Договор Нафтогаза и RUE угрожает безопасности Украины
НовиниПодписанный в 2004 году контракт НАК "Нафтогаз Украины" и RosUkrEnergo представляет угрозу энергетической безопасности Украины. Такое мнение высказали эксперты центра "Номос" Михаил Гончар и Максим Алинов, пишет издание "Зеркало Недели".
Они считают, что этот контракт не стыкуется с принятым законом "Об основах функционирования рынка природного газа". В соответствии со статьями 7, 9, 13 и 15 данного документа, все субъекты рынка природного газа имеют равные права доступа к Единой газотранспортной системе Украины (к газовым сетям и мощностям для хранения природного газа).
При этом установлено, что одним из принципов рынка природного газа является добросовестность конкуренции между его участниками в условиях равных прав и возможностей.
"Так неужели Нафтогаз и Минтопэнерго стремятся к открытию газового рынка для всех субъектов на "справедливых и разумных" условиях контракта 3/04? Ведь сохранение в силе контракта 3/04 в его нынешнем виде и установление, например, более высоких тарифов или другого режима использования ПХГ для иных субъектов, чем RUE, будет нарушением равных прав и возможностей", – отмечают эксперты.
Они также подчеркивают, что в таком случае другие субъекты, например Газпром, могут потребовать предоставления ему таких же возможностей, которые предусмотрены контрактом между компаниями.
Кроме этого, по мнению специалистов, контракт 2004 года может привести к возникновению проблем для Украины в контексте ее обязательств по договору к Энергетической хартии.
В частности, в соответствии со статьей 6 указанного документа Украина должна уменьшить рыночные диспропорции и препятствия для конкуренции в хозяйственной деятельности в энергетическом секторе. А статья 10 предусматривает обязательство Киева создавать стабильные и равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам других договаривающихся сторон для осуществления инвестиций на ее территории. Такие условия включают обязательство предоставлять без исключения инвестициям инвесторов других договаривающихся сторон справедливый и одинаковый режим.
Исходя из этого, украинская сторона будет вынуждена либо сотрудничать с иностранными, в том числе европейскими, компаниями на тех же условиях, что и с RUE, либо установить для них другой режим, который будет дискриминационным, и тем самым нарушить международно-правовые обязательства со всеми вытекающими последствиями.
Кроме того, констатируют эксперты, соглашение компаний не позволит в полной мере использовать свободный объем украинских ПХГ для оказания европейским компаниям услуг по хранению газа. Суммарная активная емкость 13 украинских ПХГ составляет 32,5 млрд куб. м. По контракту Нафтогаз обязан оказать RUE услуги по хранению до 15 млрд куб м. Таким образом, указанный контракт покрывает практически 50% общей мощности украинских ПХГ и резервирует их за RUE.
"При этом RUE не платит за поддержание такого значительного резерва мощностей ПХГ, не несет обязательств по минимальному их использованию и самостоятельно определяет, сколько газа она будет хранить в рамках максимального законтрактованного объема в 15 миллиарда кубометров газа, — указывают эксперты, — Таким образом, может случиться, что свободные мощности ПХГ не будут использоваться RUE и не смогут быть предоставлены европейским компаниям (поскольку зарезервированы за РУЭ), а Нафтогаз не будет получать никакого дохода. Что, собственно, и имеет место на данный момент".
С учетом приведенных примеров можно утверждать, что контракт представляет угрозу энергетической безопасности Украины. Это, в свою очередь, является основанием для признания украинским судом решения Стокгольмского арбитража (в части установления действительности контракта 3/04) несовместимым с публичным порядком Украины.
Напомним, что 8 июня Стокгольмский арбитражный суд обязал НАК "Нафтогаз Украины" вернуть 11 млрд куб. м газа швейцарской компании "RosUkrEnergo AG", а также передать ей 1,1 млрд куб. м газа в качестве компенсации за его незаконное изъятие. 13 августа решение Стокгольмского арбитража было подтверждено в Шевченковском районном суде Киева. Однако позже Нафтогаз подал апелляцию на это решение.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram