Косметические правки: почему концепция Минфина не даст результата

Точка зору

В ближайшее время должен быть согласован и опубликован финальный вариант налоговой реформы. Инициативы Минфина и общественности будут скорректированы согласно требований международных доноров. Это должно было произойти еще в сентябре, однако до сих пор стороны не могут прийти к консенсусу. 

Правительство пробует в третий раз за последние полтора года провести налоговую реформу. В 2014‑м под таким громким названием были введены налоги на авто, пенсии и проценты по депозитам. В этом году реформирование должно привести к уравниванию ряда ставок.

Отвечает за налоговую реформу Министерство финансов, находящееся под давлением различных факторов. Также свою концепцию налоговых новшеств предлагают депутаты. Помимо этого, влияние на принятие решения оказывают международные доноры (в том числе МВФ), которые настоятельно рекомендовали не допустить роста бюджетного дефицита. Итоговый документ налоговой реформы станет плодом договоренностей Минфина, парламентариев и международных доноров.

В своей концепции Кабмин всерьез намеревается изменить налоговую систему. Его позиция в отношении реформы достаточно проста. Прежде всего выровнять ставки ключевых бюджетообразующих налогов (НДФЛ, ЕСВ, налога на прибыль и НДС), зафиксировав их на уровне 20%. Министр финансов Наталья Яресько, презентовавшая правительственный проект, считает, что нужно стремиться не к низким, а «плоским» ставкам. Учитывая, что сегодня существует пять ставок НДФЛ, 80 ставок ЕСВ, три ставки НДС и девять ставок налога на прибыль, визуально унификация пойдет лишь на пользу.

Минус – эти предложения не учитывают многие потребности бизнеса, рядовых налогоплательщиков и не закладывают фундамент для экономического роста. Реформа от Минфина построена на компенсаторах, которые негативно повлияют на всех, кого они коснутся.

Минфин замахнулся

Министерство закладывает повышение налоговой нагрузки для отдельных категорий налогоплательщиков. «Например, лишение сельхозпроизводителей льгот и, по сути, внедрение 20%‑го НДС на лекарства»,  – говорит один из авторов альтернативной концепции налоговой реформы Oblik‑Saas Даниил Монин.

В Минфине уже посчитали, что только от увеличения ставки НДС на медикаменты с 7 до 20% удастся получить 9,8 млрд гривен. Реформаторы настроены на то, чтобы к 2018 году объединить ЕСВ и НДФЛ и установить ставку 20%.

Однако налогоплательщикам снижение не подарят. Правительство намерено искать компенсаторы. Например, добавить 40% к акцизу на сигареты и 50–100%  – на алкоголь.

Более того, Минфин предлагает легализовать азартные игры. Будут отменены и льготы по налогообложению недвижимости, увеличена ставка налога на нее, введена фиксированная ставка для квартир площадью от 300 кв. м и домов площадью от 500 кв. м (25 000 гривен), а также ежегодная плата для владельцев транспортных средств премиум‑класса.

Все это, по расчетам Минфина, должно принести бюджету дополнительные 64,8 млрд гривен.

«Единый» под угрозой

Правительство не дает в своей концепции ответа на многие острые вопросы. Например, что будет с системой администрирования НДС. «НДС‑счета в нынешнем виде снижают ликвидность бизнеса, при этом система дает сбои и ошибки, управляется ГФС в ручном режиме, а налоговые ямы по‑прежнему живы»,  – говорит преподаватель Киево‑Могилянской бизнес‑школы Алексей Геращенко. Такой метод администрирования НДС практиковался в Болгарии, и количество нарушений не уменьшилось. «Менее травматичной для бизнеса является фиксация всех накладных (грузинский вариант) для контроля, а не замораживание живых денежных средств»,  – уверяет эксперт.

Главной мишенью реформы Минфина оказалась упрощенная система налогообложения. Так, количество групп плательщиков единого налога будет сокращено до трех. В группу «А» войдут представители микробизнеса с оборотом до 300 000 гривен в год, а вторая и третья объединятся в группу «В» с годовым оборотом до 2 млн гривен и возможностью нанимать до 10 сотрудников. Группа «С» отведена для аграриев. Но фермеру нужно будет иметь не только долю сельхозпроизводства в своем бизнесе до 75%, но и годовой оборот не более 2 млн гривен.

Итог достаточно плачевен. По подсчетам реформаторов, количество плательщиков единого налога сократится приблизительно на 220 000 субъектов. Но это на бумаге. В реальности бизнес оценивает потери в несколько раз выше. Во‑первых, право использовать «упрощенку» теряют юрлица, а это около 155 000 компаний. Во‑вторых, группа «А» уже с 2016 года будет вынуждена обзавестись кассовыми аппаратами. В‑третьих, будут всерьез пересмотрены ставки. К 2018‑му реальная ставка налогообложения для предпринимателей, которые попадут в группу «В», вырастет до 40%.

«По словам Натальи Яресько, ведомство, устанавливая ставку налога с доходов 20%, 80% разрешает относить на затраты. Но не все так просто: ведь если прибавить ЕСВ  – получается 40%. И эти 80% явно не оставят без проверок. К примеру, человек работает программистом и пишет, сколько он отнес на затраты. У него явно будут узнавать, что входит в эти затраты»,  – объясняет Владимир Дубровский эксперт группы «Налоговая реформа» Реанимационного пакета реформ.

Кроме того, согласно проекту Минфина, с 2017 года на затраты будут относить 60%, а на третий год – только 40%. Так что налоговое бремя будет лишь возрастать и побуждать плательщиков единого налога перейти на обычную систему налогообложения. Причем в правительстве этого не скрывают. Там рассчитывают, что с «упрощенки» «сбегут» почти 60 000 СПД.

Павел Харламов

Новини

21 Травня 2025

Vale змінює фокус: ставка на дешевшу руду для китайських металургів

Стало відомо, хто може купити близько 400 заправок Коломойського

Механізм антидемпінгових мит більш ефективний для захисту вітчизняного виробника – Качур

В Україні запрацює Зелена платформа з програмами фінансування для бізнесу та громад

Польські фермери важливіші за торговельний безвіз для України – Туск

Антидемпінгові розслідування в Україні: як китайський металевий прокат обходить мито через Малайзію

В Польщі просять удвічі скоротити імпорт українського цементу

20 Травня 2025

Китай скуповує золото

Мінекономіки готує офіційне звернення до ЄС щодо відтермінування CBAM

Україна розпочала діалог з США щодо скасування 25% мита на сталь

Сталевий виклик для Трампа: ухвалити чи знову заблокувати угоду з Японією

Білгород-Дністровський порт відкриє новий транзитний маршрут до ЄС 

ЄК погіршила прогноз зростання ВВП України у 2025 році до 2,0%

Китай знизив виробництво сталі

Чорнобиль перетворюють на енергетичний хаб: ядерні міні-реактори вже на етапі підготовки

19 Травня 2025

Залізна руда як опора: гіганти галузі розраховують на китайське виробництво сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢