Запрос — на президента-антиолигарха!

Точка зору

Петра Алексеевича Порошенко еще с воскресенья все поздравляют с победой. «День» выяснил: «Каких шагов сегодня ждет бизнес от нового гаранта Конституции?» И ключевым, практически, является по-настоящему принципиальный вопрос: сможет ли Порошенко как олигарх (или более корректно после обещания «продать бизнес» говорить с приставкой «экс») реформировать  олигархическую систему экономики?

Союзники — это то, что крайне необходимо Порошенко для осуществления своих обещаний. Ведь после возвращения к Конституции 2004 года будущий Президент не имеет рычагов прямого влияния на экономику страны. «Исполнительная власть — в руках правительства, а оно, в свою очередь, формируется парламентским большинством. Президент только как политик может влиять на этот процесс. Единственное, на что может повлиять Порошенко прямо — избрание кандидатуры министра обороны и министра иностранных дел», — замечает в комментарии «Дню» эксперт Института политического образования Александр СОЛОНТАЙ. Но этого, очевидно, маловато.  Но даже при таком скупом арсенале влияния Петр Алексеевич должен сделать решительные изменения в экономике страны в частности. Ведь в подавляющем большинстве не очень-то осведомленный в сложностях бюрократической машины украинский электорат, будет ждать от Порошенко-президента обещанной «жизни по-новому». И первая задача, которая стоит перед новым Президентом, — побороть коррупцию, замечает в комментарии «Дню» президент «Центра экономических реформ» Александр ПАСХАВЕР. По мнению президента «Центра экономических реформ», сначала нужно размежевать причины неудач и их следствия. «Я считаю, что к нулю свести коррупцию нам не удастся, но снизить верхний предел «коррупционного налога» — так называемого «налога Януковича» — по силам. При Кучме были «откаты» в размере 10-15%, при Ющенко — 25-30%, а уже при Януковиче — 50-60%. И этот налог практически убивал экономику. Именно поэтому наша экономика перестала расти (читай: потому и возник Майдан — «День»)», — говорит он.

«Я бы посоветовал новому Президенту обновить судебную систему, обновив ее верхушку, пригласив иностранных судей, которые бы распространяли честность. Потому что внутри системы уже, по-видимому, не осталось людей, которые будут настойчиво бороться за честность и справедливость. Можно провести аналогию с футболом: когда наши судьи не смогли честно судить матч, тогда пригласили иностранных», — советует Пасхавер.

«Во всех без исключения развитых странах есть очень богатые люди, которых мы называем олигархами. Но для них это не создает рисков. Проблема Украины не в том, что у нас значительное количество богатых людей, а в том, что они все являются «ресурсниками». То есть они занимаются самым низким звеном в цепи производства товаров и услуг. Наши олигархи выкачивают ресурсы из земли, проводят первичную, максимум — вторичную переработку, и в таком виде продают ее за границу. Поэтому задача Порошенко — «затянуть» их в высшие производственные звенья, чтобы они изготовляли готовую продукцию, а не продавали сырье за границу. Тогда появится больше рабочих мест, увеличатся поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней», — добавляет «советы» к комментариям «Дню» председатель Комитета экономистов Украины Андрей НОВАК. И еще, замечает эксперт:  если  в бизнесе крупному капиталу мешать не нужно,  то  в политику пускать  его  нельзя. «Эта железобетонная связь, когда власть, в принципе, является самым крупным бизнесом, нужно максимально разрывать. Это нельзя сделать за один раз, но начинать с чего-то нужно», — объясняет он. Наилучшим свидетельством этого, по мнению главы Комитета экономистов Украины, станет продажа Порошенко своих бизнес-активов. «И уже потом ему следует проявить силу воли и укротить аппетиты наших олигархов — дать им понять, что нужно строить систему с едиными правилами игры. Эти правила — обновленный налоговый, бюджетный, таможенный, уголовный и другие Кодексы. Никому никаких преференций. Идеально было бы закрыть использование оффшорных схем, фиктивное возмещение НДС, на чем ежегодно воровались десятки миллиардов гривен», — перечисляет глава Комитета экономистов Украины составные задачи максимум для Петра Порошенко.

«Порошенко должен изменять общество, в первую очередь, собственным поведением. Первое, что сделал сингапурский лидер-реформатор Ли Куан Ю, — посадил за решетку своих родственников, которые грабили страну. И сразу вся бюрократическая прослойка увидела, насколько все серьезно. А у нас бюрократия очень чувствительна. Она сразу понимает, серьезные намерения у человека или нет. Конечно, будут новые тайны. Но одно дело, когда коррупция делается тайно, а другая — когда открыто. Президенту нужно показать, что он не будет терпеть коррупцию. Важно, чтобы он показал это на примере своих близких соратников», — считает Александр Пасхавер.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент «УСПП»:

— Консультации, борьба с коррупцией, упрощение системы администрирования налогов — такие шаги со стороны Порошенко-Президента снимут груз проверок и откроют бизнесу доступ к кредитным ресурсам. Это успокоит людей  и покажет, что бизнес предсказуем и можно строить будущее. Меcседж о том, что украденные деньги можно со временем вернуть — основная задача для власти. У Президента есть колоссальное доверие избирателей. Он имеет огромное моральное влияние. Поэтому его слово сегодня многое значит: это влияние на депутатов в парламенте, на правительство и бизнес в целом. Если он будет говорить правильные вещи, и его слова не будут отличаться от действий, то доверие возродится. Экономика уже не может развиваться в состоянии противоречия интересов отдельных финансовых группировок. Есть очень эффективный и действенный механизм в противовес — создание гражданского общества. И это влияние Президент сможет использовать через создание совещательных органов, формирование общественного мнения по тем или иным вопросам.

Игорь МИТЮКОВ, директор Института финансовой политики, председатель украинского представительства американского  инвестиционного банка Morgan Stanley:

— От президентства Порошенко ожидают настоящей поддержки ведения бизнеса  в стране, равноправных отношений между бизнесом и правительством, создание равных условий без каких-либо искусственных преференций. Это касается не только экономики — взаимоотношений между бизнес-элитами, но и отношений между правоохранительными органами и бизнесом. Самое главное, что имеет Порошенко — опыт. Как позитивный, так и негативный. Когда-то и на его бизнес оказывали давление силовые структуры. Все об этом знают. И я думаю, что он, как человек, который на себе это все почувствовал, будет проводить такую политику, которая сделает невозможным в дальнейшем силовые влияния. В равных условиях сегодня нуждаются  все: и олигархи, и малые предприятия. А новый Президент понимает это, поэтому  воспользуется своим правом законодательной инициативы, чтобы решить это. С экономической точки зрения, самые главные задачи для Президента — повышение валового продукта в стране и улучшение жизни. А это можно сделать за счет того, чтобы каждый украинец начал лучше работать, чтобы отдача его работы была намного больше.

Самым большим испытанием для Президента станут переговоры с Россией о возобновлении экономических связей и проектов, которые имеют смысл и могут быть поддержаны обеими сторонами. А также — помощь украинскому бизнесу, который был ориентирован на российский рынок, — или сохранить там свои позиции, или найти новые рынки. Думаю, лучше переориентироваться на новые рынки. Это трудно. Но ни один бизнес не должен зависеть от одного покупателя.

Алекс ЛИССИТСА, президент Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:

— В первую очередь, аграрный бизнес ожидает, что новый Президент приложит вместе с КМУ и парламентом усилия, чтобы преодолеть коррупцию в секторе, которая после Майдана не прекратилась, а наоборот, начала развиваться более бурно. Поэтому надеемся, что он наведет порядок в земельных отношениях, выработает четкую стратегию по налогообложению, разработает дорожную карту, привлечет инвестиции в сельское хозяйство и стабилизирует гривневый курс...

Очевидно, что нужно сменить министра аграрной политики. Господин Швайка абсолютно не выполняет своих обязанностей, он не разбирается в секторе. Ожидаем реформ всей законодательной и организационной структуры нашего агарного сектора, то есть — министерства, Академии Аграрных Наук Украины, отраслевого образования и тому подобное. Поэтому нужен человек, который смог бы выработать новую концепцию, объединил бы все эти институты, разработал и донес это до Президента.

Пришло время и для земельной реформы. Но это не нужно делать поспешно. Начинать следует с базы пилотных проектов и постепенного введения рынка земли. Если правильно прописать законодательную базу, то уже через 4 года можно запустить рынок земли.

Леонид КОЗАЧЕНКО, председатель Совета предпринимателей при КМУ:

— Ожидаем реальные и решительные изменения в борьбе с коррупцией. Также, думаю, следует ожидать  изменения влияния нашей страны на геополитику. Например, наша аграрная отрасль. Пока она кормит около 100 миллионов людей на планете, а может кормить до полмиллиарда... Несмотря на то, что Петр Алексеевич — представитель большого бизнеса,  он, осознает, что проблема нашего государства — слишком большая доля большого бизнеса в формировании ВВП и в то же время отсутствие связи со средним классом. И если не изменить ситуацию, то это негативно будет влиять на настроение людей. Поэтому  ожидаем изменения политики в поддержке малого и среднего бизнеса.

Хотелось бы, чтобы были сделаны реальные шаги по демонополизации большого бизнеса, который сконцентрировал в своих руках монопольные направления, что вредит развитию экономики.  Конечно, хочется, чтобы урегулировали политический кризис, вернули Крым и успокоили Восток. Но самый большой вызов для нового Президента — это кризис военный и социальный, который нужно немедленно ликвидировать. Начинать с того, что Майдан должен переехать в музей. Нужно уже возвращать покой.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ УКРАИНЫ ПЕТРА ПОРОШЕНКО

1. Реформирование судебной системы с обеспечением защиты прав, свобод и неприкосновенности собственности, которая в дальнейшем увеличит приток инвестиций.

2. Усиление роли Антимонопольного комитета, который должен обеспечить свободную конкуренцию в крупном бизнесе и гарантии малому предпринимательству.

3. Борьба с монополией в жилищно-коммунальной сфере.

4. Отмена «коррупционного налога» на экономику. Количество налогов следует сократить, ставки — уменьшить, а все оффшоры — перекрыть. Также нужно сохранить систему упрощенного налогообложения для малого и среднего бизнеса.

5. Как можно быстрее подписать экономическую часть Соглашения с ЕС (о зоне свободной торговли) и в сжатые сроки реализовать ее положения.

6. Сосредоточение экономики на аграрной отрасли, которая может стать точкой прорыва для украинской экономики.

7. Обеспечение энергетической независимости, диверсификация поставок газа. Снижение потребления энергии.

8. Модернизация предприятий и производств с одновременным снижением энергоемкости.

Наталья Билоусова, Мария Юзыч

Новини

20 Травня 2022

Встановлена ​​потужність відновлюваних джерел енергії у Китаї стрімко зросла за перші чотири місяці 2022 року

ЄБРР дасть Нафтогазу 300 млн євро кредиту на закупівлю газу

Ірландія працює над конфіскацією російських активів для передання на користь України

Україна отримала 600 млн евро макрофіндопомоги ЄС

Русал п'ятий рік поспіль не платитиме дивіденди акціонерам

Європейські металурги розкритикували плани Єврокомісії щодо відмови від російського газу

Турція наростили імпорт чавуну з України

У квітні українські трубні підприємства збільшили обсяги виробництва

Каметсталь розпочала капремонт на дільниці агломашини № 7

В НБУ назвали умови для повернення до вільного курсу гривні

Україна отримала від ЄЧ чергові 600 млн євро макрофінансової допомоги

Виробник алюмінієвої продукції Arconic продасть бізнес у РФ

Країни G7 домовились виділити Україні допомогу у 19 млрд дол

Vallourec покращів фінансові показники завдяки зростанню попиту на труби в Америці

США та Великобританія надали Україні грантову підтримку на 504 млн євро

У квітні Україна повернулась до негативного сальдо зовнішньої торгівлі товарами

ВСІ НОВИНИ ⇢