Россия прокатит автомобили через суд
Точка зоруРоссия решила перенять европейский опыт борьбы с протекционизмом и обжаловать в суде спецпошлины Украины на легковые автомобили, из-за которых поставки АвтоВАЗа в страну упали на треть. Иск может быть подан в недавно созданный арбитраж СНГ по торговым спорам. Украинские чиновники, однако, считают, что спор должен решаться по процедуре Всемирной торговой организации или через Комиссию экспертов СНГ. А независимые эксперты называют наиболее эффективным путем переговоры. Об этом пишет "Коммерсант-Украина".
Вчера на Петербургском экономическом форуме министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев заявил, что страны Таможенного союза (ТС) могут обжаловать защитные пошлины на автомобили, введенные Украиной, в арбитражном органе СНГ по решению торговых споров. По словам чиновника, пошлины введены "с серьезными нарушениями правил ВТО (Всемирной торговой организации.—"Ъ") и соглашения о зоне свободной торговли СНГ". В ЕЭК "Ъ" пояснили, что подача иска рассматривается, но пока "консультации на эту тему в рамках ТС продолжаются", и окончательное решение не принято.
Это дело может стать первым для арбитража СНГ по разрешению торговых споров. В ЕЭК говорят, что у РФ была возможность обжаловать защитные пошлины Украины в рамках суда ВТО, но "иск в арбитраж СНГ дает возможность консолидировано отразить позицию других стран ТС, которые страдают от пошлин, но не входят в ВТО". Однако уполномоченный украинского правительства по вопросам сотрудничества с РФ, странами СНГ и Евразийским экономическим сообществом Валерий Мунтиян уверяет, что обращение в суд СНГ "будет противоречить соглашениям двух стран". В Министерстве экономического развития и торговли Украины также отметили, что наша страна не присоединилась к соглашению о статусе экономического суда СНГ, поэтому РФ не может обращаться туда — спор может решаться по процедуре ВТО или через Комиссию экспертов СНГ.
Украина ввела спецпошлины на импорт автомобилей весной для защиты отечественных автозаводов, объем производства которых начал снижаться. Пошлины введены на три года и составляют 6,46-12,95% (в придачу к существующей пошлине в размере 10%, которая не действует только в отношении стран СНГ). В результате импорт легковых автомобилей в Украину резко упал. Решение еще весной вызвало негативную реакцию не только в СНГ, но также в ЕС и Японии.
Сильнее всего от введения спецпошлин пострадал АвтоВАЗ. Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков уточнил, что с начала года "по сегодняшний день" завод поставил в Украину 5700 автомобилей. По оценкам Михаила Пака из "Атона", по полугодию падение составит 30-35%. "Если ситуация не изменится, АвтоВАЗ не ожидает роста экспорта в Украину, ведь все автомобили Lada подпадают под повышенную шкалу спецпошлин",— говорит господин Буренков. Завод пытается обойти действие пошлин, начав сборку машин в Украине на мощностях "Богдана" — в 2013 году туда может быть поставлено около 10 тыс. сборочных комплектов.
По словам источников "Ъ" на рынке, падают и поставки на Украину иномарок российской сборки, например Volkswagen Polo и Hyundai Accent, а также Daewoo из Узбекистана. Но, по мнению Михаила Пака, повлиять на ситуацию через арбитраж СНГ будет "крайне сложно, реальнее сделать это через суд ВТО". Аналитик отмечает, что Россия и сама прибегает к защитным пошлинам, например на LCV и комбайны. "С учетом этого доказать неправоту Украины, которая защищает своих производителей, будет сложно",— полагает господин Пак. "Обычно подобные споры члены ВТО пытаются решать с помощью консультаций, а не в суде, чтобы не обострять их до критической точки, к тому же консультации требуют меньших затрат",— уточняет профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Алексей Портанский, подчеркивая, что в данном случае Москва может консолидировать позиции с ЕС. У самой России при этом нет опыта судебных споров в рамках ВТО, добавляет эксперт, к тому же из материалов счетной палаты РФ следует, что на этот год в бюджете вообще не заложены средства на такие разбирательства. К арбитражу СНГ Алексей Портанский относится скептически, поскольку у этого органа "нет опыта работы".
Егор Попов, Санкт-Петербург; Андрей Леденев
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram