Дороги построят без денег

Точка зору

Бюджетными усилиями по ремонту дорог в нынешнем году можно профинансировать только мечту об асфальте. Между тем, вскоре, часть проблемной отрасли могут вручить местным властям вместе с бюджетами, которые перестали быть секретом — всего 681 млн. грн. пойдет в этом году на строительство и капремонт магистралей.

В конце зимы нынешнего года бескрайнее море разбитых шоссе страны привело не только к отрицательным, но и к положительным последствиям. Правительство кроме текущего латания ям взяло под свой более плотный контроль еще и реформирование отрасли. В результате, за несколько недель мозгового штурма у чиновников вызрели сразу две концепции.

Первая состояла в том, что нужно увеличить акцизы на бензин и солярку и за счет этих средств больше строить и ремонтировать дорог. Инициатива вскоре была материализована в виде законопроекта. Однако, повышать стоимость каждого литра топлива на заправках на 50 коп в период спада в экономики в стране и в мире власти не решились. И документ был отклонен.

Вторая идея кабминовских чиновников состояла в том, что дороги местного значения нужно передать на баланс региональным властям. А центральный «Укравтодор» должен остаться хозяином только трасс общенационального значения.

«Ключевые дороги должны остаться у государства, а остальные – перейти вместе с деньгами на их содержание под контроль территориальных органов власти, чтобы была персонифицированная ответственность», — заявил вице-премьер-министр Александр Вилкул, представляя концепцию стратегии развития автодорожного хозяйства в начале мая текущего года на заседании Кабмина.

При этом, естественно, прозвучали уверения, что дарение дорог на места будет сопровождаться и передачей областям из центра возросших бюджетов для обслуживания транспортной сети.

«Реформирование системы «Укравтодора» должно сопровождаться увеличением финансирования на содержание, ремонт и строительство дорог», — отметил вице-премьер.

Он так же выразил мысль о том, что финансирование дорожного хозяйства должно увеличиться в 2,5 раза. С нынешних 16,9 млрд гривен до 40 млрд гривен в год.

Близкие к мнению своего начальника цифры озвучил и глава «Укравтодора» Евгений Прусенко. Заявив, что для приведения дорожной сети в приемлемое состояние нужно ежегодно тратить 40 -50 млрд. грн. в течении 10 лет.

Однако, в конце прошлой недели, правительство сообщило неприглядную реальность. Постановлением КМУ №381-р от 20 марта 2013 г. на строительство и реконструкцию автодорог запланировано потратить 616,85 млн. грн. При этом на дороги государственного значения — 345,473 млн. грн., на дороги местного значения — 271,376 млн. грн. В то же время на капитальный ремонт дорог определено выделить 64,35 млн. грн., которые будут израсходованы исключительно на капремонт дорог государственного значения.

Остальные же деньги, до определенных в планах 16,9 млрд. грн. будут получены за счет кредитов под госгарантии и акциза на топливо.

И в этом месте, важно вспомнить один исторический прецедент. Более 15 лет в Украине полным ходом развивается политика укрепления местной власти. Центральные органы из Киева постоянно передают в области и районы все новые управленческие полномочия. И даже бюджеты к ним.

Так, например, к местной власти за долгие годы уже ушли: забота о тысячах предприятий местного значения, дошкольные детские учреждения, значительная часть заботы о школах и медучреждениях, тысячи объектов социально-культурного назначения и еще много всего.

Однако, что можно услышать от местных лидеров по поводу полученного имущественного счастья? По этому поводу возникают скандалы практически на каждой сессии Верховной Рады: вслед за обязанностью содержать переданные объекты достаточное финансирование из центра не пришло.

В результате, тысячи клубов и кинотеатров по стране прекратили работу, столько же закрылось детских садиков и фельдшерских пунктов.

Поэтому, желание правительства передать на места еще и заботу о дорожном хозяйстве, пока что вызывают опасение, что многие дороги могут повторит судьбу сельских садиков и клубов. Ведь, деньги в бюджете есть, но до дорог они почему-то не доходят. Так, например, на днях Кабмин утвердил планы по госинвестированию в шахту №10 «Нововолынская» в размере 2,3 млрд. грн. Хотя согласованная концепция развития угольной отрасли уже давно предусматривает развитие украинской угледобычи за счет средств частных инвесторов.

Согласно правительственной концепции реформирования дорожного хозяйства в ведении «Укравтодора» должно остаться только 52 тыс. автодорог. Остальные же 117 тыс. км. должны перейти на баланс местных органов власти. При этом, 95% отечественных шоссе были построены 40-60 лет назад. И большая часть из них уже преодолела рубеж в 2-3 плановых срока эксплуатации.

Максим Кухар

Новини

12 Грудня 2024

В Україні різко впали темпи встановлення вітрових електростанцій – експерт

Каметсталь продовжує розширювати асортимент продукції

Україна в січні-листопаді наростила імпорт коксу вдвічі

Інтерпайп розробив два маршрути доставки своєї продукції залізничним транспортом до Європи

Два феросплавні заводи Коломойського викрили у несплаті майже ₴1,2 млрд податків

JSW Steel наростила виробництво сталі на 5%

Без індексації тарифів на перевезення вантажів УЗ може бути збитковою у 2025 році

Наступного року обсяг вантажних перевезень залізницею може скоротитися до 165 млн тонн

Українські морські порти обробили вантажів на 70% більше, ніж торік

Китай почав скорочувати закупівлі російського вугілля

ЄС оцінив, як на них вплине припинення транзиту російського газу через Україну

В Україні може зупинитися єдиний завод, що виготовляє компоненти для броні

ВВП України з початку року зріс на 4%

Економіка України демонструє дуже високу стійкість – експерт

11 Грудня 2024

ArcelorMittal закриває склади у Німеччині та Франції через падіння попиту

Україна збільшила експорт ЗРС у тоннах на 87%

ВСІ НОВИНИ ⇢