Регулировать ж/д тарифы должен независимый регулятор, а не Укрзализныця – Шпенов

Новини
Регулировать ж/д тарифы должен независимый регулятор, а не Укрзализныця – Шпенов

Вопрос регулирования деятельности естественных монополий давно стоит на повестке дня развития украинской экономики. Основная проблема заключается в том, что монополии непрозрачным способом формируют тарифы на свои услуги. Это приводит к искажению условий экономической конкуренции на рынке. В развитых странах регулированием тарифов занимаются независимые регуляторы, отмечает народный депутат Дмитрий Шпенов.

По мнению политика, именно такого регулятора сегодня не хватает в сфере ж/д транспорта, где безраздельно властвует "Укрзализныця". Об этом говорит не только бизнес. О необходимости создания такого регулятора сказано в "Национальной стратегии увеличения прямых иностранных инвестиций в Украину", которую подготовило Агентство США по международному развитию (USAID) и консалтинговая компания Ernst & Young по заказу украинского правительства.

"Тем не менее, Министерство инфраструктуры продолжает гнуть свою линию о необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки. Последние являются самыми рентабельными для УЗ, их средняя прибыльность находится на уровне 27%, в то время, как по экономике в целом она не превышает 6,5%. Но даже такое успешное направление, как грузовые перевозки, не спасает ж/д монополиста от убытков", - подчеркивает Д.Шпенов.

Он напомнил, что в 2020 году убытки "Укрзализныци" составили почти 12 млрд грн. В 2021 году компания продолжила финансовое пике. В мае сразу несколько ведущих международных рейтинговых агентств оценили положение УЗ, как близкое к дефолту. Руководство Мининфраструктуры убеждено, что вывести монополиста из финансового кризиса можно с помощью повышения тарифов. Однако практика показывает, что такой подход к решению данного вопроса не помогает.

Нардеп также обратил внимание на то, что в 2019 году тарифы на грузовые перевозки были увеличены на 14%. Грузоперевозчики заплатили УЗ дополнительно 7 млрд грн, но компания не смогла эффективно распорядится этими средствами, выполнив инвестиционный план всего наполовину. Нынешнее повышение тарифов, на котором настаивает МИУ, увеличит доходы УЗ в 2021 году на 2 млрд грн, а в 2022-м на 10 млрд грн. Большинство экспертов убеждены, что ситуация двухлетней давности повторится, и финансовое положение компании не измениться в лучшую сторону.

"Считаю, что правительству необходимо прислушаться к мнению международных экспертов и украинского бизнеса. Тарифы «УЗ» нельзя повышать до полного реформирования и финансового оздоровления «Укрзализныци». Ведь только тогда можно будет понять реальную структуру затрат и экономическую обоснованность тарифов. Что касается их регулирования, убежден, что этим должен заниматься независимый регулятор - Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Соответствующий законопроект №3927 зарегистрирован в парламенте", - резюмировал Д.Шпенов.

Новини

30 Вересня 2022

Зеленський закликав Раду прийняти закон про націоналізацію всіх російських активів

Уряд визначив, на що індустріальні парки зможуть витрачати звільнені від оподаткування кошти

Країни ЄС попередньо погодили восьмий пакет санкцій проти Росії

МЗС активізує роботу з підтримки вітчизняних експортерів

НКРЕКП підвищила тарифи на зелену електроенергію

В'єтнам скорочує експорт сталевої продукції

Інфляція в єврозоні вперше сягнула двозначного показника

Україна практично вийшла на показники довоєнного експорту зерна

УЗ та Deutsche Bahn можуть створити спільне підприємство

Сенат США схвалив допомогу Україні в розмірі 12,3 млрд дол

Україна накопичила в ПСГ 14 млрд кубометрів газу

Уряд ФРН виділяє 200 млрд євро на боротьбу з енергокризою

29 Вересня 2022

МінАПК розраховує на продовження зернової угоди

Україна очікує найближчим часом отримати 550 млн євро від ЄІБ

Метінвест долучає закордонні активи до місії "Рятуємо життя"

Акцизи на паливо повернуться з 30 вересня

ВСІ НОВИНИ ⇢