Рай открывается в пять утра

В Байдарской долине в Крыму успешно дебютировал новый пленэрный проект.
Ялта, июнь, вечер. Пляжи, которые днем были плотно заполнены отдыхающими, опустели. Жизнь курортного города переместилась на набережную и в исторический центр. Правда, особого разнообразия развлечений здесь нет. За это Ялту принято ругать еще со времен классиков. Вспомним, например, диалог в начале знакомства главных героев чеховской «Дамы с собачкой»: «Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!» — сказала она, не глядя на него. «Это только принято говорить, что здесь скучно. Обыватель живет у себя где-нибудь в Белеве или Жиздре — и ему не скучно, а приедет сюда: “Ах, скучно!” Подумаешь, что он из Гренады приехал».
Сейчас скульптуры «дамы с собачкой» и ее возлюбленного стоят на набережной. И минуты не проходит, чтобы на их фоне не фотографировались люди, прогуливающиеся тут. Вряд ли среди них есть кто-нибудь из жителей упомянутых Чеховым Белева или Жиздры — нынче в таких городках на отдых в Ялте не заработаешь. Недаром за спинами чеховских героев расположился ряд бутиков дорогих интернациональных брендов, а среди домов конца ХІХ — начала ХХ века возвышаются элитные новостройки.
На открытом, без внешних стен, первом этаже одной из них, всё еще незавершенного многоэтажного комплекса «Бригантина», проходит главное событие сегодняшнего ялтинского вечера — вернисаж художественного проекта «Траектория». Среди голых серых бетонных перегородок играет на саксофоне один из лучших джазменов Игорь Бутман, которому внимают курортная и арт-тусовки. Справа и слева от музыканта висят два ярких арт-объекта.
Всего их тут двенадцать — красочных, можно было бы сказать, картин, будь они написаны на холстах. Однако вместо холстов — листы фанеры, да еще и непростой конструкции. В центре каждого такого прямоугольного листа расположен эллипс, укрепленный таким образом, чтобы его можно было передвигать вокруг оси по принципу часовой стрелки. А над листом на тросике подвешен фанерный круг, который, если продолжать аналогию с часами, можно раскачивать, как маятник. И круг, и эллипс, и прямоугольник служат фоном для нефигуративной живописи дюжины украинских художников.
У каждого такого арт-объекта — свой автор. Несмотря на то что в каждом произведении в большей или меньшей степени угадывается крымская тематика, они сильно разнятся между собой. Точно так же, как различны создавшие их художники, приглашенные на пленэр в усадьбу Календы, расположенную в Байдарской долине у горы Календа. А это, хотя и тоже Крым, но местность, радикально отличающаяся от Ялты.
Под пенье птиц
Буквальное значение слова «пленэр» (в переводе с французского — «на открытом воздухе») со времени его появления не изменилось, однако в последние годы приобрело во всём мире еще один, социальный смысл. В нескольких гурзуфских пленэрах, о которых писал «Эксперт», объекты, созданные художниками, оставались на несколько месяцев или навсегда на городских улицах или площадках, продвигая искусство напрямую «в массы» местных жителей и приезжих. И при этом служили дополнительной туристической рекламой. Ведь отдыхающим интереснее приехать не в сонный курортный поселок, а в место, где кипит современная жизнь, как в европейских городах, где художественные выставки стали важной приманкой для туристов.
Лишь в редких случаях художественный итог пленэра выливается в цельный арт-проект
О гурзуфских пленэрах я вспомнил неслучайно. Именно их инициатор, киевский искусствовед Олеся Авраменко, представляющая Институт проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины и агентство художественных проектов «Persona» Art Projects, стала куратором «Траектории», первого проекта «КалендАрта» — творческой резиденции, которая создается в усадьбе Календы. Надо полагать, что, кроме выполнения сугубо художественных и просветительских задач, этот проект, вместе с открытием резиденции, должен еще «раскрутить» и сами Календы как гостинично-туристический объект.
А «раскручивать» здесь есть что. Байдарская долина, представляющая собой котловину в окружении невысоких крымских гор, расположенная примерно в 40 минутах езды от Ялты и где-то получасе — от Севастополя, до сих пор осталась заповедным природным уголком. Красота тут, как сказали бы юные туристы, «реально неописуемая». Видимость с любой точки долины — на десятки километров: покрытые деревьями горы, освещение которых постоянно меняется в зависимости от нависающих над ними облаков, степь, блестящее на солнце зеркало водохранилища. И почти полное отсутствие приезжих. За полчаса пути от Календ до водохранилища я не встретил ни души. А село Подгорное, где расположена усадьба, настолько невелико, что в нем нет даже своего магазина.
Утром, если спишь с открытым окном (а кто закроет его при таком воздухе?), уже в пять утра будит пение птиц, в которое вплетаются петушиные крики и жужжание насекомых. Прохожего, идущего по местным дорогам, как правило, сопровождают за компанию скачущие впереди любопытные трясогузки. Вот только идти по этим дорогам нужно осторожно, потому что можно вляпаться в свежую коровью «лепешку». Если во многих украинских селах найти даже одну корову непросто, то в небольшом Подгорном их целое стадо. Рано утром его выгоняют на местный луг. Жители села говорят, что когда молочные продукты из Байдарской долины привозят на базар в Севастополь, товар расхватывают мгновенно.
Вот в таких почти райских условиях без малого две недели работали художники над проектом «Траектория» (автор проекта и технического решения — Игорь Ступаченко). С разных концов Украины они съехались по приглашению Олеси Авраменко, директора творческой резиденции «КалендАрт» Игоря Гармаша и коллекционера, хозяина усадьбы и генерального директора торгово-промышленной транснациональной компании «Керамист» Дмитрия Зусмановича. (Кстати, летом в Ялте на сцене театра им. Чехова будет идти спектакль Нового театра «Варшавская мелодия», в котором «Керамист» выступает в качестве партнера проекта.)
Разные, но дружные
Говоря о чисто художественных достоинствах «Траектории», нужно в первую очередь отметить цельность проекта. Ведь как обычно проходят пленэры? В худшем случае художники просто отдыхают, чтобы потом, спохватившись, «закрасить» в последние дни (очень точный профессиональный термин) пару-тройку холстов. В лучшем — делают это на протяжении всего пленэра. Но так или иначе, в итоге, как правило, получается некое собрание работ, которые можно выставлять вместе, а можно и порознь. И лишь в редких случаях художественный итог пленэра выливается в цельный арт-проект, который можно разделить на отдельные части лишь с ущербом для общего замысла.
Именно это произошло в Календах. Поскольку работали здесь талантливые и маститые художники, каждый из созданных ими арт-объектов неплохо смотрится и в гордом одиночестве. Хотя бы потому, что это отличная живопись, а имена создавших ее художников хорошо известны. Картины Александра Друганова, Александра Животкова, Игоря Ступаченко, Елены Бабенцовой, Николая Журавля, Дарьи Тищенко-Журавель, Анны Гидоры, Игоря Гусева, Наты Трандафир, Владимира Богуславского, Владимира Бовкуна и Евгения Добровольского высоко оценивают не только арт-критики, но и коллекционеры. А цены их произведений варьируются от нескольких тысяч долларов до сумм с четырьмя нулями. Но собранные вместе они дают ощутимый синергетический эффект эмоционального воздействия. Недаром организаторы планируют выставить проект целиком сначала осенью в Киеве, а потом, возможно, показать и за границей (на презентации в Ялте прозвучало даже магическое слово «Венеция»).
Кроме того, только в общем собрании можно увидеть, как по-разному художники решили в одном и том же формате одну и ту же задачу. Сколько работ, столько и творческих индивидуальностей, и совсем непохожих друг на друга художественных решений. Кто-то сделал упор на декоративность, кто-то — на знание зрителем истории современного искусства, кто-то — на эзотерику, кто-то — на современный политический контекст.
Еще одна важная особенность «Траектории» заключается в том, что тут, помимо синергии общего впечатления от итогов проекта, происходила и синергия творческих усилий. Так, здесь, к примеру, впервые встретились, так сказать, «в реале» два художника, которые долгие годы следили за творчеством друг друга только на выставках и по статьям в СМИ. За завтраком, обедом и ужином (сам свидетель) велись не пустые светские разговоры, а долгие содержательные беседы на темы искусства и разных сторон жизни, которые это искусство воплощает. После ужина Игорь Гармаш, который «по совместительству» еще и возглавляет запорожский киноклуб «Восхождение», показывал артхаусные кинофильмы. Например ленту Питера Гринуэя о Рембрандте. А после киносеанса беседы переносились уже в холлы на первых этажах гостиничных корпусов, где художники показывали друг другу и гостям пленэра на экранах своих ноутбуков еще и другие свои проекты.
И если от такой концентрированной духовной жизни в творческой резиденции «КалендАрт» смогут в будущем «урвать» свою долю и простые посетители усадьбы, то она, помимо творческой мастерской, станет еще и просветительской институцией.
Образец для подражания
Интересно еще и то, что проекты такого рода (как пленэры, так и создание творческих резиденций) компактны и тиражируемы. Украина богата разнообразными природными и историческими ландшафтами. Не зря ведь европейские кинематографисты давно и охотно используют их для съемок фильмов, а также рекламных и музыкальных видеоклипов. Так что найти натуру для пленэров труда не составит. Найдутся и художники. Конечно, самых рейтинговых мастеров на все пленэры не хватит, но благодаря хорошо поставленному еще в советские времена фундаментальному художественному образованию, в Украине есть сотни живописцев, готовых создавать качественные работы.
Проект, получаемый в результате такого пленэра, обойдется не так уж дорого. Нужно оплатить стоимость проживания художников в течение примерно двух недель в гостинице (причем, как правило, в «низкий сезон», когда часть номеров всё равно пустует). Плюс заплатить за питание, холсты, краски, другие материалы, логистику, ну и, возможно, положить стипендию художникам. Зато разница между рекламным воздействием такого проекта и какого-нибудь стандартного телеролика, особенно на Западе, существенна. Недаром покупка произведений искусства издавна считается для состоятельных людей своеобразным пропуском в высшее общество. А если прибавить к этому меценатство, пропуск станет еще более универсальным.
Необычная простота
Игорь Ступаченко, художник, автор проекта «Траектория» и арт-объекта «Архитраектория»:
— Чтобы художник на пленэре не был предоставлен сам себе, надо поставить его в определенные условия. На «гурзуфских сезонах» я за несколько лет проверил на разных проектах, как работать с художниками путем подготовки заранее нового технологического материала, который сначала вызывает у них опаску, а потом желание работать с ним. Получились хорошие результаты.
То же самое нужно было придумать и тут. Поскольку мы здесь в первый раз, проект должен был отличаться простотой, но простотой необычной. Фанера показалась мне именно таким теплым и живым материалом, который может послужить для художников новым языковым средством, особенно если придать ему необычную геометрическую форму и кинетическую составляющую. Например, моя работа, представляющая собой непрямую импровизационную цитату, нарочито выполненную в традициях художника, которого все знают, может экспонироваться в 16 разных состояниях.
Сергей Семёнов
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram