Кредит доверия: как Украина договаривается о новой программе с МВФ

Точка зору

Украина договорилась с МВФ о новой программе stand-by на 3,9 млрд долларов. Первый транш в резервы НБУ поступит только после принятия госбюджета на 2019 год. Второе, не менее важное условие, чиновники уже выполнили, подняв тарифы на газ для населения с ноября на 23,5%. Теперь, не дожидаясь принятия бюджета и утверждения программы советом директоров Фонда, правительство начинает подготовку к размещению еврооблигаций и рассчитывает на деньги от Еврокомиссии и Всемирного банка. Подробнее – в материале РБК-Украина. 

Власти Украины договорились с Международным валютным фондом о новой программе stand-by с кредитной линией 3,9 млрд долларов. Окончательное решение об утверждении программы, рассчитанной на 14 месяцев, должен принять совет директоров Фонда. Но это произойдет не раньше, чем Верховная рада примет госбюджет с учетом рекомендаций аналитиков Фонда, заявили в МВФ. Еще одно условие – увеличить тарифы на газ и тепло для населения "в соответствии с изменениями на рынке и с обеспечением защиты домохозяйств с невысокими доходами".

Тарифный переполох

В пятницу, 19 октября, за несколько часов до заявления МВФ о новой программе Кабинет министров принял решение повысить стоимость газа для населения на 23,5% с 1 ноября. То ли оправдываясь, то ли утешая граждан, премьер-министр Владимир Гройсман сказал, что изначально переговоры с Фондом начинались с условия о 60-процентом росте тарифов. Иными словами, премьер дал понять, что цены на энергоресурсы могли взлететь еще больше, не прояви правительство настойчивость.

Гройсман пообещал, что власти позаботятся о наименее обеспеченных гражданах, предоставив им жилищные субсидии. Уже в понедельник, 22 октября, президент Петр Порошенко заявил, что поручил Кабмину "расширить программу субсидий" и "увеличить средства на выполнение этой программы". При том, что в проекте госбюджета на 2019 год предусмотрено на 16 млрд гривен субсидий меньше, чем в этом году – 55 млрд гривен.

После пересмотра правительством требований к доходам и имуществу субсидиантов количество льготников, вероятно, сократится. По разным оценкам, в новом отопительном сезоне до двух миллионов семей, ранее оформившие субсидии, уже не получат скидку при оплате коммунальных услуг. В МВФ неоднократно обращали внимание на необходимость совершенствования программы субсидий. Фонд рекомендовал исключить из нее тех украинцев, которые скрывают реальные доходы и на самом деле в состоянии платить по счетам за услуги ЖКХ.

Те, кому субсидии не положены, будут платить по новым тарифам уже со следующего месяца. Но если цена на газ для бытовых потребителей вырастет с ноября, то стоимость тепловой энергии еще предстоит рассчитать национальному регулятору – НКРЭКУ – с учетом новой стоимости газа. На это может потребоваться около месяца. Учитывая, что розничный тариф на отопление утверждают местные власти, процесс займет еще примерно месяц. Таким образом, повышения тарифов на тепло и горячую воду стоит ожидать не раньше 1 января. А это значит, что оплачивать эти услуги по повышенным тарифам население начнет только со следующего года.

Перезревшее решение

Повысить тарифы на газ с нового отопительного сезона почти на 23% власти были готовы уже в сентябре, уверяли собеседники издания в правительстве. Как писало РБК-Украина, этот вариант обсуждался с кредитором еще до приезда миссии МВФ.

В начале сентября Владимир Гройсман прогнозировал, что результаты переговоров с миссией будут известны через две недели после начала ее работы в Киеве. Но эксперты Фонда покинули Украину, так и "не ударив по рукам" с правительством. Переговоры продолжились на уровне киевского офиса МВФ и в режиме видеосвязи из Вашингтона.

"Газовый" вопрос стал камнем преткновения в отношениях Украины с МВФ летом прошлого года. Фонд последовательно требовал от правительства выполнения условий меморандума, который Украина подписала в 2015 году. Последние два пересмотра программы – в 2016 и 2017-м –  закрепили в меморандуме о сотрудничестве с Фондом условие, согласно которому цена на газ для населения должна рассчитываться и корректироваться с учетом цен на газ на европейском рынке. Если бы Кабмин выполнил эти условия, сейчас цена на газ полностью соответствовала бы рыночной и была б одинаковой для всех категорий потребителей.

Напомним, рыночная цена для Украины соответствует импортной и формируется с учетом среднегодовой стоимости газа на европейском хабе NCG. Для того чтобы сейчас уравнять стоимость газа на внутреннем и внешнем рынке, тарифы для населения пришлось бы повысить почти на 50-60%, о чем и говорил Гройсман.

МВФ, разумеется, о своей рекомендации перейти на рыночные механизмы формирования цены газа не забыл. И явно Фонд не удовлетворит разовый пересмотр цен на 23,5%. По информации РБК-Украина, выполняя положения новой программы, правительству до конца 2019 года все же придется повышать тарифы как минимум еще дважды – в апреле и в октябре. Таким образом, если импортная цена газа не будет значительно меняться в течение следующего года, к 2020 году тарифы на газ в Украине должны соответствовать рыночной стоимости топлива.

Но существует риск, что уже к концу отопительного сезона следующий этап повышения может быть сорван. Причина – политическая. На 31 марта запланирован первый тур президентских выборов. Есть сомнения, что власти согласятся накануне выборов "ударить по своему рейтингу" и повысить тарифы на газ с 1 апреля, а, следовательно, и на тепло.

Оппозиционные политики уже обвинили власть в лице президента едва ли не в "тарифном геноциде", повесив всю ответственность за это решение на Порошенко. Президент, отвечая на критику, сказал, что больше всех возмущаются те, кто был ранее у власти и набрал займов. Теперь, по словам главы государства, нынешняя власть вынуждена их отдавать, идя на компромиссы с кредиторами.

Источники, знакомые с ходом переговоров с МВФ, заверили издание, что "договориться о новой программе не удалось бы, если бы у Фонда не было понимания, что власти готовы выполнять ее условия". Впрочем, еще в марте 2015 года, подписывая меморандум с Фондом, и премьер Гройсман, и президент Порошенко уверяли МВФ, что будут следовать его положениям. А уже летом 2017 года правительство отказалось выполнять взятые на себя обязательства и повысить тарифы на газ на 17-19% с отопительного сезона.

Если схожая ситуация повториться в марте 2019 года, не исключено, что новая программа будет также остановлена, как и предыдущая. То есть, формально Украина все еще будет находится в программе, но финансирования не получит. Впрочем, уже вечером в понедельник Гройсман в эфире телеканала ІCTV исключил возможность следующего этапа повышения тарифов для населения.

Новые долги

Каким будет размер первого транша в рамках новой программы, стороны пока не сообщают. Даже в неформальных разговорах участники переговоров не готовы называть цифры, рекомендуя дождаться решения совета директоров МВФ.

Но пока для правительства важна не столько сумма, сколько сам факт возобновления сотрудничества с кредитором. Во-первых, все транши по программе stand-by поступят в золотовалютные резервы НБУ, а не в госбюджет. Это позволит смягчить крупные выплаты по внешним займам в 2019 году. Во-вторых, прогресс в отношениях между Украиной и МВФ открыл  нашей стране двери для получения других займов, которые можно будет направить в госказну уже в этом году. Речь идет о размещении еврооблигаций и получении макрофинансовой помощи от Еврокомиссии и кредиту Всемирного банка.

Вероятно, уже в ближайшее время Украина будет пытаться выпустить еврооблигации, не дожидаясь утверждения новой программы советом директоров. До конца года Минфину нужно привлечь в казну как минимум около двух миллиардов долларов, что эквивалентно 56 млрд гривен. Именно столько, согласно данным Госказначейства, составляет недобор правительства по внешним займам по итогам 8 месяцев. На какую сумму будут выпущены бумаги, чиновники пока не сообщают.

Риски для программы

Сейчас дальнейшее продолжение сотрудничества с МВФ во многом зависит от парламента. Депутатам предстоит выполнить основное требование Фонда – принять сбалансированный бюджет с реальными доходами. МВФ неоднократно подчеркивал, что баланс госбюджета и сокращение дефицита – так называемое условие по умолчанию. Проще говоря, Фонд не сотрудничает со странами, которые не ведут взвешенную фискальную политику.

В прошлом году, голосуя за госбюджет-2018 года, парламент фактически проигнорировал замечания экспертов МВФ о необоснованно "раздутой" расходной части, которая не подкреплена доходами. В Кабмине, пересмотрев макропрогноз на 2018 год, уверяли Фонд в состоятельности своих расчетов. Премьер Владимир Гройсман убедил кредитора, что бюджет будет сбалансирован, и в случае необходимости, по результатам первого квартала произойдет секвестр. Но этого так и не произошло. Напротив, Кабмин увеличил минимальную зарплату и пенсионные выплаты. Учитывая и без того не простые переговоры с МВФ из-за цены на газ, ситуация с бюджетом усугубила кризис доверия в Фонде по отношению к Украине.

Как ранее писало РБК-Украина, первое чтение бюджета-2019 – так называемые бюджетные выводы – Рада проголосовала с минимальными правками в правительственную редакцию документа. Но депутаты направили Кабмину ряд рекомендаций, часть из которых придется учесть для успешного прохождения документа в сессионном зале. В комитете Рады по вопросам бюджета видят как минимум 36 млрд гривен дополнительного ресурса, который можно будет направить на "депутатские хотелки". Теперь слово за Министерством финансов.

Головной боли правительству прибавит и законодательная инициатива, внесенная президентом. Речь идет о налоге на выведенный капитал (НнВК), которым предлагается заменить налог на прибыль. Суть НнВК в том, что предприятие платит налог только, если прибыль распределяется между акционерами, в том числе, в виде дивидендов. Если же заработанная прибыль остается в обороте, она не подлежит налогообложению.

В начале ноября соответствующий законопроект планируют вынести на рассмотрение в зал. На этом, среди прочих, настаивает глава комитета Рада по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, которую считают близкой к окружению президента. Если законопроект будет принят хотя бы в первом чтении, правительству придется пересчитать госбюджет, исключив из доходной части налог на прибыль. Какие компенсаторы для бюджета предложит власть, пока сказать сложно. В МВФ, как уверяют в Минфине, просят повременить с существенным пересмотром налоговой системы и оценить риски, связанные с введением НнВК вместо налога на прибыль.

Ростислав Шаправский, Мария Цатурян заместитель

Новини

17 Січня 2025

Мінрозвитку не комунікує з бізнесом стосовно підвищення тарифу на вантажні перевезення Укрзалізниці – Укрметалургпром

Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

У Мінекономіки заявили про рекордне зростання ВВП на душу населення

Галущенко сказав, скільки витратили на будівництво двох енергоблоків ХАЕС

Україна постачатиме водень до ЄС – підписали меморандум про створення коридору

Нафтогаз торік ввів в експлуатацію 83 нові свердловини, видобуток газу сягнув майже 14 мільярдів кубів

Велика Британія виділила Україні понад $170 млн на розвиток економіки та гуманітарні потреби 

Російський експорт палива різко підскочив до максимуму майже за рік напередодні нових санкцій США 

16 Січня 2025

Розкрадання майже 60 млн грн Укренерго: суд арештував одного з підозрюваних

Рада продовжила мораторій на банкрутство державних вугільних шахт 

ЄC планує заборонити імпорт алюмінію з Росії

Українські підприємства скоротили споживання металопрокату на 6,3% у 2024 році

Мінекономіки оновило каталог індустріальних парків

15 Січня 2025

Українські АЗС знову підвищили ціни на всі види пального

Євросоюз зацікавлений у посиленні санкцій проти металу з рф

Гетманцев вніс у Раду законопроєкти про оподаткування всіх посилок 

ВСІ НОВИНИ ⇢