Проклятие украинского бюджета: недоплачивают людям, формирующим казну

Точка зору

Украинская экономика растет, госбюджет страны не только выполняется, но и перевыполняется — главные тезисы нашей власти. Их талдычат как мантру чуть ли не в каждом публичном заявлении члены правительства и Президент. При этом никто даже не пытается проверять факты или более-менее правдоподобно ими манипулировать. Их откровенно перевирают, околпачивая людей. Ведь нужно как-то оправдать рекордные расходы бюджета: по итогам 2017 года их размер превысил 1 трлн. грн.

Вранье чиновников открывается после сведения всех балансов и отчетов. Недавно Госказначейство опубликовало главных из них — результаты выполнения украинского госбюджета за прошлый год. Даже беглый анализ этого документа доказывает, что по факту наша страна не вышла обещанный народу и Международному валютному фонду дефицит госбюджета в 3% ВВП.

Выполнение и перевыполнение бюджета, о котором любят говорить власти, — сказки для тех, кому лень с калькулятором пройтись по расходным статьям. Если это сделать, то очень быстро станет ясно, что реальный дефицит бюджета в 2017 г. не заявленные 40 млрд. грн., а фактические 100 млрд. грн. Уйма расходных статей в казне была профинансирована лишь частично. Чиновники бросали на счета крохи, и начинали бравировать заявлениями о своих начинаниях и реализации новых проектов. Если же пересчитать фактическое выполнение бюджета-2017, то его дефицит в лучшем случае составит 7% ВВП.

Вместо того, чтобы повысить качество администрирования налогов в стране, и повышать сборы в бюджет, нашему Минфину лучше создавать видимость выполнения всех расходов.

И это притом, что сам бюджет формируется именно нами. 54% налоговых поступлений в 2017 г. поступило от НДС, который платит каждый украинец, когда покупает товары или услуги. Еще 23% — это НДФЛ: налог с доходов физлиц, который снова-таки платят люди. Доля налога на прибыль предприятий на этом фоне выглядит крайне скромно — 9%, равно как и все остальные ренты и налоги со сборами. Это и есть свершения бравых фискалов, которые любят рассказывать о росте своего профессионализма.

Не менее важный вопрос — на что идет львиная доля средств, собираемых у людей? Действительно очень много выделяется на социальную защиту, образование и здравоохранение. Но еще больше денег направляется на финансирование государственного аппарата, полиции, обороны и так называемое «экономическое развитие». И, конечно, власть ежегодно обещает крайне экономно и взвешенно расходовать собранное в государственную казну.

Но это все обещания. И, к сожалению, чаще всего они оказываются пустыми. Например, образование в 2017 году было недофинансировано на 14 млрд. грн. (из того, что было заложено в госбюджете), здравоохранение — на 6 млрд. грн., соцзащита — на 2,7 млрд.

Угадайте кто получил 100% предусмотренных средств? Да, это аппарат Президента страны и Кабинета Министров. Они получили сполна даже в условиях дефицитного бюджета и нехватки средств для учителей и врачей. То есть, с оглядкой на себя чиновники никого не обманули — они действительно были полностью профинансированы, и получили все, что им причиталось. В том числе и премии за успешную реализацию реформ. Грамоты и медали получали в школах и больницах, а госаппарате — живые деньги.

Кого еще продолжали исправно ссужать средствами — это госпредприятия. Фонд госимущества так и не смог продать датируемые компании эффективным собственникам с четкими инвестобязательствами. Нет. Их продолжали субсидировать за деньги налогоплательщиков. Совокупно за 2017 год на субсидии и дотации было потрачено 44 млрд. грн.

Продолжили нуждаться в субсидиях и местные советы. Сколько бы не принималось законов и подзаконных актов о дерегуляции и передаче функции по сбору налогов на места, реально данный механизм так и не заработал. Регионам катастрофически не хватает тех денег, которые они собирают в виде налогов и сборов. Киев оставил важные рычали влияния у себя, и местные советы по-прежнему нуждаются в субвенциях из центра.

Изменится ли расстановка сил и бюджетная ситуация в целом в 2018 году — вряд ли. Ведь не меняются принципы работы власти, и до сих пор нет обещанных людям реформ. Народ продолжит финансировать из своего кармана аппаратчиков, не жалеющих себе средств, и выживать в условиях тотальной нехватки денег.

Александр Охрименко

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢