Принятие з/п №5600 станет ошибкой, на исправление которой понадобятся годы

Економіка Металургія Точка зору
Принятие з/п №5600 станет ошибкой, на исправление которой понадобятся годы

Нельзя воспринимать везение, как что-то должное. Когда-нибудь оно закончится и тогда придется разбираться со всеми проблемами разом. Примерно в такой ситуации оказалась украинская власть в 2020-2021 годах. Из-за кризиса, вызванного пандемией, прошлый год был очень сложным для всех стран. ВВП многих развитых государств по итогам 2020 года упал на 10%, в то время как украинская экономика просела всего на 4%. И случилось это не из-за хорошей работы украинского правительства. Просто повезло.

Весь прошлый год рекордными темпами росли цены на главные товары украинского экспорта — руду, металл и сельхозпродукцию. Например, железная руда подорожала на 70%, сталь – на 35%. Это привело к значительному росту доходов от экспорта и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Только одних черных металлов и железной руды по итогам 2020 года было экспортировано на 12,8 млрд долл, что составило 35% всего экспорта товаров из Украины. Такие успехи ГМК позволили правительству более-менее уверенно закрыть бюджет-2020.

До июля 2021 года мировые цены на руду и металл держались на высоком уровне. За январь-август из страны было экспортировано черных металлов на 9 млрд долл. Это позволило перевыполнить план по доходам бюджета на 27,7 млрд грн, укрепить курс гривны и прожить почти три квартала без кредитов МВФ. Можно сказать, опять повезло. Но это как впрочем и предыдущее везение было воспринято правительством как должное. Мало того Кабмин решил, что предприятия ГМК зарабатывают слишком много.

Поэтому в течение 2020-2021 годов была повышена рента на добычу руды, подняты тарифы на ж/д грузовые перевозки и перевалку руды в портах. Венцом повышения фискального давления стал правительственный з/п №5600, который был разработан якобы для дополнительного налогообложения сверхприбылей олигархов, однако «под шумок» было решено поднять налоги для всей экономики и граждан. Однако, начиная с июля, ценовая ситуация на экспортных рынках изменилась.

За последние два с половиной месяца цена на железную руду упала почти в 2,5 раза, до 97,4 долл/т, цены на черные металлы снизились более чем на 10%. Эксперты считают, что из-за изменений в экономической политике Китая падение цен продолжится и в 2022 году. Это означает, что удача украинского правительства закончилась. Недальновидная политика, которая проводилась Кабмином против ГМК в течение 2020-2021 годов приведет к тому, что компаниям отрасли придется платить значительно больше налогов и сборов в условиях, когда доходы от экспорта значительно снизятся.

Другими словами, если власть примет з/п №5600 и в очередной раз повысит тарифы на ж/д грузоперевозки, то в следующем году могут начаться перебои в работе предприятий. Некоторые могут вообще остановиться. Например, из-за дефицита лома, проблемы, которую металлурги и рудокопы уже несколько месяцев безуспешно просят решить правительство. Потери для ГМК и экономики могут быть катастрофическими. Чтобы не доводить до крайностей, Кабмину нужно отказаться от фискальных планов в отношении бизнеса. Тогда, возможно, в 2022 году промышленники вновь смогут спасти экономику.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢