Отсрочка подачи отчетности по ТЦО: тайм-аут для бизнеса и налоговой

Точка зору

Верховная Рада 13 мая поддержала законопроект "О внесении изменений в налоговый кодекс Украины (относительно отчетного периода при применении норм трансфертного ценообразования). Принятый закон перенес срок подачи первой отчетности по контролируемым операциям с 1 мая на 1 октября 2014 года. Кроме того, он отменил штрафы за самостоятельную корректировку цен в контролируемых операциях за отчетный период и уменьшил штрафы за непредоставление отчета с 5% от операций (учитывая порог "контролируемости" — это, как минимум 2,5 млн гривень) до фиксированной суммы в 100 минимальных зарплат (около 122 тыс. грн).

Субъекты хозяйствования, которые уже подали отчеты в 1 мая 2014, смогут не подавать этот отчет повторно, то есть до 1 октября 2014 в случае выявления налогоплательщиками в представленной отчетности ошибок, они смогут самостоятельно их исправить и отправить исправленную отчетность до 1 октября.

В пояснительной записке говорится, что согласно пункту 39.4 статьи 39 НК для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год. То есть налогоплательщики могут корректировать налоговые обязательства только по результатам календарного года. Однако критики действующей ранее нормы не раз отмечали, что статья 39 была введена в действие в середине года, что не позволяло подать до 1 мая 2014 корректный отчет и могло привести к необоснованному применению налоговыми органами штрафов. К тому же это противоречило нормам того же НК, который запрещает вносить законодательные изменения позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила.

Кроме того, Независимая ассоциация банков Украины и Американская торговая палата обратились с совместным письмом к главе профильного комитета ВР Виталию Хомутыннику. В нем говорилось о том, методика определения цены банковских услуг как таковая так и не появилась, как и не появилось и четкого разъяснения, какие именно банковские операции должны считаться контролируемыми и какую сравнительную базу цен нужно учитывать.

Стоит отметить, что с базой цен проблемы были не только у банков — четкой методологии ценообразования бизнес так и не увидел, а в Миндоходов до последнего были не готовы отвечать на вопросы предпринимателей о ценообразовании в самых разных отраслях.

Экс-министр доходов и сборов Александр Клименко, который активно продвигал закон о ТЦО в том виде, в котором он существовал до вчерашнего дня, увидел в решении парламента заинтересованность отдельных предпринимателей. "Вчера крупный бизнес все же "дожал" парламент на перенесение сроков трансфертного ценообразования. Ну что ж, мои поздравления олигархам, которые показали, что способны лоббировать свои интересы даже в самые сложные для страны времена", — написал он на своей странице в фейсбуке, не уточняя, впрочем, кто эти заинтересованные олигархи.

Эту мысль разделяет и управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко: "об этих изменениях много говорили, и несколько раз поданные в парламент законопроекты с такими нормами успешно проваливались, что дает повод для мыслей в чьей-то заинтересованности происходящего. Возможно это и субъективный вывод, но прослеживается некий расчет на еще неопределившихся налогоплательщиков и возрастающие ставки за срочность выполнения задачи".

Так, в Парламент было подано еще два законопроекта по усовершенствованию норм ст.39: один — авторства регионала Александра Долженкова и второй — авторства Ксении Ляпиной ("Батькивщина") и Ирины Гориной (ПР). Оба проекта предполагали фиксированный размер штрафов за непредоставление отчетности (в проекте Хомутынника этой нормы изначально не было), но предполагали отсрочку подачи отчетности не на 5 месяцев, а на год.

Примечательно, что закон был принят 13 мая, тогда как крайний срок подачи отчетности, согласно НК, был 30 апреля. В связи с этим, Сушко сомневается, что нашлись те, кто рискнул, понадеявшись на законодателя, не подать отчетность в указанный срок.

Миндоходов пока не предоставил данных, сколько отчетов было предоставлено в срок. На запрос Delo.UA в ведомстве обещали ответить лишь на следующей неделе.

"Прежде всего, пролонгация срока до 1 октября 2014 года даст возможность бизнесу, в случае самостоятельного выявления ошибок в мае-сентябре этого года, подать новую отчетность, избежав штрафных санкций", — считает Сушко. С принятием закона, условный штраф за ошибки и нарушения при расчете денежных обязательств в размере 1 грн применяется к операциям, которые совершались до 31 декабря 2014, при том, что ранее этот переходной период ограничивался концом 2013 года.

По его словам, при составлении отчетности бизнес столкнулся с множеством вопросов. Это и порядок отражения в отчетности финансово-кредитных операций, и раскрытие информации о связанности лиц, возникли сложности корректного выбора источника информации и метода обоснования обычной цены. Только часть ответов была получена в нескольких обобщающих налоговых консультациях Миндоходов, а налоговый консультационный сервис был мало информативен и доверять его советам было неоправданно смелым решением. Основная неприятность ожидала бизнес в виде штрафа за недекларирование контролируемых операций. Его размер был внушительным — 5% от суммы такой операции. Теперь санкции снижены до 100 размеров минимальных зарплат (сегодня это почти 122 тыс. грн).

Однако, по мнению управляющего партнера киевского подразделения компании Deloitte Владимира Вахта, причина отсрочки намного проще, и проблемы бизнеса тут не при чем — не предприниматели, а само государство оказалось не готовым. "Потому что подготовка отчетности по контролируемым операциям — это сложный процесс, подходить к нему "с наскока" не имея прописанных и просчитанных правил нельзя. Это может привести к злоупотреблениям и перекосам", — уверен Владимир Вахт. Он так же отметил, что законодательство по трансфертному ценообразованию, которое у было подготовлено прошлым Кабмином, далеко от идеала. Во многом закон о ТЦО списали с российского, вместо того чтобы воспользоваться опытом развитых стран, где эта практика уже имеет историю и успешно работает.

Поэтому отсрочка подачи первого отчета — это оправданный шаг, который был необходим как бизнесу, так и государству, которое получило время для подготовки методологии, в том числе по сравнительной базе цен. К сожалению этого нельзя сказать о снижении штрафных санкций, которые оказались выгодны лишь крупному бизнесу, а ни как не государственной казне.

Мария Стасенко

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢