Продолжаются споры вокруг архива Фриды Кало

Летом 2009 арт-сообщество громко обсуждало неожиданное появление так называемого "потерянного архива" художницы Фриды Кало (Frida Kahlo). Шутка ли — стало известно об архиве из 1200 доселе нигде не опубликованных произведений: картин, записок, набросков и проч. Тогда уважаемые американские и мексиканские дилеры, критики и искусствоведы, имеющие непосредственное отношение к рынку работ Ф.Кало и к публикациям о ней, в один голос заявили, что архив является подделкой.
В августе 2009 группа экспертов выпустила обращение к мексиканским национальным культурным учреждениям с требованием признать "все документы и работы в этой коллекции подделкой". Однако мексиканский суд счел, что обвинителям не удалось доказать, что архив фальшивый. Об этом судебном решении стало известно совсем недавно.
Значит ли это, что у владельцев архива появился шанс доказать его подлинность? Антиквар Карлос Нойола (Carlos Noyola) и его супруга Летисия надеются на это. По крайней мере, они намереваются в скором времени воспользоваться своим правом выставить работы. Архив включает 16 небольших картин маслом, 23 акварели и пастели, 59 страниц из блокнотов (дневниковые записи, рецепты и проч.), 73 анатомических рисунка (в том числе сделанные до аварии 1925 года), 128 набросков карандашом и углем, 129 иллюстрированных стихотворений в прозе, 230 писем поэту и другу Карлосу Пеллисеру. По большей части это бытовые документы и предметы, в том числе счета из отелей, фотографии, одежда, расписки о продаже картин Диего Риверы и т. д.
Самое интересное в этом споре то, что два года назад ни один из возмущенных экспертов, подписавшихся под коллективным обращением в мексиканские государственные органы, не связывался с К.Нойолой и не осматривал произведения лично. У журналиста Los Angeles Times Кристофера Найта (Christopher Knight) сложилось впечатление, что вокруг архива специально раздувался скандал с целью очернить его до того, как он будет представлен публике.
Очевидно, что подписавшие обращение действовали по указке Банка Мексики и Фонда Риверы-Кало — эти организации контролируют соблюдение авторских прав художницы и получают неплохие деньги за выдачу разрешений на использование ее работ. Фонд и Банк наладили производство масляных репродукций картин Ф.Кало, которые продают в родном городе ее отца Баден-Бадене; появились также коллекции одежды, ювелирных украшений и прочих сувениров, созданных на основе произведений Ф.Кало. И именно эти организации обратились в мексиканский суд с требованием запретить владельцам "потерянного архива" Карлосу и Летисии Нойола экспонировать работы.
Суд вынес решение еще в прошлом августе, но известно о нем стало только сейчас: с одной стороны, архив не был признан подлинным, но с другой, обвинения Фонда и Банка Мексики в том, что работы поддельные, были признаны голословными. Супруги Нойола собираются выступить с ответным иском против обвинителей. Уважаемые в арт-сообществе супруги-антиквары всегда верили, что архив может оказаться подлинным. Нойола призывают специалистов провести научные исследования материала. Ни один из обвинителей, оскорбленных решением суда, пока не поддержал этого предложения.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram