Реформа УЗ - это вопрос экономической безопасности

Мнение Транспорт Экономика
Реформа УЗ - это вопрос экономической безопасности

Украинская железная дорога - это логистический базис, на котором строится национальный экспорт. Можно сколько угодно рассматривать альтернативные транспортные решения в виде речных и автотранспортных грузоперевозок. Но они не смогут в полной мере заменить железную дорогу. К сожалению, действия правления и наблюдательного совета "Укрзализныци" погрузили компанию в глубокий кризис.

Год 2020-й УЗ закончила с убытком в 11,9 млрд грн, реструктуризация долга перед российским "Сбербанком" закончилась ежегодной переплатой 14 млн долл, отказ продлить кредитный договор с ЕБРР на обновление парка вагонов привел к выплате банку штрафных санкций в размере 85 млн грн. Эти и ряд других решений топ-менеджмента создали для ж/д монополиста угрозу дефолта. Ситуация усугубляется процветающей в компании коррупцией. По данным временной следственной комиссии ВРУ ущерб от коррупции в 2020 году в УЗ составил 8 млрд грн.

Это больше, чем "Укрзализныця" получила от повышения тарифов на грузоперевозки в 2019 году. Тогда тарифы повысили на 14%, дополнительно собрав с бизнеса 7 млрд грн, однако инвестиционный план УЗ был выполнен лишь на 51%. Такая же ситуация наблюдалась и в предыдущие годы: в 2016-м инвестплан выполнен на 62%, в 2017-м - на 68%, в 2018-м - на 67%. Очевидно, что из-за коррупции и неэффективного управления УЗ не может развиваться. Большая часть доходов "съедается" за счет кросс-субсидирования убыточного пассажирского направления или разворовывается.

Таким образом УЗ превратилась в "черную дыру", где бесследно исчезают деньги украинских налогоплательщиков. В выигрыше остаются только коррупционеры и топ-менеджмент. Грузоперевозчики же несут убытки из-за низкого качества услуг украинской ж/д и постоянно растущих тарифов на грузовые перевозки. Последнее решение Мининфраструктуры повысить их стоимость еще на 30% - глубоко ошибочный шаг. Это никак не поможет поправить финансовое положение УЗ, однако заметно снизит конкурентоспособность украинского экспорта.

Считаю, что правительство должно как можно скорее начать реформу "Укрзализныци". Компанию следует разделить на несколько самостоятельных филиалов. Общую реформу ж/д логистики необходимо также дополнить принятием закона о железнодорожном транспорте и учреждением независимой Нацкомиссии по тарифам на транспорте. Только так можно сформировать прозрачные и экономически обоснованные тарифы и спасти «УЗ» от банкротства.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новости

21 октября 2021

Assan Aluminyum инвестирует свыше 95 млн долл. в расширение

Должностных лиц УЗ обвиняют в хищении 12 млн грн

Украина уже ждет второй транш от ЕС в размере 600 млн евро

Казахстан резко снизит поставки СУГ в Украину

Коксующийся уголь признан стратегическим сырьем в мире

Украина собралась потратить 500 млн евро на производство зеленого водорода

НЛМК нарастил прибыль в 5,2 раза

Tokyo Steel в ноябре поднимет цены на свою стальную продукцию на 4,9%

В Нафтогазе считают, что цена на газ стабилизируется к маю

НБУ ухудшил оценку роста ВВП с 3,8% до 3,1%

ВАКС подтвердил закрытие дела Роттердам+ с учетом отсутствия какого-либо вреда

Vale нарастила добычу руды на 18%

Крупнейшие госкомпании получили 13 млрд грн прибыли

Европейской металлургии грозит дефицит магния

Италия нарастила производство нерафинированной стали на 28%

Мировое производство платины может значительно вырасти

ВСЕ НОВОСТИ ⇢