Другая школа: чего ждать ученикам и педагогам в новом учебном году

Точка зору

Через две недели стартует новый учебный год. С сентября принцип "Новой украинской школы" (НУШ) начнут внедрять в третьих классах учебных заведений, в которых реформу тестировали еще в 2017 году. А также во вторых классах всех украинских школ, где по принципам НУШ отучились первоклассники прошлого года. Подробнее о том, как педагоги и родители отзываются о НУШ, а также, что изменится для учащихся в новом учебном году – в материале РБК-Украина.

Новый учебный год станет вторым по счету, как в Украине стартовала школьная реформа. В прошлом году изменения начались в первых классах всех без исключения украинских школ, которые перевели на учебу по принципам "Новой украинской школы".

Но в тестовом режиме реформу опробовали еще в 2017 году, отобрав сто школ, где первые классы обучались в формате НУШ. В прошлом году новые подходы в образовании распространили на вторые классы учебных заведений, отобранных для "пилотного" проекта. А в этом году эксперимент с НУШ ожидает третьи классы "тестовых" школ.

Первые "ласточки"

В школе №5 на Печерске в Киеве несколько начальных классов "пилотной" программы. Атмосфера НУШ ощущается здесь уже в холле. Как поясняет директор школы Светлана Олексюк, все дело в том, что пространство не только яркое по цветовой гамме и функциональное. Оно – не только работает, но и во многом создается самими детьми.

В коридорах и классах, на стенах, полу и даже потолке расположено множество элементов-трансформеров, использовать которые можно так, как нужно и удобно учителю и детям.

Одноместные парты, ноу-хау НУШ, "растут" до взрослой высоты – 72 см, равно как и стулья. Мобильные столы-трапеции собираются в геометрические формы разного размера, расположить которые можно в холле, классе, коридоре, библиотеке. "Все зависит от задачи", – поясняет директор, которая работает с проектом НУШ уже третий год.

В этой школе запускали реформу как "пилот" два года назад. Потому здесь хорошо понимают, что в основе реформы лежит стремление научить ребенка ориентироваться в действительности, делать выбор и отвечать за него. Все вокруг подчинено этим приоритетам, уверяют педагоги.

Школа и выглядит по-другому. Мягкие панели на стенах представляют собой демонстрационные плоскости для ученических достижений. Но какие из них здесь размещать – выбирает сам ребенок. Цветные наклейки на школьном полу помогают ученикам освоить смыслы в движении. Например, изучить цветовую гамму, играя в классики.

Для большей подвижности детей в процессе обучения, что облегчает его, здесь же предусмотрены цветные маты, пуфы и мягкие коврики. В классах и коридорах для этого инвентаря специально организованы отдельные зоны. Здоровью детей, их физическому и психо-эмоциональному состоянию в НУШ уделяют особое внимание. Для этого есть специальный термин – "экологичность детства".

Новая украинская школа нацелена на воспитание индивидуальности, самостоятельной и полноценной. Каждый ребенок имеет свою парту, набор развивающего инструментария и шкафчик в классном органайзере.

Светлана Олексюк подчеркивает, что видимая, материально-техническая сторона НУШ, заметно отличается от известной классической системы образования. Но, по ее словам, это – следствие, тогда как основной смысл заключается в том, что из урока ребенок должен вынести не только академические знания, но и опыт самостоятельного выживания в окружающем сложном мире.

Это достигается, главным образом, двумя путями. Первый – интегрированное обучение, при котором цель – не только изучение предмета, но и приобретение навыков, смежных с ним. К примеру, если вы умеете только читать или писать, вы не будете компетентны вести деловую переписку, потому что у вас нет навыков пользователя ПК и этики делового общения. А знание иностранного алфавита еще не дает возможности общаться.

Компетентность в мире – это не уровень квалификации узкого специалиста, а широкое понимание навыка как результата, поясняют идеологи НУШ. Ключевые и сквозные компетентности составляют идейную основу "Новой украинской школы", созданную в рамках лучших и, как утверждают в МОН, давно существующих украинских педагогических традиций.

В первом классе НУШ 7 предметов и 11 компетентностей. Учитель, согласно разработанной методичке и еженедельному планированию, предлагает детям тему. Изучая ее, часто с использованием игровых элементов и группового взаимодействия, ребенок осваивает несколько навыков. Например, чтобы освоить математическую, информационно-коммуникационную и культурную компетентности в ходе ключевого предмета "Я познаю мир" прорабатывается тема туризма.

Дети решают задачи, связанные с выбором направления путешествия, изучением страны, базовых знаний ее культуры и разговорного языка, виртуальным заказом и покупкой билетов, разработкой туристического маршрута. Помимо знаний, полученных в ходе игры, каждый ребенок выносит опыт, повторив который, он сможет быстрее и проще сориентироваться в реальной жизненной ситуации.

Второй инструмент реализации такой интерактивной обучающей системы – технические средства. С каждым учебным годом ученики и педагоги-"первопроходцы" в рамках реформы сталкиваются с новыми задачами и получают дополнительный инвентарь для их реализации.

Но, помимо достижений, есть и сложности. По мнению директора школы №5, первоочередными являются трудности с кадрами и непонимание среди родителей. Но многие родители, по словам руководителя школы, наоборот, доверяют педагогам, как только видят хорошие результаты своих детей.

Непросто было и на идейном поприще, объясняет педагог. На момент старта "пилота" в школе шел капитальный ремонт. Непросто оказалось все продумать концептуально, придумать пространство таким, чтобы была не просто "дорогая мебель" напоказ, но, прежде всего, чтобы она была функциональной, подчиненной требованиям и задачам учебного процесса, признается Светлана Олексюк.

"Мы понимали, что все в буквальном смысле должно работать на детские интересы, если хотите. Нам это удалось. И сегодня школа – это новый мир. Дети стремятся сюда вернуться. Им здесь интересно и комфортно. Убеждена, что эти изменения в качестве образования, благодаря труду массы педагогов и экспертов, к счастью, необратимы", – говорит директор школы.

Беспокойные родители

НУШ предполагает более глубокую работу учителей с родителями. По мнению директора гимназии №179 в Голосеевском районе Киева Ирины Чернилевской, обратная связь с родителями как никогда важна для успеваемости детей в НУШ.

Дети, окончившие в школе первый класс, показали те же результаты, что и первоклассники в прошлые годы, до реформы. Но изменилась мотивация учеников – она выросла.

"По данным анкетирования, которое мы провели в конце учебного года, на вопрос, ощущают ли родители, что их ребенок учится и уровень его самообразования и самоорганизации растет, 81,12% ответили утвердительно. 87% детей рассказывают дома о проведенном в школе времени с большим интересом, а 64,48% детей посещают гимназию с удовольствием, и это, несомненно, – победа", – говорит директор киевской гимназии.

И, тем не менее, на вопрос об отношении к реформе образования и ее перспективах в целом 78% родителей выразили неуверенность в оценке.

"У меня второй ребенок пошел в школу. Адриане 6 лет, Андрею – 10. Сын теперь говорит, мол, тоже хочет в НУШ, сейчас он учится по "классике". Могу сказать, что с дочерью меньше времени уходит на домашнее задание. В НУШ его вообще нет, но уровень знаний у ребенка тот же. А еще там нет оценок и этих страшных "досок позора". Детей не сравнивают, не заставляют краснеть родителей на собраниях. Может, потому и ходить туда стало приятнее и проще", – говорит мама ученицы №179 гимназии Снежана Гниденко.

Тогда как мама будущего второклассника этой же гимназии Елена Можарская, несмотря на удовлетворение уровнем образования в первом классе, высказывает некоторые опасения по поводу перехода учеников НУШ на базовое образование в пятый класс. "Я за личностное развитие. НУШ как раз об этом. Но пока сложно судить, что будет дальше. Важно, чтобы уровень знаний не снижался при переходе в старшую школу", – беспокоится мама ученика.

Еще один факт о НУШ: в первых классах учатся разновозрастные дети – 6 и 7 лет. Педагоги уверяют, что возрастная разница на процесс обучения и коммуникации не влияет. Но подчеркивают, что в шестилетнем возрасте девочки лучше воспринимают новые знания. Первого учителя в НУШ не меняют до 4 класса. Но некоторые "пилотные" школы все же заменили педагога после второго класса.

Учитель младших классов гимназии №179 Таисия Сивак считает, что реформе на пользу пошло бы уменьшение детей в классах и смена отношения родителей к нововведениям. "Родители должны объяснить малышу, что нужно быть открытым", – говорит учитель. Кроме того, она уверена, что с первоклассниками нужно больше прорабатывать такую важную компетентность, как финансовая грамотность.

Что ожидает НУШ в новом учебном году

Реформа на основе принципов НУШ стартовала с младших классов. Но уже в этом году ожидается завершение разработки государственных стандартов обучения для старшеклассников: базовой школы – 5-9 классы, и старшей школы – 10-12 классы. Над этим уже год работает группа при Минобразования.

"Стандарты для основной школы, разумеется, будут содержать те же внедренные в них прикладные механизмы обучения, только уже с учетом интеллектуальных и психологических особенностей не учеников начальной школы, но подростков. Историческая роль НУШ – научить ребенка понимать, что он живет в мире не один", – комментирует экс-директор СШ №148 Киева, образовательный омбудсмен Сергей Горбачов.

Он убежден, что эксперты справятся с поставленной задачей на всех возрастных уровнях. Ведь, по словам собеседника, "Новая украинская школа" – не такая уж и новая, поскольку включает в себя "методически обработанный лучший опыт традиционной украинской педагогики Сухомлинского, Корчака и Выготского. Из принципиально нового в ней то, что лучший опыт педагов-предшественников творчески осмыслен, организован в соответствии с изменившимися условиями современной жизни и направлен на формирование жизненных компетентностей детей.

О том, что НУШ дает возможность ученикам легче адаптироваться к процессу обучения и устанавливает более очевидную для детей связь школьного образования и повседневной жизни, говорит и советница министра образования и науки Иванна Коберник. При этом дети не теряют в академическом уровне знаний, уверена она.

По ее словам, один из самых важных результатов первого года НУШ, отмеченный учителями и родителями, – это безболезненная адаптация первоклассников к школе. Дети стали спокойнее, учатся работать в команде, выражать свои эмоции конструктивно и понимать эмоции других, быстрее перезнакомились и сдружились, благодаря чему в классах более здоровая атмосфера, при этом не теряется мотивация учиться. И все это без давления и нагнетания, на которое в прошлые годы было много жалоб, считает Иванна Коберник.

Главная же особенность нового учебного года по НУШ состоит в том, что это уже второй год реформы, и он пройдет легче как для учителей, так и для учеников. Ведь первоклассники пойдут по пути, который уже прошли 400 тысяч учеников и 24 тысячи учителей.

Ольга Смирнова

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢