообще невыгодно работать в Украине, наши неоднократные обращения в различные инстанции ни к чему не привели. У Мининфраструктуры отсутствует реальная программа обновления парка, нет реакции на наработки рынка. Покупая новые вагоны, неся долговую нагрузку, мы фактически конкурируем с металлоломом", – считает замдиректора по правовым вопросам "Первой логистической компании" Дмитрий Троекуров.

По словам Иващенко, на сегодня компания "ТАС-Логистик" располагает парком в 1,800 тыс. вагонов, в которые инвестировано $80 млн.

Участники пресс-конференции напомнили, что эксплуатация изношенных и устаревших вагонов несет ряд рисков, в том числе разрушение верхнего строения путей, втрое по сравнению с нормативными (до 8,3 раза в год) увеличивается количество внеплановых ремонтов и простоев парка.

Кроме того, снижается конкурентоспособность железнодорожных перевозок по территории Украины (за 2018 год автотранспортные перевозки выросли на 6,3%, а ж/д снизились на 5%).

В связи со сложившейся ситуацией участники пресс-конференции сформировали ряд требований к Кабинету министров Украины. В частности, ввести полный запрет ввоза в Украину грузовых вагонов с истекшим и (или) продленным сроком эксплуатации всех юрисдикций, запретить с 1 октября текущего года процедуру новых продлений сроков эксплуатации вагонов (кроме дефицитных), усилить технические требования и ответственность за эксплуатацию продленных вагонов.

Кроме того, вагоностроители и логисты предлагают запретить или существенно ограничить использование иностранных вагонов во внутренних перевозках (режим временного ввоза), принять правительственную программу, предусматривающую механизмы стимулирования потребителей к обновлению подвижного состава.

"Финальным результатом выполнения требований должно стать обновление украинского парка подвижного состава не менее чем на 12 тыс. новых грузовых вагонов ежегодно", – считают участники пресс-конференции.

При этом они предлагают правительству свою разработанную программу возобновления железнодорожного сектора, прямой эффект от которой за пять лет, в частности, составит 106 млрд грн дополнительного производства, или 2,65% роста ВВП, 14,8 тыс. рабочих мест в вагоностроении и до 30 тыс. рабочих мест в смежных отраслях.

"Мы просим правительство в течение двух недель принять решение по этим вопросам. Уже неоднократно президент и премьер Украины обещали их разрешить, они в курсе ситуации. И мы не исключаем, что работники предприятий, оставшись без работы и зарплаты, захотят выйти под стены Верховной Рады или Кабмина со своими требованиями", – резюмировали участники "круглого стола".

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢