Денис Матвиенко: Креативность гарантирую!
С недавних пор балетную труппу Национальной оперы Украины возглавил всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко. Назначение интересное уже само по себе, ведь на должность худрука обычно приходят люди, чья балетная карьера близится к завершению. А Д.Матвиенко лишь 32 года, и как артист он чрезвычайно востребован – звания премьера Мариинского и приглашенного солиста Большого театров говорит само за себя.
Танцевать в Санкт-Петербурге и Москве (а еще – в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Токио) Денис будет и впредь, однако большинство времени и творческих усилий отныне будет посвящать родному театру, со сцены которого он когда-то и начал свое восхождение на балетный Олимп … "УМ" поинтересовалась, какие "ниточки судьбы" привели мировую звезду снова в Киев и на какие балетные события стоит рассчитывать киевскому зрителю в следующем году.
– Эту должность мне предложил министр культуры Украины Михаил Кулиняк, – говорит Д.Матвиенко. – Я согласился, потому что интересно попробовать себя в новом качестве. Как танцовщик я уже прошел все этапы – станцевал практически весь главный классический репертуар, работал со многими известными современными хореографами. Теперь хочется делать что-то более глобальное. Национальная опера Украины – это мой родной театр. Здесь всегда была сильна балетная труппа. Но атмосфера в коллективе последнее время мало способствовала творческому росту. В репертуаре значится преимущественно сама классика, много спектаклей физически устарели – в хореографии, декорациях, костюмах и т.п.. Современный балет представлен маловыразительными произведениями. И сейчас передо мной главная задача – сделать репертуар более интересным, соответствующим современным балетным тенденциям. Это не значит отбросить классику, нет. Но и классические спектакли имеют "заиграть" по-новому.
– Какие спектакли будут возобновлены прежде?
– Начнем с "Баядерки". Собственно это будет не обновление, а новая версия балета. Хореографом-постановщиком приглашена Наталья Макарова. Сценографию осуществит Вячеслав Окунев, который оформлял спектакль, идущий сейчас. Если все будет хорошо, то конечный результат зрители увидят в конце следующего года.
– А каких модерновых постановок стоит ждать?
– Модерн также будет. Уже в апреле планируем выпустить два одноактных балета. Название, музыка, имена постановщиков – пока тайна. Но креативность гарантирую.
– В представлении большинства балет – это не только танец, но и декорации, костюмы. Однако в современных постановках декорации почти отсутствуют, а костюмы очень просты. Запланированы спектакли тоже будут в стиле "минимализма"?
– Ну, во-первых, пустая сцена – не является обязательным условием для модерна. Есть много современных представлений с интересной сценографией, световым оформлением. Хотя некоторые хореографы, в частности Эдвард Клюг (именно этот хореограф поставил балеты "Кватро" и "Радио и Джульетта", которые в этом году было показано в Киеве по инициативе Д.Матвиенко. – Авт.) действительно придерживаются мнения, что все лишнее на сцене отвлекает внимание зрителя от собственно танца. Ибо в современном балете главное – язык тела.
– Остался работать в театре ваш предшественник Виктор Яременко?
– Да, Виктор Анатольевич работает в должности балетмейстера. В репертуаре театра остаются все поставленные им спектакли, в частности "Свадьба Фигаро", "Шехерезада", "Раймонда" и другие.
– Как коллектив воспринял ваше назначение?
– Балетная труппа НОУ – это почти 170 человек, в душу каждому не заглянешь. Да и задача худрука не в том, чтобы вести задушевные беседы. Главное – построить работу так, чтобы каждый работал на общее дело. Как это достигается? Прежде дисциплиной. Она должна быть такой, как в армии. Приведу один пример. В балете есть такая вещь, как класс – это ежедневные занятия, обязательные для каждого артиста, независимо от того, танцует он сегодня в спектакле или нет. Во всех театрах посещения класса – обязательно. Это прежде всего нужно самому артисту – для поддержания формы, предупреждение травм. Но в НОУ пропустить класс недавно считалось нормальным. Я этому положил конец … Опоздание на репетиции, лишний вес – все это мешает работе и строго наказываться. Сначала – штрафами, не помогает – заявление на стол и – "до свидания".
– Не боитесь, что труппа разбежится?
– Желающие танцевать в НОУ будут всегда. Это престижно. И не только для украинского. В труппе театра есть выходцы из Японии, Чехии … Кадрового дефицита я не боюсь. Для талантливого, по мере амбициозного артиста высокие требования в театре – это только плюс. А вот танцовщика, что позволяет себе выпить перед спектаклем, надо в три шеи гнать.
– Артист балета на сцене навеселе – неужели такое бывает?
– Я уже уволил двух за этот проступок. Надеюсь, впредь таких инцидентов у нас не будет.
– В ведущих балетных труппах мира давно существует четкое распределение танцовщиков на балерин и премьеров, ведущих, первых и вторых солистов, корифеев и артистов кордебалета. И вся эта информация есть на официальных сайтах театров. Однако у нас, насколько знаю, такой градации нет.
– Такое распределение действительно должно быть. И в ближайшее время мы его, очевидно, сделаем. Но это далеко не главное. Гораздо важнее, как человек танцует, а не то, какая у нее категория. Хотя категория, конечно, влияет на заработную плату. К сожалению, в НОУ обычной является ситуация, когда стажер работает гораздо больше и плодотворнее, чем "штатник" с категорией, а получает гораздо меньше. Это нонсенс. Если человек талантлив, хочет и может работать, то надо его поддерживать, а не мариновать в так называемой "карьерной очереди".
– Профессия артиста балета связана с большим риском получить травму. Насколько защищены в этом смысле артисты НОУ – имею в виду медицинскую поддержку, страхование и т.д.?
– Это очень большая проблема на всем постсоветском пространстве. Даже в ведущих российских театрах юридически эти вопросы не решены до конца. А в Украине артист балета абсолютно не защищен. Не дай Бог что случится – лечись за свои деньги. И лучше – за границей, в Украине просто нет специалистов, которые разбираются в балетных травмах. Зато они есть в Мюнхене – не потому, что там хороший балет, а благодаря … футболу. Балетные травмы во многом похожи на футбольные.
– Если бы еще и внимание со стороны СМИ к артистам балета в Украине составляла хотя бы десятую часть от популярности футбола …
– Это было бы замечательно … Впрочем, надеюсь, в ближайшее время балет как явление заявит о себе в украинском телеэфире.
– Каким образом?
– Переманит А.Волочкову (смеется). А если серьезно, то есть идеи телевизионных проектов, которые могут быть интересны не только балетной публике, но и широкой общественности.
– А как насчет оцифровки репертуарных спектаклей НОУ? Конечно, сегодня в интернете можно бесплатно скачать все, что хочешь. Но я уверена: если бы в Национальной опере перед спектаклем продавали записи с балетами в исполнении украинских артистов, то на них был бы спрос …
– Это надо делать хотя бы для престижа. Вот восстановим "Баядерку" и сразу запишем.
– Денис, а вы лично как часто радовать киевскую публику своим танцем?
– Я буду танцевать на сцене НОУ, но не очень часто. Вероятнее всего, во время премьерных показов и в различных проектах. Но в связи с деятельностью на посту худрука НОУ общее количество выступлений существенно уменьшится.
– Ваша жена, Анастасия Матвиенко, не вернулась в родной театр?
– Нет, Настя по-прежнему является солисткой Мариинского театра. Но на сцене Национальной оперы она, думаю, выступит еще раз.
– А нет ли в ваших планах периодически привлекать к участию в репертуарных спектаклях НОУ приглашенных звезд?
– Иначе быть просто не может. Это общепринятая в мире практика – время от времени приглашать для выполнения ведущих партий в репертуарных спектаклях прим из других театров. И я, честно говоря, не знаю, что мешало руководству театра делать это раньше.
– Обращение к произведениям современных авторов так или иначе упирается в проблему авторских прав? В репертуаре НОУ, например, есть балет "Сюита в белом", но зрители его могут увидеть разве что во время какого концерта …
– Авторские права на "Сюиту в белом" принадлежат Фонду Сержа Лифаря. В 2004 году фонд дал разрешение на два показа на сцене НОУ. Но театр на этом не остановился, спектакли шли и дальше – уже нелегально. В Фонде С.Лифаря об этом, конечно, узнали и положили конец "пиратству". На самом деле проблема авторских прав не является настолько сложной, как кажется. Во-первых, многие моменты можно решить на уровне личных контактов. Не скажу, что я дружу со всеми балетмейстерами мира, но со многими у меня хорошие отношения. И никто из них не откажет, если по-человечески попросить дать разрешение на определенное количество спектаклей. Кроме того, авторские отчисления – это не такие уж большие деньги по сравнению с бюджетом театра, чтобы считать их непреодолимой преградой.
Светлана Наконечная
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram