Рай открывается в пять утра

В Байдарской долине в Крыму успешно дебютировал новый пленэрный проект.

Ялта, июнь, вечер. Пляжи, которые днем были плотно заполнены отдыхающими, опустели. Жизнь курортного города переместилась на набережную и в исторический центр. Правда, особого разнообразия развлечений здесь нет. За это Ялту принято ругать еще со времен классиков. Вспомним, например, диалог в начале знакомства главных героев чеховской «Дамы с собачкой»: «Время идет быстро, а между тем здесь такая скука!» — сказала она, не глядя на него. «Это только принято говорить, что здесь скучно. Обыватель живет у себя где-нибудь в Белеве или Жиздре — и ему не скучно, а приедет сюда: “Ах, скучно!” Подумаешь, что он из Гренады приехал».

Сейчас скульптуры «дамы с собачкой» и ее возлюбленного стоят на набережной. И минуты не проходит, чтобы на их фоне не фотографировались люди, прогуливающиеся тут. Вряд ли среди них есть кто-нибудь из жителей упомянутых Чеховым Белева или Жиздры — нынче в таких городках на отдых в Ялте не заработаешь. Недаром за спинами чеховских героев расположился ряд бутиков дорогих интернациональных брендов, а среди домов конца ХІХ — начала ХХ века возвышаются элитные новостройки.

На открытом, без внешних стен, первом этаже одной из них, всё еще незавершенного многоэтажного комплекса «Бригантина», проходит главное событие сегодняшнего ялтинского вечера — вернисаж художественного проекта «Траектория». Среди голых серых бетонных перегородок играет на саксофоне один из лучших джазменов Игорь Бутман, которому внимают курортная и арт-тусовки. Справа и слева от музыканта висят два ярких арт-объекта.

Всего их тут двенадцать — красочных, можно было бы сказать, картин, будь они написаны на холстах. Однако вместо холстов — листы фанеры, да еще и непростой конструкции. В центре каждого такого прямоугольного листа расположен эллипс, укрепленный таким образом, чтобы его можно было передвигать вокруг оси по принципу часовой стрелки. А над листом на тросике подвешен фанерный круг, который, если продолжать аналогию с часами, можно раскачивать, как маятник. И круг, и эллипс, и прямоугольник служат фоном для нефигуративной живописи дюжины украинских художников.

У каждого такого арт-объекта — свой автор. Несмотря на то что в каждом произведении в большей или меньшей степени угадывается крымская тематика, они сильно разнятся между собой. Точно так же, как различны создавшие их художники, приглашенные на пленэр в усадьбу Календы, расположенную в Байдарской долине у горы Календа. А это, хотя и тоже Крым, но местность, радикально отличающаяся от Ялты.

Под пенье птиц

Буквальное значение слова «пленэр» (в переводе с французского — «на открытом воздухе») со времени его появления не изменилось, однако в последние годы приобрело во всём мире еще один, социальный смысл. В нескольких гурзуфских пленэрах, о которых писал «Эксперт», объекты, созданные художниками, оставались на несколько месяцев или навсегда на городских улицах или площадках, продвигая искусство напрямую «в массы» местных жителей и приезжих. И при этом служили дополнительной туристической рекламой. Ведь отдыхающим интереснее приехать не в сонный курортный поселок, а в место, где кипит современная жизнь, как в европейских городах, где художественные выставки стали важной приманкой для туристов.

Лишь в редких случаях художественный итог пленэра выливается в цельный арт-проект
О гурзуфских пленэрах я вспомнил неслучайно. Именно их инициатор, киевский искусствовед Олеся Авраменко, представляющая Институт проблем современного искусства Национальной академии искусств Украины и агентство художественных проектов «Persona» Art Projects, стала куратором «Траектории», первого проекта «КалендАрта» — творческой резиденции, которая создается в усадьбе Календы. Надо полагать, что, кроме выполнения сугубо художественных и просветительских задач, этот проект, вместе с открытием резиденции, должен еще «раскрутить» и сами Календы как гостинично-туристический объект.

А «раскручивать» здесь есть что. Байдарская долина, представляющая собой котловину в окружении невысоких крымских гор, расположенная примерно в 40 минутах езды от Ялты и где-то получасе — от Севастополя, до сих пор осталась заповедным природным уголком. Красота тут, как сказали бы юные туристы, «реально неописуемая». Видимость с любой точки долины — на десятки километров: покрытые деревьями горы, освещение которых постоянно меняется в зависимости от нависающих над ними облаков, степь, блестящее на солнце зеркало водохранилища. И почти полное отсутствие приезжих. За полчаса пути от Календ до водохранилища я не встретил ни души. А село Подгорное, где расположена усадьба, настолько невелико, что в нем нет даже своего магазина.

Утром, если спишь с открытым окном (а кто закроет его при таком воздухе?), уже в пять утра будит пение птиц, в которое вплетаются петушиные крики и жужжание насекомых. Прохожего, идущего по местным дорогам, как правило, сопровождают за компанию скачущие впереди любопытные трясогузки. Вот только идти по этим дорогам нужно осторожно, потому что можно вляпаться в свежую коровью «лепешку». Если во многих украинских селах найти даже одну корову непросто, то в небольшом Подгорном их целое стадо. Рано утром его выгоняют на местный луг. Жители села говорят, что когда молочные продукты из Байдарской долины привозят на базар в Севастополь, товар расхватывают мгновенно.

Вот в таких почти райских условиях без малого две недели работали художники над проектом «Траектория» (автор проекта и технического решения — Игорь Ступаченко). С разных концов Украины они съехались по приглашению Олеси Авраменко, директора творческой резиденции «КалендАрт» Игоря Гармаша и коллекционера, хозяина усадьбы и генерального директора торгово-промышленной транснациональной компании «Керамист» Дмитрия Зусмановича. (Кстати, летом в Ялте на сцене театра им. Чехова будет идти спектакль Нового театра «Варшавская мелодия», в котором «Керамист» выступает в качестве партнера проекта.)

Разные, но дружные

Говоря о чисто художественных достоинствах «Траектории», нужно в первую очередь отметить цельность проекта. Ведь как обычно проходят пленэры? В худшем случае художники просто отдыхают, чтобы потом, спохватившись, «закрасить» в последние дни (очень точный профессиональный термин) пару-тройку холстов. В лучшем — делают это на протяжении всего пленэра. Но так или иначе, в итоге, как правило, получается некое собрание работ, которые можно выставлять вместе, а можно и порознь. И лишь в редких случаях художественный итог пленэра выливается в цельный арт-проект, который можно разделить на отдельные части лишь с ущербом для общего замысла.

Именно это произошло в Календах. Поскольку работали здесь талантливые и маститые художники, каждый из созданных ими арт-объектов неплохо смотрится и в гордом одиночестве. Хотя бы потому, что это отличная живопись, а имена создавших ее художников хорошо известны. Картины Александра Друганова, Александра Животкова, Игоря Ступаченко, Елены Бабенцовой, Николая Журавля, Дарьи Тищенко-Журавель, Анны Гидоры, Игоря Гусева, Наты Трандафир, Владимира Богуславского, Владимира Бовкуна и Евгения Добровольского высоко оценивают не только арт-критики, но и коллекционеры. А цены их произведений варьируются от нескольких тысяч долларов до сумм с четырьмя нулями. Но собранные вместе они дают ощутимый синергетический эффект эмоционального воздействия. Недаром организаторы планируют выставить проект целиком сначала осенью в Киеве, а потом, возможно, показать и за границей (на презентации в Ялте прозвучало даже магическое слово «Венеция»).

Кроме того, только в общем собрании можно увидеть, как по-разному художники решили в одном и том же формате одну и ту же задачу. Сколько работ, столько и творческих индивидуальностей, и совсем непохожих друг на друга художественных решений. Кто-то сделал упор на декоративность, кто-то — на знание зрителем истории современного искусства, кто-то — на эзотерику, кто-то — на современный политический контекст.

Еще одна важная особенность «Траектории» заключается в том, что тут, помимо синергии общего впечатления от итогов проекта, происходила и синергия творческих усилий. Так, здесь, к примеру, впервые встретились, так сказать, «в реале» два художника, которые долгие годы следили за творчеством друг друга только на выставках и по статьям в СМИ. За завтраком, обедом и ужином (сам свидетель) велись не пустые светские разговоры, а долгие содержательные беседы на темы искусства и разных сторон жизни, которые это искусство воплощает. После ужина Игорь Гармаш, который «по совместительству» еще и возглавляет запорожский киноклуб «Восхождение», показывал артхаусные кинофильмы. Например ленту Питера Гринуэя о Рембрандте. А после киносеанса беседы переносились уже в холлы на первых этажах гостиничных корпусов, где художники показывали друг другу и гостям пленэра на экранах своих ноутбуков еще и другие свои проекты.

И если от такой концентрированной духовной жизни в творческой резиденции «КалендАрт» смогут в будущем «урвать» свою долю и простые посетители усадьбы, то она, помимо творческой мастерской, станет еще и просветительской институцией.

Образец для подражания

Интересно еще и то, что проекты такого рода (как пленэры, так и создание творческих резиденций) компактны и тиражируемы. Украина богата разнообразными природными и историческими ландшафтами. Не зря ведь европейские кинематографисты давно и охотно используют их для съемок фильмов, а также рекламных и музыкальных видеоклипов. Так что найти натуру для пленэров труда не составит. Найдутся и художники. Конечно, самых рейтинговых мастеров на все пленэры не хватит, но благодаря хорошо поставленному еще в советские времена фундаментальному художественному образованию, в Украине есть сотни живописцев, готовых создавать качественные работы.

Проект, получаемый в результате такого пленэра, обойдется не так уж дорого. Нужно оплатить стоимость проживания художников в течение примерно двух недель в гостинице (причем, как правило, в «низкий сезон», когда часть номеров всё равно пустует). Плюс заплатить за питание, холсты, краски, другие материалы, логистику, ну и, возможно, положить стипендию художникам. Зато разница между рекламным воздействием такого проекта и какого-нибудь стандартного телеролика, особенно на Западе, существенна. Недаром покупка произведений искусства издавна считается для состоятельных людей своеобразным пропуском в высшее общество. А если прибавить к этому меценатство, пропуск станет еще более универсальным.

Необычная простота

Игорь Ступаченко, художник, автор проекта «Траектория» и арт-объекта «Архитраектория»:
— Чтобы художник на пленэре не был предоставлен сам себе, надо поставить его в определенные условия. На «гурзуфских сезонах» я за несколько лет проверил на разных проектах, как работать с художниками путем подготовки заранее нового технологического материала, который сначала вызывает у них опаску, а потом желание работать с ним. Получились хорошие результаты.

То же самое нужно было придумать и тут. Поскольку мы здесь в первый раз, проект должен был отличаться простотой, но простотой необычной. Фанера показалась мне именно таким теплым и живым материалом, который может послужить для художников новым языковым средством, особенно если придать ему необычную геометрическую форму и кинетическую составляющую. Например, моя работа, представляющая собой непрямую импровизационную цитату, нарочито выполненную в традициях художника, которого все знают, может экспонироваться в 16 разных состояниях.

Сергей Семёнов

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢