Почему Brexit перенаправит потоки влияния из Лондона в Брюссель

Точка зору

В связи с попыткой Великобритании покинуть ряды Евросоюза сверхкрупный международный бизнес перекраивает свои планы: боссы GR-департаментов пакуют чемоданы в Лондоне и разыскивают локальных партнеров в Брюсселе, Страсбурге, Берлине и Париже. Затронет ли эта ситуация интересы Украины и насколько эффективно ее интересы представлены в данное время на международной арене? Forbes попросил поделиться своими мыслями об этом эксперта по репутационным вопросам Бориса Тизенгаузена.

Не только финансисты ищут новые офисы и квартиры в Париже и во Франкфурте. Одновременно с ними пакуют чемоданы и рассылают запросы руководители департаментов GR из ведущих корпораций, имеющих пока европейские штаб-квартиры в Британии.

Лондон и Британию в целом многие мегакорпорации облюбовали в качестве европейского плацдарма. Страна была (и пока еще остается) членом ЕС, а британская правовая система и лондонский финансовый хаб – все это было очень привлекательным для бизнеса, несмотря на здешнюю дороговизну. Эти три фактора, дополняемые короткими коммуникациями между Лондоном и Брюсселем, влекли нацеленных на ЕС «GR-волков».

Рынок лоббистских услуг в ЕС, формировавшийся, прежде всего, с прицелом на Брюссель, только в интересах американских финансовых корпораций и банков составлял более 35 млн евро прямых расходов в год – не только у финансовых корпораций, но и автомобильных, табачных, пищевых и т. п. Это не считая многократно больших сумм, ассигнуемых на внешние затраты. И все это направлялось через Лондон и из Лондона.

Лондон как «аэродром подскока» нравился не только старожилам вроде японцев, но и «новоселам»: китайцам, корейцам, индийцам. Работала эффективная связка «лондонский офис – лондонские поверенные – брюссельские лоббистские агентства».

Один из самых масштабных примеров: пару лет назад в британской прессе громко обсуждалась активность одной из крупнейших международных табачных компаний, которая пыталась заблокировать или ослабить вводимую в ЕС очередную порцию ограничений на табачные изделия. Ну, или хотя бы притормозить ее введение. Тогда стало известно, что для решения данной задачи был задействован в сфере лоббирования 161 сотрудник и консультант в течение самого активного периода – около года.

Сумма затрат в проекте только для организации и проведения встреч с депутатами Европарламента составляла 1,25 млн фунтов стерлингов. Всего к таким встречам было привлечено 233 евродепутата – 31% их общего числа. Несколько членов Европарламента, как сообщали британские издания, участвовали во встречах по 4-5 раз, очевидно, это были ключевые фигуры в соответствующих парламентских комитетах.

Не то чтобы этот случай был воспринят как нечто невообразимое – суммы для такого рода проектов являются вполне обычными. Но именно «табачники» сейчас в ЕС гонимы довольно жестко. Для политической партии засветиться на поддержке табачного лобби – дело очень рискованное в смысле электоральных перспектив. И поэтому пресса долго обсуждала детали именно этой кампании. И именно поэтому всплыли такие «сочные» цифры.

Можно еще вспомнить активность американских автоконцернов, которые влияют на политику ЕС в сфере лимитирования выбросов автомобилями оксида углерода. Там тоже фигурируют затраты, измеряемые миллионами долларов в год. Только по прямым расходам тот же Ford заявил по итогам 2015 года суммы в пределах 500 000–600 000 евро.

И вот теперь, ввиду Brexit, потоки влияния перекраиваются. И это надо учитывать всем, кто обзавелся привычками решать проблемы в Высоком Суде Лондона, а шить костюмы на Saville Row. Казалось бы, ну какое это имеет отношение к Украине? Да самое прямое: у нас сейчас начинается следующий за «букетно-конфетным» период отношений с ЕС.

ЗСТ (зона свободной торговли) – это прекрасно. Но практика показала, что ключевые для Украины группы экспортеров имеют явно недостаточные, если оглядываться на наш потенциал, квоты беспошлинного ввоза своих товаров в ЕС. Впереди – совершенно новый опыт участия в торгах по госзакупкам в ЕС – в роли подрядчиков и поставщиков. И поставки на открытый рынок, и продажи госструктурам – это новые возможности, доступ на один из самых дорогих в мире рынков.

За все это точно есть смысл бороться. Теперь – не только в ЕС, но и отдельно в Британии. Украина имеет до обидного низкий объем экспорта в эту страну. То есть борьбу придется разворачивать отдельно – и в Брюсселе, и в Лондоне.

По части GR и лоббирования Украина остро нуждается в Success Story на этих двух направлениях. И не только ради наращивания экспорта – хотя и это суперважно. А еще и ради привлечения инвестиций из европейских стран. Потому что такие инвестиции резко расширяют круг субъектов, которые способны оказать поддержку украинским компаниям и госорганам при лоббировании интересов нашей страны в ЕС.

Увы, пока ничего похожего не наблюдается. Официально при Европарламенте с начала 2014 по июль 2016 года аккредитовано для лоббистской деятельности лишь 11 структур, которые заявили себя представляющими интересы Украины, а также украинских компаний, негосударственных и других организаций.

Как насчет эффективности? Тут интересен пример компании «Мироновский хлебопродукт» (МХП), которая довольно глубокого интегрировалась в европейский рынок и просто задыхается от недостаточности квоты на поставку курятины в рамках ЗСТ. Ее участие в лоббировании зарегистрировано в конце апреля 2016 года. Это больше чем через год после того, как стало ясно, что квоты по курятине в рамках ЗСТ совершенно для Украины недостаточны. Ну и ресурсы…Один человек на неполный рабочий день и затраты в пределах 10 000–25 000 евро. Это действительно может сработать? Очень сомневаюсь – представительство даже не аккредитовало ни одного человека для доступа в помещения Европарламента.

Ну, ладно, частный бизнес – частные деньги. И собственник может делать все, что ему заблагорассудится. А как насчет такого важного субъекта, как НАК «Нафтогаз Украины»? Госкорпорация решает в ЕС задачи, ключевые для экономической безопасности страны. Но свое присутствие в качестве участника лоббистского процесса корпорация зарегистрировала только в январе 2015 года, ее годовой бюджет заявлен в пределах 10 000–25 000 евро, занято в лоббистской команде всего три человека (и все – на part-time). Правда, есть аккредитованное для доступа в Европарламент лицо, так что с евродепутатами все-таки работают. Но впечатляет (в негативном смысле, конечно) соотношение бюджета проекта и цены вопроса для Украины – поставки газа из ЕС, переговоры ЕС – РФ – Украина, обходные газопроводы. И все это на фоне перекраиваемой карты Евросоюза, что делает Европарламент куда менее чувствительным к околоевропейской проблематике. А значит – требует наращивания усилий для преодоления евроцентричного фокуса европолитики.

Впереди – развертывание заново лобби-активности в Лондоне и перезапуск ее в Брюсселе. Иначе – никак.

Борис Тизенгаузен
Reputation Management expert

Новини

3 Травня 2024

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

Ferrexpo скоротила викиди вуглецю на 32%

Тарифи на електроенергію швидко та суттєво зростуть – НБУ

Нафтогаз запропонував Туреччині зберігати газ в українських підземних сховищах

Інфляція в єврозоні у квітні 2024 року зросла на 2,4%

Зеленський вимагає поєднати захист енергетики та забезпечення українців електрикою

ВСІ НОВИНИ ⇢