Украине срочно необходима реформа УЗ

Точка зору Транспорт
Украине срочно необходима реформа УЗ

Обострение угрозы российского вторжения актуализировало проблему ж/д логистики. Сегодня «Укрзализныця» обеспечивает перевозку более 80% экспортных грузов, большую часть из которых составляет продукция ГМК и АПК. В свою очередь эти сектора экономики обеспечивают 2/3 валютных поступлений. Учитывая тот факт, что угроза российской военной агрессии значительно увеличила для Украины стоимость заимствований на внешних рынках капитала, стабильность экспорта становиться вопросом национальной безопасности. А одним из главных факторов ее обеспечения является стабильность внутренней ж/д логистики.

Таким образом мы переходим к главному вопросу – может ли сегодня «УЗ» гарантировать стабильность и оперативность доставки грузов? К сожалению, скорее нет, чем да. Статистика показывает, что компания-монополист уверенно показывает стабильность лишь в одном – повышении тарифов на грузовые перевозки. За последние пять лет тарифы «УЗ» выросли на 200% (!), что почти в 4 раза превысило рост инфляции. Похоже, руководство компании не дружит с экономической логикой, придерживаясь простого принципа: не хватает денег – нужно повысить тарифы.

Рост доходов «УЗ» от повышения тарифов никак не сказывается на показателях эффективности ж/д логистики. В 2021 году монополист начал массово нарушать нормативные сроки доставки грузов. По некоторым товарным группам сроки доставки выросли на 200-300% (!), из-за чего грузоотправители получили двойные убытки – от повышения тарифов и от несвоевременной доставки грузов. Особенно чувствительный удар получили экспортеры, так как каждый провал «УЗ» снижает конкурентоспособность украинских экспортеров на внешних рынках.

При всем при этом реформа «Укрзализныци» по-прежнему стоит на месте. Амбициозные инвестиционные планы о вложении десятков миллиардов гривен в модернизацию ж/д инфраструктуры и подвижного состава, чаще всего остаются на бумаге. Выполнение годового инвестплана за всю историю «УЗ» ни разу не превысило 70%. Куда идут дополнительные миллиарды, полученные от повышения тарифов – не понятно. Рискну предположить, что они попросту растворяются в «котле» неэффективности и коррупции, которые царят в компании.

Перед Украиной стоят чрезвычайно серьезные вызовы. Чтобы их преодолеть, мы не можем себе позволить содержать «госкомпании-черные дыры», такие как «УЗ». Призываю власть немедленно начать структурную реформу «Укрзализныци», а именно разделить ее на самостоятельные филиалы по видам бизнеса: тяга, грузовые перевозки, пассажирские перевозки, вагоны, инфраструктура, ремонты. Кроме того, необходимо провести масштабную демонополизацию во всех сегментах кроме инфраструктуры. Делать все это следует «на вчера», так как завтра может оказаться слишком поздно.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

20 Березня 2023

Україна будуватиме захищену від обстрілів енергоінфраструктуру

Туреччина припинила транзит підсанкційних товарів до РФ

Київ та Лондон підписали угоду про цифрову торгівлю

Ціни на газ в ЄС впали нижче позначки в 450 дол за тис куб м

ДБР виявило незаконні схеми масштабного вивозу металобрухту

Енергоатом та канадська Cameco підписали угоду про використання українського урану

Інтерпайп Сталь вимушено припинив роботу через дефіцит металобрухту

Індія збільшила експорт сталі у лютому

Eurofer підтримує підсилення санкцій проти російської метпродукції

МВФ змінив правила для затвердження кредитної програми для України

Через ремонти можливі відключення електрики у двох областях

Nucor очікує на збільшення поставок у першому кварталі

Релоковані підприємства отримають гранти від Данії

17 Березня 2023

США готують новий пакет військової допомоги для України

Китай може оскаржити вуглецеве мито у міжнародних торгівельних судах

Німецька промисловість скоротила викиди парникових газів на 10%

ВСІ НОВИНИ ⇢