ЕС задумался об отсрочке с внедрением СВАМ

Екологія Точка зору
ЕС задумался об отсрочке с внедрением СВАМ

Глобальный энергетический кризис вносит коррективы в мировую экономику. В свете космических цен на энергоресурсы страны нетто-импортеры начинают задумываться над справедливостью таких инициатив как механизм СВАМ. Раньше он воспринимался как в принципе допустимая углеродная пошлина ЕС, которая должна стимулировать другие страны производить продукцию с низким углеродным следом. Но сегодня ситуация изменилась. В свете возросших расходов на энергоресурсы СВАМ начинает восприниматься как критически нежелательный налог на экспорт продукции в Евросоюз.

Украина, по моему мнению, несмотря на евроинтеграционный курс, должна присоединиться к конструктивной критике СВАМ, чтобы стимулировать ЕС изменить принцип его работы и сроки введения. А лучше и вовсе добиться отказа от введения углеродной пошлины. По прогнозам экспертов, больше всего от введения СВАМ пострадает украинская металлургия. При самом благоприятном исходе экспортные потери металлургов составят 250 млн евро в год. В учетом текущих цен на металл и роста цен разрешений на выбросы СО2 до 65 евро/т, потери могут вырасти до 410 млн евро в год.

Если взять во внимание прогнозы роста цен на разрешения на выбросы СО2, а также прогнозы роста цен на газ, потери отечественной металлургии будут еще больше. Например, если цена разрешений достигнет 100 евро/т, украинские производители металлопродукции ежегодно будут терять не менее 510 млн евро. Много это или мало? Безусловно, много, ведь продукция металлургии составляет 25-30% структуры национального экспорта. Впрочем, наивно было бы думать, что опасность введения углеродной пошлины исходит только от Евросоюза. В США уже начали обсуждение введения аналогичного механизма.

ЕС показал всему миру, как под предлогом борьбы за экологию можно добиваться своих протекционистских целей. В этом смысле СВАМ является системой торговых ограничений нового уровня, потому что, согласно прогнозам экспертов, со временем его действие распространится на всю продукцию, ввозимую в Евросоюз. Нам следует задуматься над тем, что условные «СВАМ-ы» других стран могут оказаться намного более жесткими по отношению к Украине и они будут множится по всему миру.

По моему мнению, Украине не стоит полагаться только на особые договоренности с ЕС касательно СВАМ. Сроки и графики глобальной декарбонизации могут быть пересмотрены, но она неизбежна. Нашей власти это важно понять и создать государственные механизмы аккумулирования и распределения средств среди предприятий, проводящих экомодернизацию. Речь, конечно же, идет о создании Государственного фонда декарбонизации. Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в парламенте.

ЕС выделяет промышленности на декарбонизацию в виде дотаций, грантов и субсидий помощь на сумму 800 млрд евро. Нам также следует определить формы и объемы поддержки бизнеса. Промедление будет стоить украинской экономике не только финансовых потерь, но и потерь целых отраслей.

Поживемо-побачимо…

Муса Магомедов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢