Декарбонизация возможна только в диалоге с бизнесом

Екологія Технології Точка зору
Декарбонизация возможна только в диалоге с бизнесом

Заканчивается 2021 год. Что мы имеем с декарбонизацией? По сути, лишь только пробуксовку. Одиозный и вредный для бизнеса законопроект №4167, разработанный Минприроды, с треском провалился в парламенте. Второй национально-определенный вклад Украины в Парижское соглашение профильное министерство все-таки «родило», не указав при этом источников финансирования мероприятий по декарбонизации. Только благодаря настойчивости Минэкономики в финальной версии документа была прописана помощь международных доноров. Это тоже далеко от конкретики, но все же не пустое место. Осталось презентовать НОВ-2 в ноябре на глобальном экологическом форуме в Глазго.

Если презентация пройдет успешно, то до 2030 года Украина должна будет снизить объемы выбросов СО2 на 65% от уровня 1990 года. Стоить это будет 101 млрд долл, где их взять – пока не ясно. Вряд ли международные доноры будут в восторге, когда узнают, что Украина рассчитывает на них. На мой взгляд, это тупиковый путь. Нам под силу сформировать современную экологическую политику, которая будет учитывать европейский опыт о опираться на промышленные реалии нашей страны. Конечно, для этого необходимо сменить команду, которая сегодня находится в Минприроды. Но кадровые изменения — это не главный ключ к декарбонизации.

Нужно смотреть на этот вопрос шире и учесть главную ошибку министра Абрамовского — отсутствие эффективной коммуникации с бизнесом. Дело в том, что декарбонизация является очень сложной реформой. Она полна технических, технологических и юридических нюансов. Сделать ее, сидя в уютном министерском кресле с помощью общих знаний и гугла, не получится. Нужно очень внимательно, во всех деталях изучить европейский опыт, не нужно стесняться учиться, если у наших чиновников нет необходимых знаний в этом вопросе. Кроме того, нужно ехать на предприятия и общаться там со специалистами, которые расскажут про массу нюансов, не видных из министерских окон.

И самому бизнесу также нужно учиться. Перестать бояться декарбонизации и активно перенимать опыт европейских коллег. Будущее развитие мировой экономики — за зеленым переходом. Нынешний энергетический кризис может скорректировать сроки и механизмы декарбонизации, но никогда не отменит ее, так как необходимость снизить уровень выбросов СО2 продиктован необходимостью спасти жизнь на планету как таковую. Промышленники должны показать, какую часть экомодернизации они могут провести за свой счет и какая конкретно помощь нужна от государства и Евросоюза. Так мы станем более понятным для наших европейских коллег.

А пока очень важно делать то, что возможно и даст скорый результат. Например, создать государственный фонд декарбонизации, который будет целевым образом наполнятся за счет части поступлений от эконалога. Таким образом мы получим реальный механизм финансирования декарбонизации в промышленности. Это покажет ЕС и международным донорам, что мы ориентированы на конечный результат, с нами можно работать. Бездействие, которое мы наблюдали в 2021 году со стороны Минприроды, порождает лишь сомнения в способности Украины выполнить свои климатические обязательства.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢