Румыния закроет судоходный канал Украины

Новини

Между Украиной и Румынией назревает очередной скандал, пишет "Независимая газета".

Как сообщил депутат Верховной Рады Павел Унгурян, Бухарест готовится использовать международные экологические соглашения, чтобы летом закрыть украинский канал Дунай – Черное море. Официальный Киев ситуацию не комментирует, хотя чиновники нескольких ведомств подтвердили изданию, что украинская сторона готовит серьезные контраргументы.

П.Унгурян сообщил, что Румыния собирается рассмотреть скандальный вопрос в ходе запланированной на начало июня 5 встречи сторон Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Это международное соглашение, подписанное 42 странами, было в 1991 году разработано Европейской экономической комиссией ООН. Документ вступил в силу с 1997 года. Он предполагает, что оценка влияния на окружающую среду всех потенциально опасных проектов, реализуемых на приграничной территории, должна осуществляться с участием сопредельных стран.

Формально украинский канал Дунай – Черное море в устье Быстрое подпадает под требования Конвенции. Но, как объяснил один из украинских дипломатов, документ предполагает обсуждение и согласование проектов на стадии планирования, а украинский канал уже введен в эксплуатацию с 2004 года. Даже с учетом перерыва в его работе до 2007 года, когда проводились работы по расчистке от последствий паводка и углублению русла, а также укреплению береговой линии, украинские экологи готовы доказать, что за последние четыре года канал не оказал губительного воздействия на окружающую среду. Козырем румынской стороны в данном споре является обнародованный в 2006 году вывод Экономической комиссии ООН о том, что канал все же может нанести вред отдельным видам фауны в дельте Дуная.

Эксперты отмечают, что экологические претензии Румынии имеют экономическую основу, поскольку украинский маршрут выигрывает в конкурентной борьбе с румынским Сулинским каналом. Кроме экономических потерь, неизбежных из-за лишения статуса монополии в торговом судоходстве в регионе, Румыния, по мнению украинских экспертов, пытается прощупать почву в вопросе отношения международного сообщества к ее территориальным претензиям к Украине.

Как известно, в 2009 году Бухарест выиграл инициированную им же судебную тяжбу в Международном суде ООН: суд отказался признать остров Змеиный частью прибрежной линии Украины при делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Многолетний спор за остров был связан с тем, что на прилегающем к нему шельфе расположены крупные месторождения нефти и газа. Румынская сторона построила свою линию на доказательствах, что Змеиный – не остров, а всего лишь скала, которая не может иметь собственные территориальные воды.

Украинские чиновники уверенно заявляют, что закрытия канала не произойдет, но держат свои козыри в рукаве. Руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала отметил, что в этом споре позиции Румынии выглядят пока сильнее только потому, что она является членом Евросоюза и вовсю использует возможности ЕС для давления на Украину.

МинПром

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢