Новые вагоны нужны, но вопрос в цене

Економіка Точка зору Транспорт
Новые вагоны нужны, но вопрос в цене

В реформах очень важно не вдаваться в крайности. К сожалению, такое у нас сплошь и рядом. Нередки случаи, когда власть хочет «расчистить площадку под строительство одного дома, а сносит целый микрорайон». Примерно такая ситуация с недавних пор сложилась в сфере железнодорожных перевозок. Курирующее отрасль Мининфраструктуры подготовило проект приказа об ограничении срока службы грузовых вагонов до 22 лет. Эта норма, по замыслу чиновников, должна вступить в силу с 2028 года.

Вагонный парк украинской железной дороги находится в критическом состоянии. Более 95% грузовых вагонов нуждаются в модернизации или замене. То есть проблема действительно есть, и она серьезная. Вопрос в том, как правильно ее решить, сохранив бесперебойность и качество поставки грузов. Больше всех в этом заинтересованы экспортеры, ведь по ж/д сегодня доставляется более 80% всех экспортных грузов.

Важно отметить, что новую-старую инициативу МИУ бизнес воспринял критически. Первое, что вопрошают промышленники: почему Украина хочет перенять опыт списания вагонов по возрасту, практикующийся в России? Организация работы на российской ж/д вряд ли может примером для реформирования украинской ж/д отрасли. Почему, например, не присмотреться к опыту США, где срок эксплуатации вагонов ограничен 50 годами, или Евросоюза, где пригодность вагонов определяют, исходя из их технического состояния? Возможно, нам нужно не списывать вагоны, а наконец разработать механизм тщательного контроля за состоянием вагонов, которые выходят на рельсы?

Ответов на эти вопросы бизнес не получил. И это печально - ведь, по прогнозу отраслевых экспертов, вступление в силу данного проекта приказа одновременно выведет из оборота 63% полувагонов и 100% зерновозов, принадлежащих «Укрзализныце». В этом случае компания потеряет 20% своего грузооборота или 11 млрд грн.

На производство выбывших вагонов понадобится минимум 60 млрд грн, которых нет ни у государства, ни у «УЗ». И пять лет времени, в течение которого экономика будет терять по 2 млрд долл в год от искусственно созданных ограничений для экспорта. Считаю, что для Украины, переживающей очередной карантинный кризис, это неподъемная цена. МИУ должна поговорить с бизнесом и совместно разработать решение, которое станет двигателем, а не тормозом для украинской экономики.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

3 Лютого 2023

Запоріжсталь знизила виробництво товарів у січні

ВАКС конфіскував титановий кар'єр російського олігарха Шелкова

Екстрадиція Жеваго: французький суд знову переніс слухання

Мексиканська Ahmsa залучить нового ключового інвестора

Туреччина зменшила імпорт металобрухту

Експорт сталі з ЄС впав на 15%

Вантажні перевезення залізницею України у січні виросли на 11%

Індійська марганцева MOIL збільшила прибуток на 45%

Газпром змінив обсяг транзиту газу через Україну

НБУ прогнозує дефіцит електроенергії до кінця 2024 року

ДБР виявило російські мінеральні добрива вартістю 9 млн грн в порту на Одещині

Україна продовжить розвивати логістику на кордоні з ЄС у 2023 році — Кубраков

Кабмін розірвав угоду між Україною та Росією про повітряне сполучення

Міжнародна торгівля металобрухтом скоротилася у 2022 році

British Steel планує закрити коксові батареї в рамках руху до декарбонізації

Бухгалтеру "Укртатнафти" повідомили про підозру у привласненні 40 млрд грн

ВСІ НОВИНИ ⇢