Новая украинская экономика
Точка зоруВесь букет негативных последствий этого страна уже начинает ощущать. Пришло время задуматься, а чем Украина может заменить этот мощный сектор экономики. Такие отрасли есть, но чтобы вывести их на должный уровень, нужны немалые усилия и государства, и бизнеса.
Финансовый кризис перерастает в общеэкономический: в будущем году, по прогнозам замглавы Секретариата президента Александра Шлапака, Украину ожидает не рост (наблюдающийся с 2000 года), а падение экономики на 2%. В отраслях, несколько предыдущих лет обеспечивающих развитие, сейчас ситуация ухудшается с каждым днем.
Последние девять лет горно-металлургический комплекс (ГКМ) был локомотивом экономики Украины. На ведущие роли он вышел после 1999 года, этому во многом способствовал закон об эксперименте в ГМК. В целом ряде крупнейших предприятиях появились собственники, набор преференций от государства позволил наладить производственные цепочки и выйти на новые рынки сбыта. С 2000 по 2006 годы в развитие отрасли собственниками было инвестировано более 20 млрд. грн. В итоге ГМК стал важнейшей отраслью, дающей 43% валютной выручки и 550 тыс. рабочих мест, отметил во время Международного инвестиционного саммита в Донецке совладелец компании «Систем Кэпитал Менеджмент» (СКМ) (ей принадлежит ряд крупнейших предприятий этой отрасли) Ринат Ахметов. И хотя украинские металлурги внутри страны продавали лишь 30% своей продукции (остальные 70% шли за рубеж), вместе с ней росли и смежные отрасли – потребители металла, такие как машиностроение, строительство.
Однако с наступлением мирового финансового кризиса спрос на продукцию металлургов упал как на внешних рынках, так и на внутреннем. Около 80% строек в Украине заморожены, о сокращении количества рабочих дней и объемов производства объявили автомобилестроители – АвтоЗАЗ, АвтоКрАЗ, Еврокар. На складах метпредприятий скопились огромные запасы нереализованной продукции, и с середины октября останавливающиеся заводы начали отправлять рабочих в вынужденный отпуск. Крупный поставщик окатышей, компания Ferrexpo, снизила производство этого сырья для металлургов, Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича остановил работу своей шахты на Луганщине, прекратили выпуск продукции Никопольский завод ферросплавов и Запорожский алюминиевый комбинат. Совладелец ИСД Сергей Тарута предупредил о возможном сокращении трети рабочих. А холдинг «Метинвест» пока занял временно свободные рабочие руки ремонтными работами в пределах своей же компании.
Спасти металлургию
Попытки правительства облегчить жизнь метпредприятиям с помощью введения ряда льгот успеха не принесли. Слишком глубоки и глобальны причины кризиса, постигшего ГМК. Но и оставлять его на произвол судьбы слишком опасно. Ведь среди регионов эта отрасль является градообразующей: предприятия расположены в трех десятках городов, там трудится большая часть населения. От работы отрасли реально зависит благосостояние целых областей. Возникает логический вопрос: не могут ли собственники предприятий, получавшие в предыдущие годы динамичного роста отрасли немалую прибыль, сохранить рабочие места и зарплаты за счет своих резервов? В частности мэр Запорожья Евгений Карташов обратился к руководителям предприятий с просьбой не увольнять рабочих и отметил, что кризис и возможные сокращения будут иметь серьезные социальные последствия: снижение дохода и уменьшение бюджета семьи, как результат вынужденную экономию.
Ринат Ахметов видит выход в развитии внутреннего рынка. «Сегодня все задают вопрос, а как помочь металлургам? Я убежден, что помогать надо не металлургам, а потребителям стали – это строительство и машиностроение. У нас впереди Евро-2012, мы должны Украину одеть с иголочки. Нам нужен строительный бум, и от этого выиграют не только металлурги, от этого выиграют все», – считает он. А для увеличения объемов строительства необходимы государственные инвестиции в масштабные инфраструктурные проекты – строительство аэропортов, дорог, мостов, эстакад.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram