Почему Украине важны инвестиции в ГМК?

Економіка Металургія Точка зору
Почему Украине важны инвестиции в ГМК?

Инвестиции являются важнейшим условием роста экономики. В каждой национальной экономике есть свои локомотивы, которые двигают страну вперед. В Украине одним из таких локомотивов является горно-металлургический комплекс. Думаю, не все до конца понимают, какие виды деятельности входят в состав этого сектора. Говоря про ГМК, мы имеем в виду: производство чугуна, производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), стали и ферросплавов, добычу каменного и бурого угля и добычу металлических руд.

Мне не раз приходилось слышать, что все перечисленные виды деятельности устарели, и будущее – за зелеными технологиями и зеленой экономикой. Давайте не спешить с выводами. Да, на климатическом саммите в Глазго страны договорились о том, что развитые страны полностью откажутся от угля в 2030-х, а остальные – в 2040-х. Но посмотрите, в каком энергетическом кризисе сегодня оказалась Европа и Азия. Именно уголь помогает странам этих регионов не замерзнуть и гарантировано получать электроэнергию. Современный мир очень непредсказуем, поэтому ставить крест на угле еще рано, как бы нам не хотелось спасти планету.

Что же касается производства металла и металлических руд – они станут одними из важнейших отраслей экономики будущего. А все потому, что на создание инфраструктуры зеленой экономики понадобится много стали, для производства которой, в свою очередь, нужна железная руда. Таким образом, без развитого ГМК Украина не сможет построить зеленую экономику и быть конкурентоспособной в мире будущего. Украинская власть считает, что не нужно системно поддерживать ГМК. Давайте разберемся, почему такая политика является ошибочной.

По итогам 2020 года горно-металлургический комплекс обеспечил 24,9% в общем объеме всех капитальных инвестиций национальной промышленности. Это как раз те инвестиции, которые вкладываются в развитие производства, то есть в развитие украинской экономики. Другими словами, каждый четвертый доллар, инвестированный в промышленность, был инвестирован предприятиями ГМК. Всего за 2010-2020 годы компании сектора суммарно инвестировали 22,2 млрд долл, то есть среднегодовой объем капитальных инвестиций составил 2,2 млрд долл. Из них только в экологическую модернизацию производства в 2020 году было вложено 138 млн долл.

Цифры впечатляют, тем более, что государство по большому счету все это время стояло в стороне. Интерес власти к ГМК проявлялся в основном тогда, когда нужно было срочно наполнить бюджет, используя повышение налогов, сборов, тарифов на ж/д перевозки или перевалку грузов в морских портах. Но сегодня перед Украиной стоит серьезный глобальный вызов – декарбонизация. Ее следует провести, чтобы выполнить наши обязательства в рамках Парижского соглашения по климату и иметь в будущем доступ на рынок ЕС, который планирует значительно повысить экологические требования к импорту. Украинскому ГМК на декарбонизацию необходимо 25,5 млрд долл, и это я не считаю капитальных инвестиций в развитие производства.

И здесь сектору понадобится мощная поддержка со стороны государства, ведь без инвестиций в ГМК не будет уверенного роста экономики. Надеюсь, что правительство вскоре поймет это и в Украине появится долгосрочная программа поддержки развития национальной промышленности.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

20 Грудня 2023

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

Канада збільшує виробництво залізорудного концентрату

Нафтогаз взяв під контроль всі облгази Фірташа 

У США не голосуватимуть за допомогу Україні в цьому році

Потребу у зовнішній допомозі на наступний рік вдалось зменшити на 3,7 млрд дол

Зеленський сподівається на розблокування українсько-польського кордону

Україна отримає від ЄІБ 100 млн дол на проекти відновлення

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ВСІ НОВИНИ ⇢