Пятак в день

Точка зору

Стремительные темпы падения обменного курса гривны и пассивность Нацбанка угрожают стабильности финансовой системы Украины
«Моя машина обходится уже на пятнадцать процентов дороже. Если так и дальше пойдет, я не смогу обслуживать свой автокредит», — рассуждает у киоска обмена валют киевлянка Ирина Павлова. Два месяца назад банк сообщил ей о повышении на два процентных пункта ставки по пятилетней долларовой ссуде. Тогда она отнеслась к этому спокойно, потому что американскую валюту могла покупать по 4,60 гривны (на пять процентов дешевле официального курса НБУ), однако теперь курс покупки наличного доллара поднялся на десять процентов выше официального курса (последний уже пять месяцев колеблется в узких пределах 4,84–4,86 грн./долл.).
В прошлую пятницу с большим трудом можно было отыскать пункт обмена валют, где доллар предлагали по 5,25 гривны. При этом, как правило, оператор вежливо сообщала, что «зеленых» нет. Кое-где предлагали небольшую сумму в евро. Это — классические признаки валютной паники. Да и как может быть иначе, если за считанные недели курс на межбанковском валютном рынке взлетает на десять процентов, а центральный банк не выходит на рынок с интервенциями?
Резкая девальвация подрывает доверие к национальной валюте и угрожает новым витком инфляции. Подорожает импортный газ, за снижение цены которого сейчас бьются наши политики на переговорах. Немаловажно и то, что вырастет уровень невозвратов потребительских кредитов (их брали, как правило, в инвалюте — с более низкой процентной ставкой), а экспортоориентированные предприятия потеряют мотивацию реформировать производство, поскольку курсовая разница позволит получать значительный дополнительный доход.

Ревальвация обернулась девальвацией
О снижении курса гривны, как об одном из последствий разразившегося финансового кризиса в мире, наш журнал писал неоднократно. Было очевидно, что избыточный приток инвалюты в Украину связан с краткосрочными вложениями нерезидентов в закипающий отечественный фондовый рынок. Одних лишь прямых иностранных инвестиций и поступлений от украинцев, работающих за границей, едва хватает на покрытие дефицита торгового баланса. Когда правительство Юлии Тимошенко в мае добилось от НБУ укрепления официального курса гривны, а рынок акций начал падать, нерезиденты-спекулянты стали потихоньку покидать украинский рынок, фиксируя немалую прибыль. В июле котировки национальной валюты на межбанке достигли пика (около 4,50 гривны за доллар), а затем начали плавно спускаться. Во второй половине сентября ухудшение внутриполитической ситуации, увеличение дефицита текущего счета платежного баланса и острые рецидивы финансового кризиса, укрепившего на мировом рынке уже на 13% доллар США, резко увеличили спрос на него в Украине. В последние дни межбанковский курс ежедневно прибавлял по пять копеек на долларе. Ожидания тех, кто ставил на поступательную ревальвацию, руководствуясь исключительно опытом стран Центральной Европы, не оправдались.
Нацбанк признал, что в сентябре спрос на межбанковском валютном рынке превышал предложение, и он был вынужден проводить интервенции по продаже валюты на сумму 150,3 млн долл. Отрицательное сальдо по интервенциям последний раз фиксировалось в январе, но тогда объемы рынка были сезонно низки (вдвое меньше, чем сейчас). Примечательно, что в июле и августе обороты на валютном межбанке (несмотря на сезонный спад деловой активности) значительно превышали сентябрьские. Тогда регулятор массово скупал валюту, пополняя золотовалютные резервы, а это значит, что за последний месяц с украинского рынка выведена лишь часть «горячего капитала» и негативное сальдо на валютном рынке будет нарастать — если только курс резко не обвалится.
Нацбанк постоянно нарушает собственное обещание, из года в год закладываемое в Основные положения денежно-кредитной политики. Речь идет о поддержании стабильности реального эффективного обменного курса (РЭОК). По расчетам самого регулятора, за январь-август 2008-го этот показатель укрепился на 9,4%, что объясняется высочайшей инфляцией в Украине (на 8,5 процентных пунктов больше, чем в среднем по торговым партнерам), а взнос ревальвации номинального курса оказался сравнительно небольшим. Укрепление реального курса составило за восемь месяцев почти десять процентов — именно на столько рухнул курс на межбанковском рынке за последние недели. Поэтому не исключено, что рынок сможет нащупать дно на уровне 4,86 (официальный курс) плюс десять процентов. Это 5,35 гривны за доллар (анализ динамики изменения РЭОК в течение года свидетельствует: в основе подсчетов регулятора лежит официальный курс, что НБУ в методике прямо не показывает) — такой ориентир сейчас у многих операторов рынка.

Игра в молчанку
Устраивает ли правительство и центральный банк этот курс, понять пока сложно. Тимошенко, обычно любящая рассуждать об укреплении гривны, сейчас о нем и не заикается. Она говорит о Ющенко, выборах, газе, инфляции и социальных выплатах, но никак не о валютном рынке. Министерство финансов тоже не в восторге, поскольку ослабление гривны увеличивает расходы на обслуживание внешнего долга, а новые заимствования финансовому ведомству никак не удаются.
Рынок всю неделю ждал реакции главного действующего лица — Национального банка. Его председатель Владимир Стельмах предпочитает ничего публично не комментировать, отправляя на профессиональные дискуссионные столы и интервью с журналистами своих советников. А еще о курсе публично рассуждают заместитель председателя правления НБУ Александр Савченко и руководитель Совета НБУ Петр Порошенко. Они до сих пор лишь давали понять, что центробанк воздержится от интервенций, и старались объяснить, почему регулятор так поступает. Только 2 октября Нацбанк выдал официальное заявление, повторив те тезисы, которыми давно щеголяют его представители. В коммюнике подчеркивается: «Национальный банк не допустит потери валютных резервов для удовлетворения спекулятивных операций участников валютного рынка», будет «поддерживать внутреннюю и внешнюю стабильность гривны», «обеспечивать расчеты по критическому импорту и выплаты по внешним долговым обязательствам государства», «поддерживать конкурентоспособность». Банкиры из этого заявления ничего не поняли, кроме того, что центральный банк не будет спешить с выходом на рынок. В тот же день руководитель Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко отметил стабильное, по его мнению, состояние валютного рынка: «Ну, четыре восемьдесят девять — пять — пять десять, разве это значительное изменение курса?»
Удивительно: когда «спекулянты» давили в другую сторону и курс национальной валюты укреплялся, НБУ таких заявлений не делал, а молча скупал избыточную валюту (хотя и не полностью). При этом имеющиеся золотовалютные резервы (37,5 млрд долларов по итогам сентября) позволяют более четырех месяцев финансировать будущий импорт, что считается довольно высоким показателем по международным канонам.
Объяснить поведение Нацбанка можно двумя причинами: либо его аналитики просчитали, что девальвационное давление будет очень длительным, и не желают пускать резервы на ветер (поскольку вряд ли удержат рынок на нынешнем уровне), либо регулятор боится взять на себя политическую ответственность. По расчетам самого НБУ, для девальвации есть все основания: отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса по итогам восьми месяцев достигло семи с половиной миллиардов долларов (6% ВВП), хотя специалисты центробанка изменили методику подсчета платежного баланса, пересмотрев основы формирования статей «Доходы» и «Текущие трансферты» (тем самым положительное сальдо по этим статьям значительно увеличилось). Что касается ответственности, пассивную позицию Нацбанка можно воспринимать не иначе, как неготовность стать основным ньюсмейкером в вопросах курсообразования. Правда, первый решительный шаг Институтская все же сделала 3 октября, объявив о выходе с интервенцией по курсу 5 грн./долл. На рынок было выброшено 342 млн долларов. Этого оказалось достаточно, чтобы он остыл и опустил котировки на пять-десять копеек.
Регулятору целесообразно выходить на рынок небольшими интервенциями объемом до полутора миллиардов долларов (именно в таких пределах оценивается операторами разрыв между спросом и предложением). Целесообразно продавать евро или фунты стерлингов, то есть ту валюту, которая сегодня дешевеет на мировом рынке (НБУ активно скупал эти денежные единицы весной и летом). «Рынок готов к тому, что официально доллар снова будет стоить пять-ноль-пять. Многие банкиры ведь высказывались против весенней ревальвации», — сообщил «Эксперту» казначей одного из банков. Продавать стоит именно сейчас, поскольку курсовая переоценка и так играет против золотовалютных резервов страны: каждое укрепление доллара на мировом рынке означает снижение стоимости других валют в составе международных резервов НБУ.
Бездействие регулятора многие операторы рынка воспринимали с раздражением, поскольку не могли предположить столь глубокой девальвации. На нынешний год Совет Национального банка Украины закрепил в Основах денежно-кредитной политики положение о том, что рыночный валютный курс не может отклоняться от официального более чем на четыре процента. На следующий год диапазон колебаний расширен до пяти процентов (от уровня 4,85 грн./долл.). Даже если брать за основу более широкий коридор, то обменный курс на межбанковском рынке сегодня может колебаться в пределах 4,62–5,09 гривен за доллар. А значит, НБУ придется либо изменять официальный валютный курс, либо гасить интервенциями избыточный спрос на валюту. Есть еще один выход: не держать своего слова, но это самый плохой вариант. Он открывает прямую дорогу к панике на рынке.

Новини

20 Травня 2024

Турецька Habas отримала дозвіл на будівництво прокатного заводу

Україна наростила експорт сталевих напівфабрикатів майже вдвічі

Метинвест в I кварталі скоротив виплавку сталі, але збільшив виробництво ЗРС

Виробництво сталі у Китаї відстає від минулорічних показників

Заводи в Україні змушені наймати жінок через брак персоналу

За підсумками січня-квітня імпорт довгого прокату в Україну зріс на 9,9%

Мінекономіки представило проєкт оновленого порядку стимулювання для індустріальних парків

Британія запровадила санкції щодо одного з найбільших контейнерних терміналів росії

Ціни на золото встановили новий рекорд

Українські підприємства збільшили імпорт нікелю на 60%

Нікель суттєво здорожчав через заворушення у Новій Каледонії

Британська Liberty Steel вирішує, що робити з трьома своїми заводами

Державні компанії цього року видобудуть близько 15 млрд куб м газу

Україна збільшила імпорт алюмінію на 26%

Підприємства України наростили експорт залізорудної сировини в 2,1 раза

Інвестори очікують від держави рішучих дій для порятунку енергетики 

ВСІ НОВИНИ ⇢