Новая украинская экономика

Точка зору

Весь букет негативных последствий этого страна уже начинает ощущать. Пришло время задуматься, а чем Украина может заменить этот мощный сектор экономики. Такие отрасли есть, но чтобы вывести их на должный уровень, нужны немалые усилия и государства, и бизнеса.

Финансовый кризис перерастает в общеэкономический: в будущем году, по прогнозам замглавы Секретариата президента Александра Шлапака, Украину ожидает не рост (наблюдающийся с 2000 года), а падение экономики на 2%. В отраслях, несколько предыдущих лет обеспечивающих развитие, сейчас ситуация ухудшается с каждым днем.

Последние девять лет горно-металлургический комплекс (ГКМ) был локомотивом экономики Украины. На ведущие роли он вышел после 1999 года, этому во многом способствовал закон об эксперименте в ГМК. В целом ряде крупнейших предприятиях появились собственники, набор преференций от государства позволил наладить производственные цепочки и выйти на новые рынки сбыта. С 2000 по 2006 годы в развитие отрасли собственниками было инвестировано более 20 млрд. грн. В итоге ГМК стал важнейшей отраслью, дающей 43% валютной выручки и 550 тыс. рабочих мест, отметил во время Международного инвестиционного саммита в Донецке совладелец компании «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) (ей принадлежит ряд крупнейших предприятий этой отрасли) Ринат Ахметов. И хотя украинские металлурги внутри страны продавали лишь 30% своей продукции (остальные 70% шли за рубеж), вместе с ней росли и смежные отрасли – потребители металла, такие как машиностроение, строительство.

Однако с наступлением мирового финансового кризиса спрос на продукцию металлургов упал как на внешних рынках, так и на внутреннем. Около 80% строек в Украине заморожены, о сокращении количества рабочих дней и объемов производства объявили автомобилестроители – АвтоЗАЗ, АвтоКрАЗ, Еврокар. На складах метпредприятий скопились огромные запасы нереализованной продукции, и с середины октября останавливающиеся заводы начали отправлять рабочих в вынужденный отпуск. Крупный поставщик окатышей, компания Ferrexpo, снизила производство этого сырья для металлургов, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича остановил работу своей шахты на Луганщине, прекратили выпуск продукции Никопольский завод ферросплавов и Запорожский алюминиевый комбинат. Совладелец ИСД Сергей Тарута предупредил о возможном сокращении трети рабочих. А холдинг «Метинвест» пока занял временно свободные рабочие руки ремонтными работами в пределах своей же компании.

Спасти металлургию

Попытки правительства облегчить жизнь метпредприятиям с помощью введения ряда льгот успеха не принесли. Слишком глубоки и глобальны причины кризиса, постигшего ГМК. Но и оставлять его на произвол судьбы слишком опасно. Ведь среди регионов эта отрасль является градообразующей: предприятия расположены в трех десятках городов, там трудится большая часть населения. От работы отрасли реально зависит благосостояние целых областей. Возникает логический вопрос: не могут ли собственники предприятий, получавшие в предыдущие годы динамичного роста отрасли немалую прибыль, сохранить рабочие места и зарплаты за счет своих резервов? В частности мэр Запорожья Евгений Карташов обратился к руководителям предприятий с просьбой не увольнять рабочих и отметил, что кризис и возможные сокращения будут иметь серьезные социальные последствия: снижение дохода и уменьшение бюджета семьи, как результат вынужденную экономию.

Ринат Ахметов видит выход в развитии внутреннего рынка. «Сегодня все задают вопрос, а как помочь металлургам? Я убежден, что помогать надо не металлургам, а потребителям стали – это строительство и машиностроение. У нас впереди Евро-2012, мы должны Украину одеть с иголочки. Нам нужен строительный бум, и от этого выиграют не только металлурги, от этого выиграют все», – считает он. А для увеличения объемов строительства необходимы государственные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты – строительство аэропортов, дорог, мостов, эстакад.

Новини

16 Травня 2025

Уряд не планує суттєвих змін у критеріях і підходах до бронювання – Шмигаль

Інтерпайп скоротив викиди CO2 на 61%: рекордний прогрес у декарбонізації

Ferrexpo попереджає уряд про арбітраж через блокування ПДВ і зупинку експортних ліній

Європейський сталевий гігант готується до перезапуску зелених проєктів після літніх канікул

Шмигаль анонсував збільшення бюджетних видатків на війну через скорочення допомоги

Україна за I квартал 2025 року збільшила імпорт товарів майже на 15% – Держстат

ЄС закрив лазівку для зняття санкцій з російських олігархів

ООН прогнозує суттєве зниження темпів економічного зростання у світі 

Металурги України експортувала 1,23 млн тонн металопрокату за 4 місяці

15 Травня 2025

Новим генеральним директором Інтерпайп став Лука Занотті

Держгеонадра виставить на аукціони 60 ділянок для видобутку корисних копалин

Китай розкритикував нову торговельну угоду між Великою Британією та США

Імпорт вантажівок в Україну скоротився на 4% з початку року

ЄС може запровадити підвищені мита на українські товари з 6 червня

ЄС може відтермінувати повноцінний СВАМ для України до 2027 року – Міндовкілля

Суецький канал запроваджує 15% знижку для контейнеровозів за прохід каналом в обох напрямках

ВСІ НОВИНИ ⇢