Торговля с ЕС: по некоторым позициям экспорт даже не начинался

Точка зору

Главные причины торговых "успехов" — недостаточное производство  и низкое качество продукции, сложности с выходом на европейский рынок

Результаты свободной торговли Украины на рынках ЕС многозначительны. Мы в мгновение ока исчерпываем квоты на зерновые, но остальные заполнить не можем, а по некоторым позициям экспорт даже не начинался. Отчасти из-за недостаточного производства, но в большей степени — из-за низкого качества продукции и сложного выхода производителей на европейский рынок. 

Так, в 2015 г. полностью использовать удалось лишь квоты на пшеницу, кукурузу, ячменную крупу, овес, мед, виноградный и яблочный соки. Частично использованы квоты на сахар, ячмень и солод. Но остальные группы товаров на рынки Европы либо попали в совсем незначительном количестве (этанол, отруби, крахмал, яйца), либо не попали вообще (молочная продукция, свинина, говядина, баранина, сливочное масло, сахарные сиропы, грибы).

Украина сегодня формально имеет около двадцати действующих соглашений о свободной торговле, готовится к подписанию аналогичных документов с Канадой, Израилем и Турцией. Но экономический эффект в конечном итоге определяется не количеством подписанных договоров, а способностью украинских компаний предложить зарубежным потребителям товары и услуги надлежащего качества по приемлемой цене и в нужном количестве.

Структура экспорта любой страны формируется не только международным спросом, но и особенностями развития национальной экономики. Украинский экспорт, основанный на зерновых и растительных маслах, только частично совпадает со структурой мирового товарного спроса. Проведенное по просьбе Минэкономразвития исследование Института экономических исследований и политических консультаций говорит, что если в мировом экспорте доминируют механическое оборудование (23,7%), минеральные продукты (18,8%), транспортные средства (9,9%), химическая продукция (8,8%) и недрагоценные металлы, то в украинском доля механического оборудования вдвое меньше (10,5%), чем в среднем по миру. При этом доля внешних поставок недрагоценных металлов и изделий из них существенно превышает общемировой показатель (29,8%). Да и доля экспорта минеральных продуктов у нашей страны (12,5%) также меньше среднемировой (18,8%). В то же время удельный вес продукции растительного происхождения в украинском экспорте (11,9%) почти в четыре раза превышает мировые показатели. При этом на украинские жиры и масла приходится 3,5% мирового рынка, на продукты растительного происхождения — 1,6%. Темпы роста украинских внешних поставок сельскохозяйственной и пищевой продукции впечатляют. Наша страна — лидер по подсолнечному маслу и ячменю, входит в десятку крупнейших производителей по объемам пшеницы на экспорт. Казалось бы, это может и должно играть нам на руку, но экспортная выручка, наоборот, сокращается.

В первом квартале 2016-го экспорт снизился на 18,5% (на 1,7 млрд долл.) по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем, а импорт — на 9,3% (на 885 млн долл.). Экспорт товаров в страны Европейского Союза составил 3,1 млрд долл. (41,4% от общего объема экспорта) и уменьшился по сравнению с прошлогодним аналогом на 2,7%. При этом в нынешнем году едва ли не впервые экспорт продукции растительного происхождения сравнялся по объемам с металлами — по 22,2% в общей товарной структуре. В первом квартале Украина экспортировала зерна на 1,3 млрд долл. (97,4% к первому кварталу 2015-го), жиров и масел — на 945,6 млн долл. (112% к первому кварталу 2015 г.). В структуре экспорта зерновых 50% занимает "царица полей" кукуруза, 36% — пшеница, 13% — ячмень.

В Украине производится значительно больше агропродукции, чем требуется для внутреннего потребления. При производстве зерновых (пшеница, рис, кукуруза, ячмень) на уровне 57,2 млн т потребление составляет меньше половины — немногим более 25,5 млн т. Мы растим все это на экспорт, лишь усложняя свое положение. Как видим, Украина занимает ведущие позиции на рынках сельскохозяйственных товаров, руд и металлов, то есть так называемых биржевых товаров. Цены на них, как давно и хорошо известно, очень чувствительны, подвержены колебаниям, зависят от мировой конъюнктуры. Более того, экспорт Украины является концентрированным, что также увеличивает его чувствительность к шокам. По сути, мы в зависимости от политики и стратегии других стран. Следовательно, и количественные, и стоимостные объемы нашего экспорта могут существенно колебаться, но мы на эти процессы не влияем. Как тоже хорошо известно едва ли не школьникам, увеличение доли товаров с высоким уровнем переработки позволило бы повысить стабильность экспортных поступлений и независимость от внешних рынков, да что-то все почти четверть века независимости тенденции упрямо движутся в противоположную сторону…

Еще цитата из учебников: для обеспечения ускоренного роста ВВП стране важно не просто наращивать экспорт, а наращивать экспорт товаров и услуг, обеспечивающих более высокий прирост добавленной стоимости. Экспорт зерновых не должен быть конечной целью, это лишь перевалочный этап, способ удержаться на плаву. Хотя даже в этой сфере есть потенциал для роста и улучшений. "Средняя урожайность пшеницы в Украине на уровне 4,1 т/га. При европейской норме 6,1 т/га страна имеет значительный потенциал для роста продуктивности в отрасли. При условии максимально эффективного использования земельных ресурсов, инвестиций в агросектор, оптимизации затрат на производство сельскохозяйственной продукции Украина может повысить валовые сборы с нынешних 40–60 млн т до 100 млн т в год и более, усилить свои ведущие позиции по производству зерновых в мире", — отмечают в своем последнем исследовании эксперты E&Y Александр Романишин и Борис Трофимов. — В целом производительность сельского хозяйства в Украине все еще значительно отстает от других стран. По данным FAOSTAT, средняя урожайность зерновых культур у нас примерно в два раза ниже, чем в США и странах Западной Европы".

Животноводство является вторым по значимости сегментом агросектора Украины. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля продукции животноводства составила 29,7% (2015 г.). Внутреннее потребление мяса в Украине при этом снижается — 42,6 кг на душу населения в 2015 г. против 46,5 кг в 2014-м, и значительно отстает от аналогичного показателя в странах ЕС (в среднем 65 кг на душу населения). Таким образом, это направление в Украине имеет потенциал для дальнейшего роста, но мешает низкая покупательная способность украинцев. Многие семьи потребляют только то, что вырастили сами. Значительная часть поголовья скота и птицы сосредоточена в домохозяйствах. В 2015-м они содержали 76,6% коров, 49,2% свиней, 85,0% овец и коз и 42,8% птицы всех видов.

На внешние рынки мы в основном поставляем курятину. В период с января по апрель 2016 г. экспорт украинского мяса птицы и субпродуктов составил 81,9 млн долл. (данные ГФС). В частности, только в апреле экспорт данной продукции оценивается в 29,7 млн. Главными импортерами мяса птицы украинского производства являются Ирак (30,58%), Нидерланды (11,5%) и Египет (8,7%). В прошлом году спрос в странах ЕС на украинскую курятину был столь высок, что правительство было вынуждено просить об увеличении квоты на ее поставки. Квоту увеличили, однако товар на рынки не зашел — его качество оказалось не соответствующим стандартам. И это другая проблема нашего сельскохозяйственного экспорта — на внешние рынки выходит ограниченный круг компаний, и если одна из них испытывает проблемы, заменить ее часто некому. В настоящее время три крупнейших аграрных производителя обеспечивают объем валовой агропродукции, превышающий объемы всех фермерских хозяйств Украины.

В этом году с курятиной вопрос решился. По данным E&Y, по состоянию на 1 февраля 2016-го украинские компании уже использовали на 100% квоту на поставку мяса птицы в страны ЕС. В то же время существенно увеличивается спрос на украинский экспорт крупного рогатого скота, в частности со стороны покупателей из стран Ближнего Востока и Северной Африки. К 2017 г. ожидается переориентация украинского экспорта молочной продукции на Молдову, Казахстан и Беларусь. Что мы сможем им предложить?

На данный момент Украина не использует в полном объеме квоты, предоставленные ей Евросоюзом на экспорт свинины, говядины, баранины и молочной продукции. Эксперты E&Y ожидают, что отечественным производителям потребуется года три для того, чтобы выйти на уровень экспорта в объеме этих квот. Это при хорошем стечении обстоятельств. Теоретически на рынки ЕС могли бы выйти небольшие животноводческие хозяйства, но им для этого нужно не только время, но и помощь.

На мировых рынках экспортеры сталкиваются с двумя видами проблем: прямыми ограничениями и процедурными. Преодоление этих проблем требует различных подходов как со стороны государства, так и со стороны экспортеров, убеждены эксперты Института экономических исследований и политических консультаций. Прямые ограничения экспорта — это импортные и экспортные пошлины и квоты, а также прямые запреты импорта и экспорта товаров и услуг. Но сегодня на первый план в международной торговле выходят именно нетарифные ограничения, то есть меры политики, которые не относятся к обычным пошлинам, но могут потенциально влиять на международную торговлю, меняя как объемы поставок, так и цены товара. При этом адекватно и быстро на нетарифные ограничения реагировать сложно, а вот барьеры для международной торговли они создают ощутимые.

По оценкам экспертов Всемирного экономического форума, проблемы, с которыми сталкиваются украинские экспортеры, — это отсутствие доступа к торговому финансированию, недостаточный уровень технологий производства и навыков персонала, трудности в определении потенциальных рынков и покупателей, несоответствие продукции международным техническим требованиям и стандартам, а также проблемы доступа к импортным ресурсам, необходимым для производства.

Прежде всего, экспортерам следует повысить эффективность собственного бизнеса. Исторически управление во многих украинских компаниях носит авторитарный характер и зачастую осуществляется в ручном режиме. Поэтому, когда возникает дополнительная нагрузка на бизнес-модель, такой управленческий подход лишь снижает эффективность предприятия. Успешный выход на новые рынки требует от компаний четкого понимания своих сильных и слабых сторон, особенностей и конъюнктуры целевых рынков, продуманной стратегии позиционирования. Один человек или группа собственников не могут выполнять все эти задачи. 

Кроме того, для привлечения иностранных инвестиций важен достаточный уровень конкурентоспособности, прозрачности и эффективности бизнеса компании. А с этим у украинских фирм тоже сложности. Для этих целей украинские аграрии стремятся максимально оптимизировать и структурировать свою бизнес-модель, а также соответствовать международным принципам корпоративного управления. Но пока получается далеко не у всех, так как у всех на слуху истории, когда за корпоративной системой стоит единый авторитарный собственник со своим личным интересом.

Появление крупных холдингов в Украине сопровождается возникновением вертикально интегрированных бизнесов, что, в теории, позволяет производить продукты с более высокой добавленной стоимостью. Но в сельскохозяйственном секторе продолжает преобладать выращивание зерновых и технических культур, а переработка сельхозпродукции и производство продовольствия с высокой добавленной стоимостью для большинства компаний пока имеют второстепенную приоритетность. Именно желание стремительной окупаемости, "быстрых денег", является второй причиной того, почему мы не завоевываем внешние рынки, а топчемся на месте.

Также существует огромный потенциал сокращения расходов и потерь на всех этапах цепочки поставок. Например, в украинском зерновом секторе логистические расходы на тонну зерна в полтора раза выше, чем во Франции, Германии и США. Аграрии из года в год оправдываются, что работают на грани рентабельности, но выходит, что лишь за счет оптимизации расходов на перевозки они могут ее повысить.

В рейтинге Doing Business 2016 Украина занимает 83-е из 189 мест (Польша — 25-е, Германия — 15-е), поднявшись на четыре позиции по сравнению с 2015 г. Маркер "международная торговля" у нас неизменен — 109-е место (Польша — 1-е, Германия — 35-е). Для проведения экспортной операции в Украине требуется 11 документов, общий процесс продлится в среднем 127 часов и будет стоить 667 долл. Причем больше всего времени тратится именно на подготовку документов. На стоимость процедур оформления также приходится почти половина стоимости экспортной операции. А внутренние перевозки являются самым дорогим этапом экспорта.

По мнению украинских экспортеров, наименее проблемными процедурами в Украине является получение сертификата происхождения и прохождения экологического контроля, а наиболее проблемными остаются возмещение НДС и валютный контроль (опрос ИЭИ, проведенный в рамках проекта "Торговая политика и практика в Украине", 2015 г.). Основными причинами нежелания экспортировать товары в ЕС остаются неблагоприятная экономическая ситуация в Украине, отсутствие партнеров за рубежом, обременительность внутренних экспортных процедур и отсутствие финансирования. В то же время названные проблемы по-разному воспринимаются предприятиями в зависимости от их размера.

Так, отсутствие партнеров за рубежом является самой большой проблемой для малых и средних компаний. Их же сдерживает нехватка финансирования. Недостаток информации также острее чувствуют небольшие предприятия, тогда как крупные практически не упоминают об этой проблеме. И если правительство всерьез нацелено на "экспортный прорыв", то сосредоточиться нужно именно на устранении барьеров для средних и небольших компаний.

По оценкам ИЭИ, доля малого и среднего бизнеса составляет 14,5% от общего объема поставок из Украины. Это вдвое меньше, чем в среднем в странах ЕС и соответствует условному предпоследнем месту в Европе. При этом малые предприятия тратят вдвое больше времени на оформление товара, а стоимость оформления внешнеторговых операций у них выше из-за небольших размеров партий.

А ведь для того, чтобы принципиально изменить ситуацию, достаточно лишь навести порядок в системе госрегулирования экспортных процедур, убрать бюрократические барьеры, создать действительно равные для всех условия. Стратегически важно также развитие инфраструктуры именно с учетом потребностей международной торговли. И не только развитие терминалов и сети дорог, но и транспортных услуг — дистрибуции, логистики, страхования. А также политических, юридических и финансовых условий предоставления этих услуг.

В погоне за экспортной выручкой государство не замечает мелкого производителя и, увы, глухо к его просьбам. Мощное лобби агросектора продвигает решения, выгодные крупным компаниям, а мелкие пока вынуждены самостоятельно сражаться с ветряными мельницами украинской бюрократии, торговых квот и ограничений.

Юлия Самаева

Новини

3 Травня 2024

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ОЕСР очікує на пришвидшення темпів зростання світової економіки

Туреччина призупинила всю торгівлю з Ізраїлем

ВСІ НОВИНИ ⇢