Новые вагоны нужны, но вопрос в цене

Економіка Точка зору Транспорт
Новые вагоны нужны, но вопрос в цене

В реформах очень важно не вдаваться в крайности. К сожалению, такое у нас сплошь и рядом. Нередки случаи, когда власть хочет «расчистить площадку под строительство одного дома, а сносит целый микрорайон». Примерно такая ситуация с недавних пор сложилась в сфере железнодорожных перевозок. Курирующее отрасль Мининфраструктуры подготовило проект приказа об ограничении срока службы грузовых вагонов до 22 лет. Эта норма, по замыслу чиновников, должна вступить в силу с 2028 года.

Вагонный парк украинской железной дороги находится в критическом состоянии. Более 95% грузовых вагонов нуждаются в модернизации или замене. То есть проблема действительно есть, и она серьезная. Вопрос в том, как правильно ее решить, сохранив бесперебойность и качество поставки грузов. Больше всех в этом заинтересованы экспортеры, ведь по ж/д сегодня доставляется более 80% всех экспортных грузов.

Важно отметить, что новую-старую инициативу МИУ бизнес воспринял критически. Первое, что вопрошают промышленники: почему Украина хочет перенять опыт списания вагонов по возрасту, практикующийся в России? Организация работы на российской ж/д вряд ли может примером для реформирования украинской ж/д отрасли. Почему, например, не присмотреться к опыту США, где срок эксплуатации вагонов ограничен 50 годами, или Евросоюза, где пригодность вагонов определяют, исходя из их технического состояния? Возможно, нам нужно не списывать вагоны, а наконец разработать механизм тщательного контроля за состоянием вагонов, которые выходят на рельсы?

Ответов на эти вопросы бизнес не получил. И это печально – ведь, по прогнозу отраслевых экспертов, вступление в силу данного проекта приказа одновременно выведет из оборота 63% полувагонов и 100% зерновозов, принадлежащих «Укрзализныце». В этом случае компания потеряет 20% своего грузооборота или 11 млрд грн.

На производство выбывших вагонов понадобится минимум 60 млрд грн, которых нет ни у государства, ни у «УЗ». И пять лет времени, в течение которого экономика будет терять по 2 млрд долл в год от искусственно созданных ограничений для экспорта. Считаю, что для Украины, переживающей очередной карантинный кризис, это неподъемная цена. МИУ должна поговорить с бизнесом и совместно разработать решение, которое станет двигателем, а не тормозом для украинской экономики.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢