Укрзализныця, где реформы?

Точка зору Транспорт
Укрзализныця, где реформы?

Украинский бизнес уже третий год ждет обещанную властью реформу «Укрзализныци». Напомню, что основой реформы должно было стать разделение компании по основным направлениям деятельности. По мнению экспертов, это помогло бы избавиться от перекрестного субсидирования, когда за счет прибыльного направления грузовых перевозок финансировались убыточные, в частности, пассажирские перевозки, и значительно снизить уровень коррупции. Но реформа так и не началась.

Из-за коррупции, по оценкам НАБУ «УЗ» только в 2020 году потеряла 8 млрд грн. Причем, никто из высших должностных лиц компании не был привлечен к ответственности. Финансовая схема работы компании также осталась без изменений. Значительная часть заработанных средств бесследно растворяется в котле коррупции и бесхозяйственности. Непрофильные активы и ненужные расходы принципиально не сокращаются, при этом правление и наблюдательный совет «УЗ» не забывают платить себе «космические» зарплаты и премии. Еще одну брешь в бюджете пробивают многомиллиардные долги, которые нужно обслуживать.

Естественно, на жизнь не по средствам денег не хватает, поэтому «Укрзализныця» с молчаливого согласия Министерства инфраструктуры постоянно повышает тарифы на грузовые перевозки и берет новые долги, чтобы рассчитаться со старыми. По подсчетам экспертов, за последние пять лет «УЗ» повысила тарифы на 200%, что в четыре раза превысило суммарный уровень инфляции за это время. В январе 2022-го произошло новое повышение тарифов. Топ-менеджмент ж/д монополиста работает из рук вон плохо: даже с учетом получения дополнительных доходов от повышения тарифов план по капитальным инвестициям ни разу не был выполнен более чем на 60-70%.

За последний год «УЗ» значительно ухудшила показатели перевозки грузов. По отдельным товарным категориям сроки доставки выросли на 200-300% (!). В результате грузоотправители терпят двойные убытки – от повышения тарифов и от несвоевременной доставки грузов. Такая политика «УЗ» подрывает работу украинских экспортеров, которые вынуждены терять с трудом завоеванные позиции на мировых рынках. Напомню, что реформа «Укрзализныци» является обязательством Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Реформа также зафиксирована в Национальной транспортной стратегии. Поэтому, если мы хотим вступить в Евросоюз, реформировать компанию все же придется.

Если в 2022 году реформа «УЗ» не заработает, система ж/д логистики начнет разваливаться на глазах. Это намного хуже, чем не вступление в ЕС, так как без железной дороги не сможет развиваться экономика.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

24 Квітня 2024

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

ВСІ НОВИНИ ⇢