Художники переняли олимпийский девиз
В канун финальных сражений чемпионата Европы по футболу в киевском Национальном музее русского искусства в рамках его многолетнего проекта «Реализмы ХХ века» до 29 июля открыта специализированная выставка «Citius, Altius, Fortius!». Экспозиция, в которой представлено около 30 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, тематически посвящена Евро-2012.
Выставка переносит нас в 30-е прошлого века, когда спорт в нашей стране пользовался не только всецелой государственной поддержкой, но и был массовым увлечением. Как ни странно, именно «тоталитарное», как его называют, государство выпестовало целое поколение знаменитых во всем мире спортсменов, чьей сутью было скорее служение высоким идеалам, нежели стремление заполучить особые материальные блага. Тогда же возникло и успешно развивалось массовое, чуть ли не повальное увлечение молодежи и зрелых людей физкультурой и спортом. Не в пример сегодняшним реалиям, это было своеобразной модой и стилем жизни народа. Никто не говорил о деньгах, а только о скоростях, голах, высоте; футболисты и хоккеисты не продавались, как живой товар, а гордо и зачастую бессменно защищали клубные цвета своих родных команд. Эти, ныне кажущиеся просто невероятными, реалии советской эпохи ярко отражены в экспозиции Русского музея, созданной на основе его богатой коллекции раритетов, в числе которой — работы Алексея Пахомова, Александра Шевченко, Леонида Сойфертиса и многих других мастеров.
Примечательно, что в советскую эру тема спорта впервые стала в русском изобразительном искусстве одной из самых главных. Своими произведениями художники и скульпторы создавали настоящий культ сильного, выносливого, мужественного тренированного человека, ассоциировавшегося с образом такой же мощной державы. Что крайне интересно: тем же самым курсом, как и сталинское государство, параллельно шла и Германия Адольфа Гитлера, воспевающая в своем искусстве уверенность, здоровье и силу «высшей расы». Собственно, как ни парадоксально, но если не знать конкретные фамилии авторов и их работы, то многие произведения знаменитых певцов советской действительности Александра Дейнеки или Ивана Шадра с успехом могли бы украсить немецкие стадионы. Взять хотя бы скульптуру «Боксер» Дейнеки — чем не истинный ариец? Да и его же «Мальчика, прыгающего в воду» запросто можно спутать с юным Гансом или Юргеном, осваивающим школу «Гитлерюгенд». Примерно в таком же ключе решен бюст летчицы истребительной авиации Полины Осипенко работы скульптора Златовратского.
В то же время персонажи, созданные резцом или кистью советских скульпторов и художников, невольно наводили и на параллели с античным искусством. Одним из самых интересных экспонатов на выставке «Citius, Altius, Fortius!» можно назвать монументальную гипсовую голову с явно «греческим профилем» от восьмиметровой скульптуры с характерным названием «Девушка с веслом» работы Ивана Шадра. Ее впервые выставляют на широкое публичное обозрение. Просто невероятно, что в пуританские годы в стране, где никогда «не было секса», стройную фигуру обнаженной молодой красавицы высотой около четырех метров, в 1934 г. «вылепленную» Шадром по живой натуре студентки московского Института физкультуры Веры Волошиной, превознесли как произведение передового и «подлинно социалистического» искусства. Скульптура изображала обнаженную девушку в полный рост с веслом в правой руке, причем голову и выражение лица Шадр тщательно детализировал чуть ли не до портретного сходства. Ее волосы туго натянуты и закручены в два «рожка», а лоб и затылок полностью открыты. В 1935 г. «Девушку с веслом» установили не где-нибудь, а в самом центре Москвы — в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, в центре фонтана, на его главной магистрали. Правда, вскоре скульптура подверглась острой критике, и в том же году ее переместили в ЦПКиО, также имени Горького, но в Луганск, откуда она таинственно исчезла. Ныне получить представление о первом варианте скульптуры можно лишь по одной-единственной сохранившейся фотографии Александра Гринберга 1935 г., где скульптор сфотографирован за работой в своей мастерской. К лету 1936 г. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. На этот раз моделью для нее стала гимнастка Зоя Бедринская, а новый вариант «Девушки с веслом» установили в ЦПКиО имени Горького на прежнем месте. Там, волнуя мужские сердца, она и простояла до 1941 г., став жертвой первых нацистских бомбардировок советской столицы.
Живопись и графика на выставке не менее впечатляет. Так, лаконичные работы Леонида Сойфертиса выстраивают простые, но динамичные стремительные и выразительные образы в окрашенных мягким лиризмом сценках 1960-х «Волейбол» и «Возобновление тренировок».
Сергей Минаков
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram