Тарифы, как зеркало украинской революции

Точка зору

Валентин Землянский,
директор энергетических программ Центра мировой экономики
и международных отношений НАН Украины

Для того, чтобы корова меньше ела и давала больше молока
надо ее меньше кормить и больше доить
Кот Матроскин

Революционный рост тарифов на энергоносители, запланированный правительством, приведет к коллапсу в энергетике и ЖКХ.

Энергетика Украины в системном кризисе. Для выхода из него революционно-европейское правительство Арсения Яценюка второго созыва решило действовать привычно и незатейливо – поднять тарифы на энергоносители до экономически обоснованного или рыночного уровня. То есть героическую миссию спасения энергетических госкомпаний было решено возложить на рядовых граждан. Революционная целесообразность – это прекрасно, только результат может превзойти ожидания даже самых прожженных скептиков.

Исходя из того, что поднятие тарифов на газ неоднократно предлагалось провести весной 2015 года, будем считать, что и другие энергоносители возрастут соответственно и попробуем представить экономический эффект от таких действий.

Газ. В аргументации премьера основной причиной для роста цен является дефицит бюджета государственной (!) НАК "Нафтогаз Украины". То есть, компании, которая на сегодня является фактически монополистом по поставкам газа всем категориям потребителей, и ни о каком рынке и конкуренции речи и быть не может. Более того, плачевное финансовое состояние НАК есть прямым следствием недоговороспособности правительства по вопросу цены на газ с крупнейшим поставщиком – "Газпромом".

И не надо говорить про агрессию. Ситуация на Востоке страны совершенно не мешает государственным НАЭК "Энергоатом" заключать договора на поставку топлива из РФ, "Центрэнерго" закупать уголь на Кузбассе, а "Укринтерэнерго" импортировать электроэнергию из России. И последняя оговорка Яценюка о возможности решения спорных вопросов с "Газпромом" до суда в Стокгольме еще раз подчеркивает возможность бесконфликтного выхода из ситуации.

Возвращаясь к рыночной цене. Глава НАК Андрей Коболев еще весной заявлял, что таковой является тариф для населения и ТКЭ сопоставимый со стоимостью газа для промышленности. Сегодня цена на природный газ для промышленности составляет 5,9 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Соответственно, с НДС эта цифра переваливает за 7 тыс. грн за 1 тыс. куб. м. Население платит сегодня с НДС 1089 грн за 1 тыс. куб. м при потреблении до 2,5 тыс. кубометров в год. А таких потребителей большинство. То есть, для выхода на экономически обоснованный уровень, цена на газ для населения должна увеличится в 7 раз.

Тепло и горячая вода. Здесь ситуация также будет оставлять желать лучшего. Поскольку большинство котелен используют в качестве основного топлива газ, а его доля в себестоимости производства Гкал составляет порядка 60%, то вполне ожидаемым будет пропорциональный рост стоимости тепла и горячей вода в 3-4 раза в зависимости от региона. В абсолютных цифрах это составит порядка 30-40 грн за квадратный метр, поскольку счетчиков тепла непозволительно мало и их установка в большинстве многоквартирных домов связана с рядом серьезных проблем. Та же судьба ждет и горячую воду, тариф на которую сегодня в Киеве составляет 25 грн за 1 куб., а после нововведений правительства составит 75-100 грн за 1 куб.

Электроэнергия. Здесь ситуация несколько иная, поскольку до последнего времени Украина являлась профицитной страной-производителем электроэнергии. Хотя дисбаланс между тарифами для промышленности и для населения также достаточно большой – почти в 4 раза. Но, как говорится, есть нюанс. В абсолютных цифрах разница между тарифом для населения 0,31 грн за кВт-ч при потреблении до 150 кВт-ч/мес. и промышленным в среднем 1,3 грн за кВт-ч.

Опыт соседних стран, не входящих в члены ЕС, показывает, что такой разрыв в тарифах есть только в Украине. В целом, разница между ценой электроэнергии для населения и промышленности составляет в пересчете на гривну порядка 10-15 коп. Безусловно, что базовый тариф для населения позволяет двигаться в сторону повышения тарифа. Вопрос в том, с какой скоростью будет происходить данный процесс.

Подведем предварительные итоги для гражданина со средним доходом в 3,5 тыс. грн, проживающего в двухкомнатной квартире средней площадью 50 кв. м. Газ на конфорку – 70 грн по нормативу на двоих; электричество – 200 грн при потреблении до 150 кВт; отопление – 1000 грн; горячая вода – 300 грн при потреблении 3 кубов. Ну и, соответственно, холодная вода и водоотведение, еще пусть 50 грн. Итого, с учетом квартплаты получим порядка 1800 грн в отопительный сезон и 800 грн вне оного. В год получается 15600 грн оплаты за коммунальные услуги.

А теперь главная вишенка на этот тарифный торт. В Европейском Союзе, куда активно нас ведут Президент и правительство, доля расходов на ЖКХ составляет 6% от средних доходов населения. Это тот порог, при котором население готово оплачивать коммунальные расходы на уровне 95%. Каждый процент дополнительных расходов будет снижать уровень платежей за коммуналку. Если мы посчитаем пропорцию по приведенному выше примеру, то получим, что расходы на ЖКХ нашего усредненного гражданина составят 37% от его доходов. О каком уровне европейской жизни при этом можно говорить?

Не следует также забывать, что кратный рост цен будет разгонять инфляцию, а курсовые риски будут просто съедать всю экономическую целесообразность повышения. Прецедент уже был в этом году, когда 50% рост тарифов был полностью нивелирован девальвацией нацвалюты, о чем не преминул сообщить действующий премьер.

Правительству необходимо честно сказать, что при таком уровне тарифов на энергоносители, доходы среднестатистического украинца должны составлять в базе 22 тыс. грн в месяц, без учета индексации по уровню инфляции и девальвации нацвалюты. В таком случае размер оплаты за коммунальные услуги будет соответствовать европейской практике и составлять 6% от доходов.

В противном случае, реакция потребителей на рост цен в полном соответствии с экономической теорией будет резко негативна и значительна. При повышении тарифа на 1% сбор платежей падает на 0,2%, а в некоторых городах может достигать 1%. Следовательно, при 3-4-кратном росте цен, падение уровня платежей примет просто лавинообразный характер, что будет иметь непредсказуемые последствия для ЖКХ и украинской энергетики. И речь будет идти уже не о проведении реформ, а сохранении минимальных уровней работы систем жизнеобеспечения государства.

 

 

 

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢