Иномарки не проедут

Точка зору

Украина с 14 апреля вводит специальные пошлины на импорт легковых автомобилей. Специальная пошлина для автомобилей объемом двигателя 1-1,5 литра установлена в размере 6,46%, для авто с моторами 1,5-2,2 литра – 12,95%, сообщила правительственная газета «Урядовий кур'єр». Решение о вводе дополнительных пошлин приняла Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ). Сейчас пошлина на автомобили с таким литражом – 10%.

Импортеры готовятся отстаивать свои позиции. «С такими пошлинами рынок упадет минимум на 10%», – сказал директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом – НИКО» Максим Хомяк. «Решение было принято незаконно. Мы оспаривали правомерность расследования (МКМТ. – Forbes), но проиграли суд первой инстанции. На 18 апреля этого года назначена апелляция в Апелляционном суде Киева», – объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его расчетам, введение пошлин приведет к подорожанию иномарок на 7,8–15,6% в зависимости от объема двигателя.

Год ожидания

Решение о вводе дополнительных пошлин было принято МКМТ весной прошлого года. Сейчас чиновники созрели. Почему?

Инициаторами проведения расследования МКМТ в отношении импорта автомобилей были ЗАЗ, «Еврокар» и корпорация «Богдан». «Изначально украинские производители требовали ввести спецпошлину в размере 33,4% на машины с объемом двигателя 1-1,5 литра и 47% – для машин с объемом двигателя 1,5-2,2 литра», – отмечает руководитель департамента международной торговли Адвокатского объединения «Волков и Партнеры» Андрей Заблоцкий.

По словам нескольких источников Forbes, включая директора одного из департаментов Министерства экономики, нынешней публикацией объявления в «Урядовому кур'єрі» игроки автомобильного рынка обязаны собственнику ПАО «Запорожский автомобильный завод» Тариэлу Васадзе. «Он активнее других лоббировал введение пошлин. Спрос на автомобили ЗАЗа падает постоянно», – поясняет собеседник Forbes. Связаться с Васадзе к моменту публикации не удалось.

Производство автомобилей на ЗАЗ за 5 лет сократилось более чем в 6 раз – до 40 тыс. авто в 2012 году. Другой крупный производитель – «Богдан» – в прошлом году сократил выпуск легковых машин на 41%, до 12 тыс. Согласно данным ассоциации «Укравтопром», в 2012 году в Украину было ввезено 205 тыс. легковых автомобилей из 66 стран на сумму $3,24 млрд.

Начало войны?

Производители оптимистично оценивают перспективы работы под протекцией государства. «Публикации решения мы ждали почти год», – подчеркивает топ-менеджер одного из автопроизводителей. «Богдан планирует пересмотреть планы на 2013 год», – заявил пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля.

В «Еврокаре» Forbes ответили, что поддерживают решение о введении пошлин. «Ценовая политика компании не изменится», – уверяет глава пресс-службы компании Елена Гавинская. ЗАЗ не успел подготовить ответ на запрос Forbes к моменту публикации. По словам Сергея Красули, корпорация ожидает дальнейших мер государства по поддержке автопрома, в том числе предоставления отрасли приоритетного статуса и появления льгот по кредитованию покупок отечественных автомобилей.

Может ли ввод пошлин спровоцировать ответную реакцию ВТО? Да, считает юрист, знакомый с процессом проведения расследования МКМТ. «Условия членства в ВТО предусматривают, что для введения специальной меры нужно доказать наличие резко возросшего импорта, который причиняет серьезный ущерб или угрожает причинению такого ущерба. При проведении этого не было доказано. Можно ожидать, что ведущие страны – импортеры автомобилей в Украину могут инициировать разбирательство против Украины в рамках ВТО», – считает собеседник Forbes.

Андрей Киреев, Екатерина Сыченко, Нина Мищенко

Новини

6 Лютого 2024

Вугільна галузь в Україні потребує комплексної реформи

Рада спростила зміну цільового призначення землі для будівництва заводів – Кисилевський

Рада остаточно ухвалила закон про електронний реєстр військовозобов’язаних 

Ціни на автогаз в мережах АЗС продовжують знижуватись

Японська Sumitomo скоротить виробництво нікелю на проекті Ambatovy

Європейські виробники вимагають запровадити ембарго на російський алюміній

Україна у березні почне отримувати виплати з нового пакету допомоги ЄС

Через дію CBAM Китай скоротив імпорт алюмінію до ЄС

Зеленський анонсував розробку справедливого механізму бронювання працівників

У січні Україна збільшила транзит російського газу на 32% до 1,3 млрд куб. м

G7 має намір посилити санкції проти імпорту російської нафти

У січні Україна скоротила імпорт електроенергії та збільшила експорт

Канадський бізнес розглядає можливості для інвестицій в українську транспортну галузь

5 Лютого 2024

Велика Британія імпортувала російської нафти на 660 млн євро

ОЕСР прогнозує уповільнення темпів зростання світової економіки

Бум сонячної енергетики триватиме в Європі у 2024 році

ВСІ НОВИНИ ⇢