Работа с ломом

Публікації

На очередном съезде Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) участники металлоломного бизнеса страны традиционно подвели итоги работы в текущем году, наметили перспективы на ближайшие несколько лет и в который раз обговорили основные проблемы своей деятельности. Отличительной же особенностью нынешнего собрания стало обсуждение обновленного формата налоговых правил для отрасли.

Плюс-минус миллион

По результатам текущего года ожидается, что объем поставки лома черных металлов украинским метпредприятиям составит около 6 млн тонн. Это на 20,5% больше аналогичного показателя-2009. В прошлом году для внутренних потребителей было заготовлено примерно 5 млн тонн этого вида сырья. Однако на докризисную отметку внутриукраинских поставок 2007 года, когда отечественным металлургам было отгружено порядка 7 млн тонн лома, отрасль все же не вышла.

Экспорт черного металлолома в 2010 году составит свыше 600 тыс. тонн, тогда как в прошлом году на внешние рынки было поставлено 890 тыс. тонн, а в 2007 – 680 тыс. тонн. В целом же в текущем году объем заготовки металлолома в Украине ожидается на уровне 6,65 млн тонн, что на 12,8% (около 750 тыс. тонн) превысит итог прошлого года, но опять же заметно уступит (на более чем 1 млн тонн) аналогичному показателю 2007 года.

Приведенные цифры УАВтормет отражают важную тенденцию: объемы заготовки лома в стране менялись вслед за уровнем выплавки стали в Украине, а его экспорт в последние годы находился в пределах 600-900 тыс. тонн (хотя в 2000 украинские металлоломные компании вывезли за рубеж около 5 млн тонн продукта). Низкий уровень нынешнего экспорта лома во многом обусловлен тем, что на внутреннем рынке "улучшилось его потребление". Такими словами охарактеризовал общеотраслевые результаты по текущему году президент УАВтормета Валентин Куличенко, открывая в прошлую пятницу XII съезд членов ассоциации.

По его словам, первое полугодие-2010 украинский рынок отработал при довольно стабильных ценах на лом черных металлов. При этом В.Куличенко подчеркнул, что ассоциация добилась того, что в последнее время ценовые условия работы с металлоломом внутри страны "адекватны ценам внешнего рынка". И привел следующие данные: на конец ноября цена на украинский экспортный лом по условиям FOB составляла 340-360 долл./тонн (учитывая экспортную пошлину). А на внутреннем рынке это сырье предлагается металлургам в среднем по 320-340 долл./тонн (без возврата ж/д тарифа).

Президент УАВтормет также выразил уверенность, что в 2011 году будет наблюдаться дальнейший рост промышленного производства (с некоторыми колебаниями). Это приведет к соответствующему увеличению уровня потребления металлургической продукции, что непосредственно скажется на повышении объемов выплавки стали в Украине (на 4% относительно итогов-2010) и, как следствие, вызовет рост и в сфере заготовки лома в стране.

К новым ценам и дефициту

Статистическую картину развития металлоломного рынка страны дополнил директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк. По его прогнозу, в следующем году потребность украинских металлургов в ломе вырастет, но незначительно – на 200-250 тыс. тонн. "В связи с высокой конкуренцией на мировых рынках металлопродукции мы вряд ли сможем быстро нарастить производство стали. Я думаю, что в текущем году Украина произведет порядка 32,3 млн тонн. В 2011 году увеличим этот объем на 1 млн тонн, не более. Но былых показателей – 42,5 млн тонн стали в 2007 году – вряд ли достигнем. Для этого нет рынков сбыта", – пояснил он.

Руководитель Укрпромвнешэкспертизы отметил, что в 2011 году спрос внутреннего рынка на лом черных металлов отечественные заготовители удовлетворить смогут – за счет внутриукраинских запасов. А вот 2012 год может ознаменоваться определенной напряженностью в соблюдении баланса поставок данного вида сырья украинским метпредприятиям. Через год, предположил В.Власюк, компания "Интерпайп" введет в строй электросталеплавильный комплекс "Днипросталь". Для полной загрузки его мощностей потребуется порядка 1,35-1,4 млн тонн лома в год. Дополнительно изыскать эти объемы внутри страны, убежден эксперт, будет очень непросто. Поэтому, начиная с 2012 года, ожидается дефицит лома на внутреннем рынке в размере 700-800 тыс. тонн в год.

В связи с этим В.Власюк обратил внимание операторов на такой перспективный источник заготовки лома, как утилизация автомобилей. По его данным, в текущем году Госавтоинспекция увеличила количество автомобилей, не подлежащих эксплуатации, на 150 тыс. шт. В следующем году этот показатель будет еще выше. В то же время В.Власюк констатировал, что для эффективной работы по данному направлению следует внести соответствующие изменения в нормативные акты. По его мнению, на законодательном уровне нужно закрепить стимулы-обязательства утилизировать старые автотранспортные средства в Украине. Причем как для их владельцев, так и для заготовителей и переработчиков лома. Последним к тому же понадобится спецоборудование для переработки автомобилей – шредерные установки.

Что касается внешнего рынка, то здесь спрос на металлолом значительно вырос и будет оставаться высоким и далее, отметил эксперт. На сопредельных рынках ситуацию формирует Турция, металлурги которой реализуют масштабные планы по наращиванию объемов выплавки стали в стране. А в глобальном масштабе – Китай, который еще не менее 10 лет будет оставаться весомым импортером лома черных металлов, до формирования собственного заметного металлофонда.

Указанные тенденции непосредственно повлияют и на стоимостные характеристики металлолома. Если сегодня его мировые цены, по данным В.Власюка, составляют порядка 370-380 долл./тонн, то в следующем году они возрастут. Тренд в данном случае задают поставщики руды и угля. Так, согласно расчетам Укрпромвнешэкспертизы в 2011 году цена железорудного сырья увеличится на 25%, или на 25 долл./тонн, коксующегося угля – на 18%, или 36 долл./тонн. В результате себестоимость чугуна вырастет минимум на 50 долл./тонн. Вследствие этого подорожает и лом черных металлов, стоимость которого традиционно связана с ценой чугуна. "Учитывая это, в случае с ломом я бы ожидал роста цен примерно на 15 долл./тонн до января. А в среднем по 2011 году повышение составит порядка 25-35 долл./тонн", – спрогнозировал В.Власюк.

Устоявшаяся проблематика

Экспортные поставки являются крайне привлекательным каналом продаж для отечественных металлоломных компаний. Но сегодня они облагаются пошлиной в размере 16,4 евро/тонн. Впрочем, уровень таможенной нагрузки при поставках лома на внешние рынки из года в год смягчается. Соответствующая норма в законодательстве предусматривает, что в 2011 году пошлина на экспорт лома черных металлов из Украины снизится до 14,8 евро/тонн, а с 2014 года ее ставка достигнет стабильных 10 евро/тонн. В.Куличенко предположил, что к тому времени вполне реально будет отменить данную пошлину вообще: "Она вводилась в то время, когда Украина еще не вступила в ВТО. Сейчас же наше государство – член этой организации, правила которой не предусматривают подобных ограничений в торговле".

В свою очередь директор львовской фирмы "Орус" Петр Кратюк также акцентировал внимание на иных проблемах украинских металлоломных компаний. Среди них: "автоматическое определение" металлургами нормы засоренности принимаемого лома 1,5-2% от веса партии в зависимости от марки лома. По его убеждению, необходимо подготовить новый государственный стандарт, который избавит металлоломных операторов от подобной практики "мусорной потери" товара.

А в качестве относительно новых угроз для бизнеса системных операторов директор Оруса назвал практику сотрудничества Укрзализныци с субъектами, работающими на рынке лома без лицензии. Таким "гаражным" субъектам на ж/д станциях без проблем подают полувагоны для погрузки и перевозки лома, хотя традиционные игроки данного рынка испытывают с этим проблемы.

Вообще, ситуация с лицензированием деятельности металлоломных компаний в Украине сегодня неоднозначная. Так, в декабре прошлого года в законодательство были внесены изменения относительно бессрочного статуса лицензии на право осуществления ряда видов предпринимательской деятельности. Операции с металлоломом также попали в данный перечень. А в феврале текущего года появились предложения об отмене лицензирования для этой сферы бизнеса. Тогда металлоломной ассоциации удалось отстоять обязательность лицензии. Сейчас в УАВтормет работают над тем, чтобы вернуть ей 5-летний срок действия.

"Я рассматриваю лицензирование как фактор, который придает  деятельности фирмы официальный характер. Для серьезно и прозрачно работающих субъектов предпринимательства не составит никакого труда подтвердить свои лицензионные возможности один раз в 5 лет. Тем же, кто не соответствует лицензионным условиям, – продлить ее действие будет проблематично. К тому же 5-летнее лицензирование отсеивает с рынка фирмы, по разным причинам прекратившие свою деятельность с металлоломом", – заявил по данному поводу В.Куличенко.

Временное и постоянное

Другие операторы сетовали на коррупционные проявления при оформлении экспортных поставок лома в некоторых госструктурах. Так, директор запорожской фирмы "Дельта-Импекс" Станислав Шефер прямо заявил о том, что следует добиваться нормального отношения госчиновников к самой природе товара металлоломных компаний: "К сожалению, на сегодняшний день в понимании большинства представителей контролирующих органов мы торгуем ворованным! Соответственно, появляются так называемые сопутствующие расходы, размер которых может превышать налоговую нагрузку. Это не нормально!" По его утверждению, серьезные металлоломные операторы ведут свой бизнес прозрачно. И такое отношение контролеров "надо менять".

Коррупция в госструктурах, впрочем, – это негатив всеукраинского масштаба. А уходящий год был отмечен не одними лишь проблемами в деятельности операторов украинского металлоломного рынка. Практически все участники съезда назвали такое достижение УАВтормет, как отмена с 2011 года обложения НДС по операциям с металлоломом. Вне зоны действия этого налога металломные компании страны уже работали в 2007-2008 годах. Тогда льготу проводили через закон о госбюджете. (В 2009-2010 по ряду причин этого сделать не удалось.) Сейчас же отмена НДС предусмотрена в Налоговом кодексе Украины, который был подписан Президентом страны в начале декабря.

В этой связи председатель наблюдательного совета Украинской ассоциации вторичных металлов Валентин Макаренко высказал следующую мысль. В принятом Кодексе действие льготы по НДС носит временный характер – до 2014 года. "Нам дали фору на три года. И она должна быть использована таким образом, чтобы к 2014 году был достигнут один результат – отмена НДС по операциям с металлоломом навсегда. Если мы не добьемся этого в ближайшее время, то за год до окончания действия льготы продлить ее будет крайне тяжело", – убеждал коллег В.Макаренко.

Среди иных важных задач он также назвал отмену (или снижение ставки) подоходного налога для физлиц, сдающих лом операторам рынка. Нынешний размер этого платежа (15% от цены приемки), по мнению представителей металлоломных компаний страны, – неоправданно высокая налоговая нагрузка на низовое звено участников рынка.

Конкретные же меры по закреплению существующих налоговых преференций и получению новых обсуждать на съезде операторы не стали. Решение этих вопросов запланировано в более узком кругу: на очередном заседании набсовета УАВтормета в конце января – начале февраля 2011 года.

Сергей Кукин

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

ВСІ НОВИНИ ⇢