Фатальное заблуждение Нацбанка. Как нам мешает жить низкая инфляция

Точка зору

Низкая инфляция для нашей страны с ее сырьевой моделью экономики — это консервация бедности и отсталости, шлагбаум на пути к активации модели динамичного экономического роста.

Не та инфляция

Классический пример, когда демократические практики почти никак не могут влиять на качество и вектор системного развития государства, — это Национальный банк. На втором году президентства Владимира Зеленского там сменился руководитель и два его зама, но на ключевых постах по банковскому регулированию и монетарной политике остались прежние апологеты «службы очистки».

С одной стороны, центральный монетарный орган страны не может вращаться, как флюгер, в зависимости от партийного ветра, а с другой, НБУ — это, пожалуй, единственный центральный банк мира, который практически никак не скорректировал свою политику с учетом изменившегося глобального контекста и кризисной реальности. Если не считать снижения учетной ставки, которое ровным счетом ни на что не повлияло. Подобную косность могут позволить себе лишь центральные банки тех стран, которые встроены в наднациональную монетарную парадигму, например, некоторые государства Центральной Европы. В Украине же и дальше продолжается политика инфляционного таргетирования с целеполаганием инфляции в пределах 5%, при этом министр экономики заявляет «маловато будет», а заместитель главы НБУ в ответ: «5% — это еще много, нужно меньше».

Применение данной модели выдает глубокое непонимание в Нацбанке природы инфляции в Украине. На Институтской считают, что инфляция у нас имеет преимущественно характер инфляции спроса, которая как раз и лечится простыми монетарными методами: повышением учетной ставки, сжатием денежной массы с помощью мобилизации ликвидности через эмиссию депозитных сертификатов НБУ, ограничением кредитования путем установления жестких нормативных требований к оценке кредитных рисков банков и т. д. Данная модель хорошо бы работала, если бы в Украине наблюдался так называемый позитивный разрыв ВВП, то есть разогрев экономики выше потенциального уровня с гипердинамикой роста доходов населения и совокупного потребления. Это ситуация, когда цены растут по причине того, что население и бизнес много потребляют товаров и услуг и предложение не успевает за спросом. Отсюда и рост цен, который нужно гасить с помощью монетарного охлаждения экономики. Однако в Украине наблюдается обратный процесс — инфляция предложения или издержек, когда цены растут не потому, что украинцы много потребляют, а по причине высоких рисков и издержек при производстве товаров и услуг. А подобный вид инфляции лечится диаметрально противоположной рецептурой: ставку нужно не повышать, а понижать (и не так, как сейчас, а радикальнее), нормативы кредитования — упрощать, мобилизационные операции НБУ по стерилизации избыточной банковской ликвидности — существенно ограничивать. Сложность регулятивного инструментария в Украине определяется еще и тем, что в последнее время наблюдается смешанный тип инфляции, когда на отдельных сегментах товаров и услуг некоторую роль играет и повышенный спрос, как это произошло, например, с ценами на те же медицинские маски и некоторые виды лекарств.

Здесь особую роль играют так называемые коэффициенты Маршалла, которые показывают уровень монетизации той или иной экономики, а рассчитываются они как отношение денежной массы к ВВП.

Если взять азиатские страны, многие из которых имеют сырьевую специализацию и являются переходными, то можно увидеть четкую зависимость между уровнем монетизации и экономическим развитием. Самые богатые страны имеют, как правило, очень высокий уровень монетизации и при этом достаточно низкие показатели инфляции. Так, в экономиках с уровнем ВВП в размере $10–50 тыс. на душу населения денежная масса превышает ВВП (уровень монетизации более 130%), а инфляция находится в пределах 0–3%. Развивающиеся страны (ВВП на душу населения до $10 тыс.) характеризуются средним уровнем монетизации (50–60%) и инфляцией до 8%. Самые бедные страны имеют низкий уровень монетизации (35–40%) и инфляцию выше 8%. Это, как правило, сырьевые экономики с высоким уровнем трудовой миграции и коррупции. С 2013 г. уровень монетизации в Украине сократился с 62 до 40%. При этом по уровню ВВП на душу населения ниже $4 тыс. мы опустились в корзину самых бедных стран. Зато инфляция вошла в целевой диапазон до 5%. В этом и состоит концептуальная ошибка политики НБУ — там думают, что высокий уровень развития является результатом так называемой макроэкономической стабильности в виде низкой инфляции, а на практике выходит с точностью до наоборот — макроэкономическая стабильность недостижима без динамичного развития.

Разные задачи на двух отрезках

Каждая страна в своей долгосрочной динамике проходит через отличные по инструментарию регулирования отрезки. Первый — это так называемый кейнсианский отрезок, когда происходит либо новая индустриализация, либо загрузка простаивающих в результате кризиса мощностей. Это либо США времен Великой депрессии, либо группа новых индустриальных стран. Не важно, на что ты нацелен: на полную загрузку имеющегося экономического потенциала или создание нового, — ты должен стимулировать рост, а это всегда приводит к увеличению спроса на базовые ресурсы, то есть и к повышению цен на них. Другой отрезок — так называемый неоклассический, когда экономика достигла предельных издержек и ее нужно охлаждать, снижая ценовую динамику. Простыми словами: развитые страны решают проблемы сохранения уже достигнутых качественных показателей развития, обесценить которые может лишь инфляция, а развивающиеся нацелены на достижение этих самых стандартов, и инфляция является одним из импульсов роста (но не в галопирующем формате).

Кстати, в Украине уже применялась подобная модель роста в 2016–2019 гг., когда дефлятор ВВП (изменение его номинального значения) в размере 15% (в среднем) обеспечивался за счет инфляции 10–14% и реального роста экономики на 2,5–3,5%. В прошлом году данная модель была разрушена: низкая инфляция — это прежде всего низкий показатель внутреннего дефлятора ВВП, за счет которого валовый продукт ежегодно прирастал в среднем на 500 млрд грн. С учетом стабильности курса гривни это давало до $20 млрд валового продукта в долларовом эквиваленте и примерно 150 млрд грн дополнительных бюджетных доходов в год через перераспределение ВВП. Кроме того, инфляция на уровне 10% и выше позволяла эффективно индексировать пенсии, ведь размер индексации наполовину зависит от показателя ИПЦ (индекс потребительских цен). Также инфляционный импульс толкал вверх заработную плату (на 15–20%), что с учетом стабильного курса позволило вывести ее валютный эквивалент почти на уровень 2013 г. Инфляция на уровне 10% — это и возможность получения по банковскому депозиту процентного дохода в размере 15% годовых, для части людей это стало «второй пенсией».

Но в Украине сырьевая экономика, при этом зависимая от сырьевого импорта, что делает показатель ИПЦ чрезвычайно чувствительным к изменению так называемой небазовой инфляции (сырые, то есть необработанные продукты питания, топливо, административно регулируемые услуги). Последовательность здесь примерно следующая: в случае роста цен на необработанные продукты на мировом рынке (например, на зерно) происходит импорт соответствующей ценовой динамики в небазовую инфляцию, а из нее — в базовую инфляцию с помощью обработанных продуктов питания, цены на которые также растут по причине удорожания сырья (сырых продуктов). Этот импульс имеет начало во внешнем контуре и никак не зависит от НБУ. Учитывая, что у нас сырьевая экономика, происходит и параллельный рост ВВП (сырые продукты составляют его значительную часть). То есть экономический рост у нас сопряжен с инфляцией, тем более что в расходах существенной части населения затраты на продукты питания превышают 50%. Что может сделать НБУ в этих условиях для обуздания инфляции? Сжать денежную массу и самое главное — укрепить гривню. В таком случае эффект ревальвации национальной валюты погашает в гривневом эквиваленте рост цен на сырые продукты на мировых рынках. Но одновременно с погашением инфляции гасится и рост ВВП, ведь уменьшается гривневый эквивалент нашего экспорта, что и произошло во втором полугодии 2019-го. Действия НБУ по обузданию инфляции, таким образом, лишь уничтожают реальную экономику.

Группа, где нас нет

В Нацбанке часто любят говорить о том, что низкая инфляция — это общий мировой тренд. В целом так оно и есть. Но там забывают добавить, что Украина — это одна из немногих стран, которая так и не завершила структурную перестройку экономики и не только не вошла в группу новых индустриальных, но и продолжает практику деиндустриализации. То есть, не выполнив домашнее задание по качественному развитию, пытается перейти в «другой класс». В то же время все новые индустриальные страны имели свой кейнсианский отрезок развития с относительно высокой инфляцией. Инфляция в Китае на отрезке его превращения в мировую фабрику составляла от 24% в 1994 г. и лишь после нулевых годов вошла в диапазон 2–5%. В Южной Корее с 1998 по 1998 гг. (период максимальной индустриализации) инфляция колебалась в диапазоне 7,1–7,5% с экстремумами в 9,3%. В Польше на этапе структурных реформ с 1993 по 2000 гг. инфляция снижалась с 35 до 10% и сейчас вошла в диапазон 1–4%. Аналогичная история в Бразилии: лишь в 2005-м инфляция сократилась до 6,9% и продолжает колебаться в диапазоне 3–7% с экстремумами в 9%. В ЮАР инфляция с 1980 по 1999 гг. колебалась в интервале 5–14%, а сейчас стабилизировалась в коридоре 4–5% с экстремумами в 11%.

То есть мы видим четкую корреляцию: сначала инфляция дает импульс развитию экономики, а затем наступает ценовая стабилизация. В Украине же несколько инфляционных импульсов попросту выпустили в паровозный гудок, так и не воспользовавшись появившимся фактором внутренней конкурентоспособности и не проведя структурную перезагрузку экономики. Если в других странах низкая инфляция стала результатом динамичного развития, когда дефлятор ВВП формируется благодаря реальному росту за счет увеличения продуктивности экономики, то у нас низкая инфляция пришла на смену «экономической пустоте». НБУ так и не подошел к созданию национальной параметрической модели влияния инфляции на рост ВВП, механически применив общеупотребительный таргет в 5%.

На данный момент инфляция в Украине составляет 1,4%. Ее низкий показатель как в сегменте ИПЦ, так и производителей промышленной продукции (см. инфографику) объясняется кризисом. По сути, это стабильность кладбища, когда цены находятся на минимальном уровне по причине системного снижения платежеспособного спроса как со стороны бизнеса, так и населения. По сути, экономика оказалась на грани дефляционной ловушки, которая намного опаснее инфляции, так как демотивирует бизнес расширять производство (стоимость продукции только понижается) и приводит к падению реальных доходов населения.

Таргетирование инфляции в Украине, то есть в сырьевой стране, в которой не завершены структурные реформы и постоянно уплощается экономический профиль, — это путь к бедности населения и окончательной деиндустриализации экономики.

Невиданный зверь

И на выходе нас ждет невиданный зверь, называемый бифляция. Сам термин введен в научный оборот аналитиком Осборном Брауном: ситуация, когда на одни товары цены растут, а на другие — падают. В Украине уже произошел существенный рост цен на отдельные группы потребительских товаров. В то время как на другие группы товаров, более зависимых от кредитной и инвестиционной активности, цены будут снижаться, усиливая рецессию и деиндустриализацию. Кстати, в моделях НБУ риск бифляции даже не упоминается.

Как это работает на практике, можно увидеть, сравнив данные за январь–июль 2020 г. с аналогичным периодом прошлого года. Подорожание хлеба (на 9%), молока (6,6%), фруктов (25,4%), сыров (5,9%), масла (5,3%), алкоголя и табачных изделий (11,6%), тарифов на водоснабжение (22,9%) и канализацию (19,4%), амбулаторных услуг (8,8%), услуг ж/д транспорта (8%), образования (13,4%) превышает, и нередко существенно, официальный таргет инфляции и средний показатель роста цен по стране. На этом фоне наблюдается снижение цен на бытовые товары (-1,1%) и некоторые группы инвестиционных товаров (бытовая техника, автомобили, недвижимость). Подобная тенденция объясняется тем, что население в условиях кризиса покупает лишь самый необходимый набор товаров, а покупки в кредит или за счет накоплений откладывает до лучших времен.

К проявлениям бифляции подмешивается и такое редкое явление, как агфляция — термин, введенный в оборот инвестиционным банком Merrill Lynch в 2007 г. касательно ситуации опережающего роста цен на некоторые виды продуктов питания. У нас это видно, например, по скачку цен на гречку.

Повторимся: низкая инфляция для нас — это консервация бедности и отсталости, шлагбаум на пути к активации модели динамичного экономического роста. Валютный эквивалент ВВП Украины в прошлом году составил $150 млрд. Для продолжения его наращивания нам необходимо обеспечить следующее условие: показатель дефлятора должен быть выше уровня девальвации гривни. Например, если гривня девальвировала на 10%, а дефлятор ВВП составил 15%, то валютный эквивалент номинального значения валового продукта вырастет в среднем на 5%. Все последние годы нам удавалось постепенно восстанавливать показатель валютного эквивалента ВВП и доходов населения, когда примерно 12% в дефляторе обеспечивала инфляция, а 3% — реальный рост. Симптоматично, что в период активного восстановления экономики в 2016–2019 гг. среднегодовая инфляция (за период) у нас никогда не была низкой (за исключением второго полугодия прошлого года, когда тенденция сломалась): она колебалась от 7,9 до 14,4%. Это был период медленного, но все же восстановления экономики, роста валютного эквивалента ВВП и реанимирования докризисного уровня трудовых доходов ($400 в месяц). К этой модели тоже были свои претензии: мы так в полной мере и не воспользовались ростом факторной конкурентоспособности после девальвации гривни в 2014–2015 гг. и не смогли использовать инфляционный импульс для запуска модели роста свыше 5%.

Но кто же знал, что может быть хуже — и в НБУ начнут бессмысленно и беспощадно бороться с инфляцией, причем это будут делать те же персонажи, которые допустили стагфляцию в 2014–2015 гг. в гипертрофированных размерах, когда инфляция достигала 44% в год. К несчастью для экономики, они оказались на своих должностях так же «эффективны», как и пять лет назад.

Алексей Кущ

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢