Кризис в металлургии. Мариуполь входит в черную полосу
Точка зоруКризис довел металлургические предприятия до ручки. Мариуполь, почти полностью зависящий от сбыта металлопродукции уже начал испытывать на себе его последствия. Город доедает старые запасы, но они иссякают и паника близка.
На двух металлургических комбинатах – им. Ильича и «Азовстали», работает в общей сложности около 70 тысяч человек. Если считать семьи работников предприятий, то получится, что заводы кормят почти треть полумиллионного Мариуполя. В прямой зависимости от комбинатов стоит также Мариупольский порт, который на волне кризиса сократил объемы перевалки грузов почти в десять раз. Сфера услуг и торговля в Мариуполе также по большей части зависят от доходов рабочих и служащих металлургических предприятий, которые сейчас на грани остановки.
Что творится в цехах
Руководство предприятий нередко описывает ситуацию в более ярких красках, чем она существует в реальности. Поэтому автор этих строк решил опросить рабочих и рядовых служащих комбинатов. А они говорят следующее. Массового сокращения рабочих пока не отмечено ни на комбинате им. Ильича, ни на «Азовстали», хотя в некоторых цехах уже введена четырехдневная рабочая неделя. Отмечена отправка в отпуска за свой счет руководства цехов и отделов на комбинате им. Ильича, как и обещал Бойко. А ведь последние привыкли жить на широкую ногу, зарплата многих руководителей цехов исчислялась порой не тысячами, а десятками тысяч долларов, и это только официальный доход. К слову, такое положение дел сильно раздражало рядовых работяг, тем более на фоне заявлений Бойко о построении социально ориентированного предприятия.
На «Азовстали» сокращения и, так называемая, оптимизация производства с массовым увольнением персонала происходит на протяжении последних лет. Многие социальные программы не сравнимы по размаху с теми, что проводили ильичевцы. В связи с этим в нынешней ситуации у комбината Рината Ахметова есть преимущество. И тем не менее, здесь также по многим цехам и отделам уже введена четырехдневная рабочая неделя, затушено более половины доменных печей, почти вдвое сокращено основное производство, рабочим рекомендовано затянуть пояса потуже, а кто не согласен, как говорится, выход прямо. Более того, многих уже уволили, что называется, без суда и следствия. Рабочие рассказывают, как это происходит: в цех заходит начальство с охранниками завода и просто сообщает человеку – вы уволены, собирайте вещи и на выход. Тем не менее, судя по тому, что смог над центром Мариуполя все же появляется и в эти дни, комбинат «Азовсталь» еще пыхтит.
В основном, весь персонал предприятий сейчас задействован на ремонте оборудования. Начальники цехов объявили персоналу, что если кому нужен отпуск за свой счет, берите хоть на три месяца. Впрочем, персонал в отпуска не спешит, несмотря на существенное сокращение оплаты труда. Полностью осталась без работы армия подрядчиков – несколько тысяч человек, поскольку капитальное строительство заморожено.
Металл, произведенный предприятиями, лежит в порту Мариуполя и ржавеет. Комбинатам приходится нести огромные расходы за аренду причалов, которые не покрываются доходами. Если ситуация не изменится, а это, как признает генеральный директор комбината им. Ильича Владимир Бойко, вряд ли, массовые сокращения рабочих начнутся уже в конце ноября. В декабре ситуация может полностью выйти из-под контроля. Бойко планирует поддержать завод и избежать массовых увольнений на протяжении зимы с помощью двух доменных печей. Но металл, произведенный в этих печах, надо еще и сбыть, а поскольку предприятие не может продать уже произведенную продукцию, надежды директора комбината кажутся слишком оптимистичными. Возможно, заводу удастся выплачивать оклады, если «Проминвестбанк» разморозит депозиты предприятия, на которых комбинат хранит около 250 млн. грн.
По словам местных металлотрейдеров, такой плачевной ситуации как сейчас, в Мариуполе не было никогда. Даже в кризисные 90-е годы, в отличие от шахтерских городов Донбасса, которые после закрытия шахт пережили жесточайшую депрессию, а многие просто вымерли, металлургия позволила Мариуполю избежать этой участи. В городе не было кризиса, присущего Шахтерску, Селидово, Луганску и даже Донецку. Востребованность металлургической продукции позволила Мариуполю пройти 90-е не то чтобы благополучно, но без особых жертв. Сейчас в Мариуполе вполне возможен сценарий, по которому падали в экономическую пропасть шахтерские города Донбасса. Речь не идет о сворачивании социальных программ, речь идет о банальном выживании перед лицом массовых сокращений.
Так не доставайся ты никому!
На днях директор комбината им. Ильича Владимир Бойко признал, что для спасения предприятия готов отдать его государству задаром, «я готов к национализации. Сегодня мы уже ничего не стоим», – отметил Бойко. Таким образом, убытки предприятия, а это, по его информации, 250 млн. грн. в октябре и 138 млн. грн. в сентябре, предлагается переложить на плечи госбюджета. Правда потом тезис о национализации Владимир Семенович опроверг, но зачем-то же он его озвучил…
Ровно восемь лет назад комбинат получил независимость от государства. С одной стороны, на протяжении этих лет комбинат вносил огромный вклад в развитие Мариуполя и его окрестностей. Давал в государственный бюджет значительные поступления, лидируя в этом среди других предприятий отрасли. Постоянно поднимая заработные платы рабочим, заставлял тянуться за своим уровнем «Азовсталь», «Азовмаш», все предприятия Мариуполя, в том числе малый и средний бизнес. Отчасти, благодаря комбинату им. Ильича уровень официальных зарплат в Мариуполе стал вторым в Украине после Киева. Комбинату удавалось выживать и развиваться, несмотря на колоссальное давление, порой, переходящее в обычный рэкет со стороны донецких кланов и подконтрольного ему сырьевого комплекса. С другой стороны, Владимир Бойко не смог предупредить угрозу надвигающегося перепроизводства металла. Именно предупредить, так как об угрозе экспансии со стороны Китая и Бразилии Бойко предупреждал на пресс-конференциях еще два года назад.
Что же касается национализации, то сейчас в мариупольском бомонде ползут слухи о том, что на фоне кризиса не исключен вариант передачи комбината, так сказать, в хорошие руки. Сам Бойко на пресс-конференции отверг возможность такого развития событий, а на вопрос автора этих строк, могут ли в этой роли выступить россияне, сказал, что у них сейчас тоже кризис и необходимых средств нет. Но ведь во время кризиса больших средств и не надо.
Конечно, комбинат им. Ильича не такой гигант, как «Криворожсталь», но завод входит в пятерку крупнейших металлургических предприятий Украины. Все мы помним, что «Криворожсталь» продали с аукциона более чем за 4 млрд. долларов. Бойко сейчас говорит об убытках порядка 390 млн. гривен (то есть, примерно 70 млн. долларов по нынешнему курсу), и предлагает государству завод бесплатно, только покройте убытки, и возьмите на себя будущие. Несложно подсчитать, что при стоимости завода в лучшие времена в несколько млрд. долларов, покрывать его убытки выгодно на протяжении как минимум пятилетки. Это вполне под силу не только российским, но и местным олигархам. Может потому некоторые эксперты не исключают возможности захода на комбинат группы «Метинвест» Рината Ахметова. Тем более, что для него 70 млн. долларов долгов меткомбината – это почти в два раза меньше бюджета футбольного клуба «Шахтер». Правда, по телефону в пресс-службе «Метинвеста» автору сказали, что разговоры о возможном приобретении олигархом комбината им. Ильича – это лишь слухи, а слухи бизнес-ориентированная структура не комментирует.
Так или иначе, но в заявлении Владимира Семеновича о готовности к национализации больше вопросов, чем ответов. Можно предположить, что слова о национализации – это лишь игра, направленная на то, чтобы показать правительству, насколько серьезно положение дел на предприятии и добиться определенных преференций. Например, возвращения собственных средств из «Проминвестбанка». Нацбанк выделил на поддержание «Проминвестбанка» 5 млрд. гривен, которые достанутся далеко не всем его кредиторам. Тем более сейчас, когда, согласно приказу Нацбанка, кредиторы не имеют права требовать свои платежи в течение полугода.
То, что Бойко говорил о национализации предприятия не всерьез, подтверждает также его опровержение собственных высказываний на следующий день после пресс-конференции. С присущей Бойко эмоциональностью он заявил: «Данная информация не соответствует действительности. Это чушь!». Но слово – не воробей. Заявления о готовности к национализации были сказаны перед телекамерами и записаны на десятки диктофонов присутствовавших на пресс-конференции журналистов.
Пока гром не грянет…
Не будем пересказывать замечания экспертов о причинах разразившегося кризиса. Скажем только, что сходятся они в одном – надо было раньше позаботиться о переоснащении предприятий на выпуск более качественной продукции, тем более в преддверии наступления по всем фронтам дешевого китайского, индийского, бразильского и российского металла.
В этой связи вспоминаются слова директора меткомбината «Истил Украина» Фарука Сиддики, которые автор этих строк услышал от него пять лет назад во время интервью. Еще тогда пакистанец предвещал отечественной металлургии тяжелые времена на фоне наступления быстро развивающейся промышленности Китая и Индии. На вопрос, что бы он посоветовал местным металлургам, Фарук Сиддики сказал, что необходимо все заработанные предприятиями деньги пускать на скорейшую модернизацию производства. По его словам, «Истил» направляет на эти цели до 90% вложений. Не хочется признавать, что пакистанцы в этой ситуации оказались более дальновидными, чем наши многоопытные директора, но факт есть факт. На фоне полной остановки Донецкого металлургического завода, Макеевского меткомбината, снижения объемов производства в несколько раз на комбинате им. Ильича, Запорожстали и других «Истил» – единственное предприятие, которое осталось на плаву в период кризиса. А все потому, что уже давно отказалось от допотопных энергоемких мартеновских печей и другого устаревшего оборудования, перешло на выпуск высоколегированной стали.
Сейчас из чугуна уже и сковородки не делают, спрос на него падал с каждым годом, в то время как производителей становилось все больше. Рынку нужна качественная сталь для судостроения, автопрома, строительства скоростных железных дорог, мостов, высотных зданий. На что надеялись отечественные горе-руководители трудно сказать. Наверное, опять на родимый авось и на то, что на их век хватит. А вот и не хватило.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram