Половина украинского бензина не отвечает стандартам
Новини
В 2009 году около 50% бензинов на рынке Украины не отвечали государственным стандартам, об этом в статье для "Зеркала недели" заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
По его словам, с октября 2009-го АО "Укртатнафта" запустило в промышленное производство компоненты автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95. Во многом отвечая параметрам обычных товарных топлив, эти нефтепродукты отгружаются по техническим условиям (ТУ), разработанным для полуфабрикатов, что позволяет платить акциз по ставке 20 евро/т вместо 110 евро/т для товарной продукции (в розничных ценах "выигрыш" около 1 грн./л), пояснил С.Куюн.
"Нехитрая схема позволила оператору завода положить в карман за октябрь—январь около 210 млн грн. (было выпущено около 145 тыс. т КБ). Источники на рынке полагают, что, предчувствуя приближение конца налоговых "каникул", в ближайшее время завод будет оформлять под видом КБ максимальные объемы производимых бензинов", — отметил он.
С.Куюн констатировал, что в 2009 году Госпотребстандарт не провел ни одного лабораторного анализа пробы нефтепродуктов на АЗС. "Нет денег, говорят в ведомстве. Ситуация окончательно вышла из-под государственного контроля", — отметил эксперт.
"Доблестный АМКУ гордится десятками и сотнями открытых дел, четырьмя миллионами собранных в 2009 году штрафов с нефтетрейдеров. А на одних КБ как элементе недобросовестной конкуренции бюджет потерял в 50 раз больше… Так, может быть, надо было завести одно дело?", — подчеркнул эксперт.
Еще одной причиной катастрофической ситуации с качеством топлива, по его словам, являются недопустимо низкие темпы модернизации украинских нефтеперерабатывающих заводов. "Очевидно, что нефтеперерабатывающие заводы в Кременчуге, Надворной, Дрогобыче и Шебелинке к запланированному с 1 января 2011 года ужесточению норм качества производимых нефтепродуктов готовы не будут, так как их владельцы (по отношению к первым трем можно сказать просто владелец) не находят эти вложения выгодными (а в Шебелинке вообще не находят вложений)", — пояснил он.
В то же время С.Куюн убежден, что проблему внедрения улучшенных качественных норм на топливо решать придется в любом случае. "Этого требует новый автопарк и граждане, притом не только Украины, но и сопредельных государств, где уже давно используют стандарт Евро-5 (у нас по некоторым позициям еще допускается Евро-2)", — напомнил он.
Отметим, что ранее в СМИ неоднократно заявлялось о том, что большое количество топлива в Украина (особенно бензинов марки А-95) является некачественным.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram