Реформа УЗ - это вопрос экономической безопасности

Економіка Точка зору Транспорт
Реформа УЗ - это вопрос экономической безопасности

Украинская железная дорога - это логистический базис, на котором строится национальный экспорт. Можно сколько угодно рассматривать альтернативные транспортные решения в виде речных и автотранспортных грузоперевозок. Но они не смогут в полной мере заменить железную дорогу. К сожалению, действия правления и наблюдательного совета "Укрзализныци" погрузили компанию в глубокий кризис.

Год 2020-й УЗ закончила с убытком в 11,9 млрд грн, реструктуризация долга перед российским "Сбербанком" закончилась ежегодной переплатой 14 млн долл, отказ продлить кредитный договор с ЕБРР на обновление парка вагонов привел к выплате банку штрафных санкций в размере 85 млн грн. Эти и ряд других решений топ-менеджмента создали для ж/д монополиста угрозу дефолта. Ситуация усугубляется процветающей в компании коррупцией. По данным временной следственной комиссии ВРУ ущерб от коррупции в 2020 году в УЗ составил 8 млрд грн.

Это больше, чем "Укрзализныця" получила от повышения тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Тогда тарифы повысили на 14%, дополнительно собрав с бизнеса 7 млрд грн, однако инвестиционный план УЗ был выполнен лишь на 51%. Такая же ситуация наблюдалась и в предыдущие годы: в 2016-м инвестплан выполнен на 62%, в 2017-м - на 68%, в 2018-м - на 67%. Очевидно, что из-за коррупции и неэффективного управления УЗ не может развиваться. Большая часть доходов "съедается" за счет кросс-субсидирования убыточного пассажирского направления или разворовывается.

Таким образом УЗ превратилась в "черную дыру", где бесследно исчезают деньги украинских налогоплательщиков. В выигрыше остаются только коррупционеры и топ-менеджмент. Грузоперевозчики же несут убытки из-за низкого качества услуг украинской ж/д и постоянно растущих тарифов на грузовые перевозки. Последнее решение Мининфраструктуры повысить их стоимость еще на 30% - глубоко ошибочный шаг. Это никак не поможет поправить финансовое положение УЗ, однако заметно снизит конкурентоспособность украинского экспорта.

Считаю, что правительство должно как можно скорее начать реформу "Укрзализныци". Компанию следует разделить на несколько самостоятельных филиалов. Общую реформу ж/д логистики необходимо также дополнить принятием закона о железнодорожном транспорте и учреждением независимой Нацкомиссии по тарифам на транспорте. Только так можно сформировать прозрачные и экономически обоснованные тарифы и спасти «УЗ» от банкротства.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

27 Січня 2023

У 2023 році збитки УЗ можуть перевищити 20 млрд грн - Камишін

ЄС може ввести стелю цін на російське дизпаливо та мазут

Нафтогаз вивчає можливість видобутку газу з вугільних пластів

Укрзалізниця збільшила тариф перевізникам залізної руди та вугілля

ЄС поставить Україні ще 1000 генераторів 

МВФ вивчає можливість надання Україні пакету на 16 млрд дол

26 Січня 2023

Шмигаль розповів про результати першого засідання "фінансового Рамштайну"

У січні підприємцям відшкодували 19 млрд грн ПДВ

Індійські металурги вимагають підсилення протекціоністських заходів

Українські компанії нарощують імпорт скрапленого газу з країн Балтії

Нацбанк погіршив прогноз зростання ВВП у 2023 році

ЕКУ та турецька Karpowership підписали меморандум щодо плавучих електростанцій

Меткомбінат Запоріжсталь у 2022 році працював на половину потужності

Японія співпрацюватиме з Україною у будівництві малих модульних реакторів

Російські терористи пошкодили декілька об’єктів енергетичної інфраструктури

Steel Dynamics очікує збільшення споживання сталі в Північній Америці

ВСІ НОВИНИ ⇢