Три дороги к евро

Точка зору

МВФ предлагает новым членам ЕС перейти на евро в обход формальных процедур. Это спасет Восточную Европу и позволит Украине уменьшить валютные риски. Но Евросоюзу мешает страх. Страны еврозоны боятся идти на уступки, а новые члены ЕС боятся «ослушаться» старших.

Государствам «развивающейся Европы», включая Турцию, уже в 2009 году необходимо погасить $413 млрд. внешнего долга. Еще $84 млрд. им понадобится на покрытие дефицита текущего счета. Но не все деньги придут из МВФ. Единственный способ сократить эти расходы – перевести их в другую валюту. В апреле МВФ опубликовал доклад, в котором утверждается, что члены ЕС из ЦВЕ должны рассмотреть возможность отказа от своих валют в пользу евро. Причем для вступления в валютный союз МВФ призывает страны, находящиеся в бедственном положении, решиться на обход формальных процедур. Это может избавить их от многих проблем, в том числе и от углубления кризиса. Но вот беда – не все на такое согласны. Члены еврозоны не готовы идти на уступки, а сами государства, нуждающиеся в переходе на евро, не решаются действовать вопреки мнению «старших товарищей» по ЕС. Есть ли смысл и возможность введения евро странами ЦВЕ?

Антикризисная валюта

Польза от перехода на евро очевидна. Во-первых, местные валюты переживают сегодня крах. С июня 2008 года по конец апреля 2009-го польский злотый обесценился по отношению к евро на 26%, венгерский форинт – на 17%, румынский лей – на 14%, чешская крона – на 6%. Единственная радость от такого падения – государства, у которых девальвация была более глубокой, чем у соседей, начали выравнивать свой внешний дисбаланс – их дефицит платежного баланса стал уменьшаться.

Во-вторых, кризис еще не закончился. Новые страны ЕС понимают, что «откат» в их реальных секторах экономики может быть гораздо больше, чем в самые плохие годы. Так, в Латвии в этом году он может достичь 12%. В остальных новых членах ЕС – от 5 до 10%. Банковские секторы этих государств, которые так усиленно подпитывались дешевыми кредитами старых членов ЕС, когда их экономики показывали хороший рост, находятся в глубочайшей депрессии. Бремя долгов для многих стало не просто непосильным, а разрушающим всякие надежды на выздоровление банковского и реального секторов. Введение же евро, по мнению исполнительного директора Фонда Блейзера Олега Устенко, – это золотой шанс вернуть доверие к местным банковским системам, а значит – и оживить реальный сектор экономики.

Наконец, переход на евро сократит долговое бремя не только в банковском секторе и на госуровне, но и поможет снять напряжение в регионе. «Для стран ЕС переход на евро был бы выгоден в смысле урегулирования проблемы накапливающегося валютного долга и восстановления доверия, – говорится в докладе Фонда. – Без перехода на евро решение проблемы валютного долга потребует мер, которые неизбежно встретят политическое сопротивление».

При этом «евроизация» – это панацея не только для стран ЦВЕ, но и для других членов ЕС, которые предпочли не вводить евро. Подобный шаг был бы спасительным для Британии, Дании, Исландии и Швеции. Для Великобритании это шанс облегчить долговое бремя, которое сегодня возросло из-за наращивания бюджетного дефицита (в 2010 году – до 11% ВВП страны) и вследствие потери фунтом за последние полтора года трети своей стоимости по отношению к евро. А в Швеции это не просто мера необходимости (с сентября шведская крона обесценилась на четверть по отношению к евро), но и пожелания жителей. По данным опроса, проведенного 6-8 апреля Sifo Institute, 47% из тысячи респондентов заявили, что они сторонники введения евро, тогда как 45% – противники этого шага.

Правда, использовать преимущества евро в Лондоне, Праге и Варшаве не спешат. Если британцы такой вариант просто игнорируют, то чехи и поляки считают, что их экономическое положение не хуже, а то и лучше, чем в некоторых странах зоны евро (особенно в Ирландии, Испании и Греции), поэтому спешить им некуда.

Дороги к евро

У стран ЦВЕ есть три пути, как воплотить в жизнь рекомендации Фонда. Первый – присоединиться к зоне евро, пройдя необходимые процедуры. Однако для вступления в еврозону всем желающим необходимо соответствовать маастрихтским критериям, ограничивающим уровень инфляции, бюджетного дефицита и государственного долга. А большинство из этих условий экономикам ЦВЕ были не по плечу и раньше, и тем более сейчас. Основным барьером на пути к евро для новых членов ЕС всегда была инфляция, сопровождавшая их быстрорастущие экономики. Лишь Словения и Словакия смогли сделать невероятное и ввели у себя евро еще до кризиса. Но сегодня, в период экономического спада, инфляция – не главная проблема и уж точно не основное препятствие на пути в еврозону. «Хорошая новость для стран-кандидатов на введение евро состоит в том, что на протяжении 2009 года инфляция резко снизится и, скорее всего, будет находиться в приемлемых границах 5%, – полагает Устенко. – Однако плохая новость в том, что бюджетный дефицит будет резко увеличиваться и намного превысит те 3% от ВВП, которые требуются от страны, чтобы принять ее в еврозону».

Этот новый барьер – расширяющийся фискальный дефицит – делает невозможным вступление стран ЦВЕ в зону евро. Если Латвия сможет снизить дефицит бюджета в 2011 году до 3% ВВП (как заявляет новый премьер Валдис Домбровскис), она сможет ввести евровалюту в 2013 году. Но при этом есть одно условие: инфляция не должна будет увеличиться. А это будет сложновато, так как после рецессии экономикам предстоит восстанавливать рост ВВП «бешеными» темпами. По словам Устенко, с учетом того, что ситуация в Литве и Эстонии немного лучше, чем в Латвии, можно ожидать введения в этих странах евро в 2012 году. А в Morgan Stanley считают, что Эстонии посчастливится ввести евро уже в 2011 году. Кабинет премьера страны Андруса Аснипа уже сократил фискальный дефицит на 10,6 млрд. крон (4,6% ВВП), задавшись целью быть в еврозоне уже к июлю 2010 года. Но Аснипу необходимо уменьшить его еще на 8,5 млрд. крон ($702 млн.), чтобы страна отвечала критерию вступления. При этом балтийские страны находятся в более выгодном положении, чем остальные государства ЦВЕ, ведь их деньги и так привязаны к евро, а две трети внутренних кредитов выданы в этой валюте. Для Румынии, Венгрии и Чехии переход на евровалюту будет более болезненным.

Второй вариант состоит в том, что еврозона, как полагают в МВФ, могла бы смягчить свои правила, чтобы страны ЦВЕ смогли присоединиться как неполноправные члены, которым не предоставляются места в совете директоров Евроцентробанка. Например, можно было бы, как предлагает Венгрия, сократить двухлетний период пребывания в механизме валютного обмена – один из этапов, предваряющий присоединение к еврозоне. Но даже сами страны-кандидаты боятся, что такое ослабление критериев с ограничением прав сделает их «второсортными» членами валютного союза.

Третья дорога лежит через введение евро в одностороннем порядке, как в Черногории, Андорре и Косово. В пользу такого решения выступает даже МВФ, призвавший страны ввести евро даже без вступления в еврозону. Однако претенденты на вступление не решаются действовать так радикально. «Предложение (МВФ. – Ред.) о частичном принятии евро – очень серьезное для Евросоюза, – заявил премьер Литвы Андриус Кубилиус. – Я поддержал бы его, если бы его обсудили на Европейском совете».

Позиция «еврозоновцев»

Предложение МВФ было встречено в еврозоне без энтузиазма. Члены валютного союза и ЕЦБ выступили против смягчения правил перехода на евро. Хотя изначально председатель ЕК Баррозу и канцлер Германии Меркель не отбрасывали возможность пересмотра отдельных процедур. Но 9 марта на встрече министров финансов ЕС было решено ничего не менять в процедурах приема новых участников. «Еще не настало время для новой дискуссии о критериях подключения к зоне евро, – заявил премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. ЕЦБ же просто испугался за судьбу евро, который может обвалиться под влиянием ослабления критериев и присоединения к еврозоне экономик, находящихся в бедственном положении. В ответ на доклад МВФ член правления ЕЦБ Эвальд Новотни отреагировал так: «Это нереалистично. Членство в Европейском монетарном союзе имеет очень четкие правила, и этих правил нужно придерживаться. С экономической точки зрения это стало бы не очень хорошим сигналом для доверия (инвесторов. – Ред.) по отношению к евро».

Вдобавок внутри ЕС существует еще одно препятствие для расширеняи еврозоны. И причина при этом вполне материальна – члены еврозоны вряд ли согласятся на ослабление критериев введения евро потому, что это вызовет дополнительные издержки у самих старых членов ЕС, утверждает Олег Устенко. А экономическая ситуация у «стариков» тоже далека от радужно-оптимистичной. «Действительно, существует сильнейшее лобби интересов новых стран-членов ЕС и в группе «стариков» (Швеция и Австрия), – рассказывает экономист, – но оно недостаточно по сравнению с тем сопротивлением, которое оказывается другими государствами, в авангарде которых находится Германия».

Чем рассчитываемся?

Торговля со странами ЦВЕ, входящими в Евросоюз, занимает довольно существенную долю во внешней торговле Украины. Более того, именно туда уходит почти половина украинского экспорта, направляемого в ЕС. Поэтому переход этих государств на евровалюту не может не отразиться на торговых отношениях между нашими странами. В целом эта перемена будет украинцам на руку, поскольку позволит сократить валютные риски благодаря большей стабильности евро, чем местных валют. Выиграют и наши торговые европартнеры, так как у них появится возможность использовать в расчетах евро, вместо того чтобы переводить свою валюту в третью (в тот же евро или доллар США). Для Украины это также будет означать более сильный приток евро в страну благодаря увеличению евровыручки экспортеров, что может привести к небольшой девальвации европейской валюты по отношению к гривне.

Правда, ощутить подобное влияние украинская экономика сможет лишь по окончании нынешнего кризиса, из-за которого экспортная выручка не только не растет, но и стремительно сокращается. Но в то же время Украине придется формировать более значительную часть резервов в евро для покрытия существующего негативного сальдо в торговом балансе со странами ЦВЕ, входящими в Евросоюз. Впрочем, все это – очень отдаленная перспектива. В лучшем случае – 2011-2012 годы. Поэтому, как отмечают эксперты, вряд ли можно надеяться на перемены в ближайшие пару лет.

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢