Укрзализныця, где реформы?

Точка зору Транспорт
Укрзализныця, где реформы?

Украинский бизнес уже третий год ждет обещанную властью реформу «Укрзализныци». Напомню, что основой реформы должно было стать разделение компании по основным направлениям деятельности. По мнению экспертов, это помогло бы избавиться от перекрестного субсидирования, когда за счет прибыльного направления грузовых перевозок финансировались убыточные, в частности, пассажирские перевозки, и значительно снизить уровень коррупции. Но реформа так и не началась.

Из-за коррупции, по оценкам НАБУ «УЗ» только в 2020 году потеряла 8 млрд грн. Причем, никто из высших должностных лиц компании не был привлечен к ответственности. Финансовая схема работы компании также осталась без изменений. Значительная часть заработанных средств бесследно растворяется в котле коррупции и бесхозяйственности. Непрофильные активы и ненужные расходы принципиально не сокращаются, при этом правление и наблюдательный совет «УЗ» не забывают платить себе «космические» зарплаты и премии. Еще одну брешь в бюджете пробивают многомиллиардные долги, которые нужно обслуживать.

Естественно, на жизнь не по средствам денег не хватает, поэтому «Укрзализныця» с молчаливого согласия Министерства инфраструктуры постоянно повышает тарифы на грузовые перевозки и берет новые долги, чтобы рассчитаться со старыми. По подсчетам экспертов, за последние пять лет «УЗ» повысила тарифы на 200%, что в четыре раза превысило суммарный уровень инфляции за это время. В январе 2022-го произошло новое повышение тарифов. Топ-менеджмент ж/д монополиста работает из рук вон плохо: даже с учетом получения дополнительных доходов от повышения тарифов план по капитальным инвестициям ни разу не был выполнен более чем на 60-70%.

За последний год «УЗ» значительно ухудшила показатели перевозки грузов. По отдельным товарным категориям сроки доставки выросли на 200-300% (!). В результате грузоотправители терпят двойные убытки – от повышения тарифов и от несвоевременной доставки грузов. Такая политика «УЗ» подрывает работу украинских экспортеров, которые вынуждены терять с трудом завоеванные позиции на мировых рынках. Напомню, что реформа «Укрзализныци» является обязательством Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Реформа также зафиксирована в Национальной транспортной стратегии. Поэтому, если мы хотим вступить в Евросоюз, реформировать компанию все же придется.

Если в 2022 году реформа «УЗ» не заработает, система ж/д логистики начнет разваливаться на глазах. Это намного хуже, чем не вступление в ЕС, так как без железной дороги не сможет развиваться экономика.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

21 Березня 2023

УЗ продала на торгах брухту на 13,4 млн грн

Запоріжсталь вводить в експлуатацію домну

Важливою складовою відновлення України є зелена енергетика – Енергоспівтовариство

Італійські металурги скоротили випуск сталі

США збільшили експорт скрапленого газу до ЄС у 2,5 рази

США встановили мито на профільні труби з Мексики та Китаю

Україна почала реформу моніторингу стану довкілля

Moody's очікує зниження цін на залізну руду тільки через рік

Укргідроенерго побудує найбільший в Європі підземний енергонакопичувач

Рада збільшила видатки держбюджету на 537 млрд грн

Україна отримала від ЄС другий транш макрофінансової допомоги на 1,5 млрд євро

Камишін очолив Міністерство з питань стратегічних галузей промисловості

Енергоатом та Rolls-Royce SMR працюватимуть над розгортанням малих модульних реакторів

У січні-лютому прибуток банків збільшився у 2,2 рази

Posco Future M збільшить виробництво матеріалів для акумуляторів

Енергосистема продовжує працювати без обмежень споживачів

ВСІ НОВИНИ ⇢