«Черноморско-Каспийский регион и европейская энергетическая безопасность»

Точка зору

Несмотря на участие во Втором киевском форуме безопасности «Черноморско-Каспийский регион и европейская энергетическая безопасность» уважаемых дипломатов, погоду на форуме все же сделали не они. Возможно, кому-то покажется это странным, но, в принципе тон как спикер (не как спикер Верховной Рады, правда, уже бывший) задал Арсений Яценюк. Почему его и возглавляемый им фонд Open Ukraine («Открытая Украина») заинтересовала тема энергобезопасности — объяснимо: еще в 2006 году Арсений Петрович был одним из немногих, кто называл газовое соглашение от 4 января 2006 года невыгодным и позорным для Украины. Напомню, что в этом соглашении речь шла о том, что монопольным экспортером газа в Украину станет посредник — компания «РосУкрЭнерго» (РУЭ).

До начала форума я спросила Арсения Яценюка, не изменился ли за два года его взгляд на газовую проблему и на то, как должны разрешаться эти вопросы для Украины. Ответ был однозначен: «Нет». Продолжил эту тему А.Яценюк и во время открытия работы форума.

Дальше работа форума вошла, как говорят, в свой формат. И если абстрагироваться от засилья дипломатического общения в самом начале этого мероприятия, то вообще-то было очень познавательно. И поучительно. Надеюсь, для всех.

В сфере энергобезопасности все просто: Европейскому Союзу не до Украины — финансовый кризис. И, как ни странно, в этой ситуации каждый сам за себя. Потому что единая энергетическая политика в Евросоюзе в общем-то отсутствует. В этом и заключается странность. И наиболее газозависимые страны ЕС, такие как Германия, Франция, Италия, успели заключить с российским «Газпромом» контракты на 25—30 лет, и в этом смысле они менее зависимы от европейской энергополитики. Другие не успели. В том числе и Украина, хотя пока она не состоит в ЕС, но зато через ее территорию ежегодно в Европу поставляется большая часть экспортируемого «Газпромом» газа.

Однако долгосрочные контракты (на поставку газа в Украину и на транзит газа по нашей территории), как всегда, предмет торга. Надеюсь — торга экономического. Потому, независимо от всех обстоятельств, НАК «Нафтогаз України» продолжает переговоры с «Газпромом» о заключении долгосрочного контракта (хотя бы лет на десять). И правильно делает.

«К диктату будущих монополистов нужно готовиться уже сегодня»

При открытии Второго киевского форума безопасности Арсений Яценюк заметил: несмотря на то, что сегодня все страны стоят перед задачей разрешения финансового кризиса, еще до него в мире существовали два не менее серьезных вызова — энергетический и продовольственный кризисы. Причем на мировом энергорынке все зависимы друг от друга. Хотя понимание этого приходит не сразу. Так, в 1998 году, когда баррель нефти стоил 28 долларов, импортеры этого энергоресурса не считали нужным учитывать интересы стран — производителей нефти. Зато когда в 2008 году цена барреля стремительно повысилась до 147 долларов, импортеры забили тревогу и роль экспортеров значительно возросла.

По мнению А.Яценюка, не стоит обольщаться нынешним уровнем цен на нефть (50—60 долларов). Скорее всего, уже во втором полугодии 2009 года баррель неф­ти будет стоить около 100 долларов. Поэтому всем участникам энергорынка стоит совместно искать пути его стабилизации.

В частности, на сегодняшний день практически заморожены все транспортно-энергетические проек­ты, что вскоре скажется на ситуации на энергорынке. Нет единых правил игры при транспортировке энергоресурсов. Остановлены проекты по возобновляемым энергоресурсам. И это при том, что ежегодно в мире на 9% сокращается добыча традиционных энергоносителей — нефти и газа.

С учетом вышесказанного, счи­тает А.Яценюк, «к диктату будущих монополистов нужно готовиться уже сегодня». И в этом кон­тексте немалую роль могла бы сыг­рать единая Энергетическая хартия. Пока же многие ее положения остаются декларативными, а ее участники зачастую демонст­рируют энергетический сепаратизм.

Что же касается ситуации на рын­ке газа Украины, то глава фон­да Open Ukraine считает, что проблема состоит в том, что нет четких правил игры и механизма ценообразования. Поэтому, по его мнению, государство должно вернуть себе монополию на рынке газа через НАК «Нафтогаз Ук­раїни». А также создать независимый регулирующий орган (по типу НКРЭ), но с жесткими полномочиями. Еще одна сфера приложения усилий — привлечение инвестиций в добычу нефти и газа в Украине. И, конечно же, вопрос номер один — энергосбережение. Пока в этом контексте больше говорится, чем делается.

По большому счету, поддержал Арсения Яценюка и вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и международной интеграции Григорий Немыря. С той лишь разницей, что его выступление было более эмоциональным и менее конкретизированным.

В приветствии директора политического подразделения Сове­та Европейского Союза госпожи Хельги Шмид, адресованном участ­никам форума, сказано: «Необходимы изменения, и мы должны осуществлять их вместе. Дополнительный стимул, которым является глобальное потепление, означает, что мы должны работать быстрее и настойчивее. Это имеет особое значение для Черноморско-Каспийского региона, где большинство стран зависят от потребления природного газа. Мы должны полностью использовать нашу растущую взаимозависимость и приложить совместные усилия, думая стратегически и действуя в унисон. Именно поэтому весной 2009 года, во время председательствования в ЕС Чешской Республики, состоится встреча на высшем уровне стран Каспийского региона и стран-транзитеров».

По словам госпожи Шмид, Европейская комиссия на этой неделе огласит «Стратегический энергетический обзор», в котором особое внимание уделено безопасности поставок энергоресурсов. Важной частью роботы, проводимой Евросоюзом, является независимая интеграция наиболее изолированных европейских стран в европейские газовые и энергетические сети. Рассчи­тывая на своих партнеров, ЕС основные усилия направит на ускорение развития отношений со странами-производителями и транзитерами для обеспечения стабильных поставок и диверсификации источников и маршрутов поставок.

«Мы видим расширение Евро­пейского энергетического сообщества за счет включения в него Молдовы, Турции и Украины с тем, чтобы энергетические правила ЕС распространялись на всех наших соседей. Это обеспечит прозрачность и улучшит регулирование рынков. В этом контексте важным является углубление регионального сотрудничества… С учетом того, что общие вызовы становятся все более серьезными, для нас сегодня очень важно вести диалог относительно энергетической политики и методов, благодаря которым мы можем совместно разрешать эти проблемы».

Заместитель генерального сек­ретаря секретариата Энергети­ческой хартии Владимир Рахманин также отметил рост взаимозависимости продавцов и потреби­телей энергоресурсов и, несмотря на критику декларативности многих положений Энерго­хартии и договора к ней, подчеркнул, что на сегодняшний день это единственный механизм, которым провозглашены первоочередность и обязательность выполнения контрактов, что уже само по себе является стабилизирующим фактором. Как считает В.Рахманин, «Энергохартия — это, по сути, универсальная азбука энергетического сотрудничества».

Все же большинство участников Второго киевсого форума безопасности признают отсутст­вие сильной совместной энергополитики, о чем говорили и зам­министра экономики Литовской Республики Витаутас Наудужас, и замминистра энергетики Грузии Мариам Валишвили, и посол Польши в Украине Яцек Ключковски, и посол США в Украине Уильям Тейлор. Но если на регио­нальном уровне процесс взаимодействия в энергоотрасли еще как-то развивается, то в масштабах всей Европы он далек от совершенства. И если соседние государства, как, например, Балтийские, развивают совместные проекты в энергоотрасли, то в вопросе строительства газопровода «Северный поток» единства не наблюдается. Даже понимая экологическую небезопасность этого проекта, среди балтийских государств только Швеция активнее всех противостоит ему.

Что же касается Украины, то, по мнению У.Тейлора, «энергопо­литика Украины застряла в совет­ских временах». Отсюда и проблемы с менеджментом отрасли и компаний энергосектора, конфликт интересов, недостаток ресурсов, проблемы с ценообразованием, многоуровневая и не оправдывающая себя система цен на энергоносители в Украине. Для нормальной имплементации в евроэнергопространство Украине необходим баланс интересов, повышение уровня цен на энерго­носители и одновременно дейст­венная программа энергосбережения. А прежде всего, считает посол США, нужны политическая воля и объединение усилий президента, премьер-министра и Верховной Рады для противостояния современным вызовам. «Если Украина всего этого добьется, это и станет ее вкладом в энергобезопасность региона и Европы», подчеркнул он.

А.Яценюк резюмировал: «Ук­раи­на хочет быть взаимовыгодным партнером. И привлечь к сов­местной работе на взаимовыгодных условиях и Российскую Федерацию, и других партнеров из числа государств-энергопоставщиков. Для нас это — определенный баланс интересов».

В дальнейшем на форуме проходили пленарные заседания и работали две тематические группы. В ходе первого пленарного заседания в основном дипломаты и представители так называемой европейской энерготусовки искали ответы на вопрос: «Существуют ли совместные приоритеты Европейского Союза и Черноморско-Каспийского региона для обеспечения энергетической безопасности?»

«Энергобезопасность становится мощным политическим фактором»
В этом контексте присоединение части украинской энергосистемы к европейской наряду с реформированием Оптового рын­ка электроэнергии (ОРЭ) Украины — одно из важнейших заданий, отметил замминистра топлива и энергетики Украины Владимир Макуха. Существующий сегодня ОРЭ, созданный практически десять лет назад по образу британского пула, в настоящее время реформируется. По словам зам­министра, уже закончили свою работу эксперты, в частности из Швеции, и в начале 2009 года около 10% участников рынка перейдут к балансирующей модели с введением прямых договоров между производителями и потребителями электроэнергии. К слову, именно этот аспект вызывает до сих пор немало споров. Однако именно он гарантирует создание действительно конкурентных отношений на электроэнергетическом рынке страны.

Чтобы иметь возможность транспортировать газ не только из РФ, но и из Казахстана, Украине необходимо, по словам В.Ма­кухи, не так уж и много — достроить газопровод Александров Гай—Новопсков—Ужгород. Даже первая его очередь позволит дополнительно транспортировать около 19 млрд. кубометров газа. Правда, стоит отметить, что об этом газопроводе в Украине говорят далеко не первый год…

Что же касается РФ, то, как сказал замминистра, «присоединение этого мощного игрока на энергорынке к Европейской энергетической хартии во многом бы упростило ситуацию». Но, как известно, россияне делать этого не спешат: договор к Энергохартии они подписали, но не ратифицировали. И, похоже, не собираются.

Советник по энергетическим вопросам генерального директората по внешним отношениям Европейской комиссии Фаузи Бенсарса отметил, что мы должны быть прагматиками и не выдавать желаемое за действительное. Сотрудничая по различным энергопроектам с Украиной и в Украине с 1994 года, господин Бенсарса констатировал, что основная цель на сегодняшний день: построить энергорынок Украины таким образом, чтобы он был полностью интегрирован в энергетический рынок Евро­союза. При этом он подчеркнул, что «в будущем проблемы будут еще большими, поэтому вопросы энергобезопасности становятся весомым политическим фактором». По его мнению, уже сегодня только на двусторонней основе эти вопросы не разрешить, поэтому необходима гармонизация целей и действий участников единого энергорынка ЕС. Его важной составляющей является солидарность всех его участников. В Лиссабонском соглашении предусмотрен механизм солидарности, и он может стать дейст­венным инструментом, но… только в том случае, если это соглашение вступит в силу.

Впрочем, депутат Европейс­кого парламента от Польши Ур­сула Гацек заметила, что солидар­ности, о которой говорит г-н Бенсарса мало, если нет технических возможностей. По ее мнению, Европа услышала, чего от нее хотят ее соседи, и готова к взаимодействию.

Однако стоит отметить, что та же Украина призывает страны—участницы ЕС к взаимодействию не первый год и не только на форуме безопасности…

Об этом, в частности, говорили и заместитель генерального секретаря ОЧЭС Алтай Эфенди­ев, и заместитель генерального секретаря Организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ Сабухи Темиров. И практически все согласны с тем, что для энергорынка Европейского Союза необходимы единые правила.

Бурю эмоций вызвало выступление представителя Гаагского центра стратегических исследований (Нидерланды) Стефана де Шпигелейра. Слушая иногда излишне дипломатические высказывания участников форума, он не мудрствуя лукаво заявил: «Если отбросить всю дипломатию, то придется признать, что существующий на энергорынке консенсус весьма непрочен. Проявляется много эгоизма». По его мнению, одним из вариантов достижения консенсуса мог бы стать механизм ценообразования, который также следует рассматривать как механизм разрешения конфликтов. Следует признать, считает оратор, что Европе без российских энергоносителей, а значит, и России без Европы — не обойтись. Поэтому между участниками энергорынка должен быть составлен единый договор, своеобразное «Зеленое соглашение» (контракт), который гарантировал бы обязательность всех сторон. Сегодня же каждая страна самостоятельно должна решать свои энергетические проблемы. А уже на региональном и международном уровне это общие проблемы. Без понимания этих, казалось бы, простых вещей вряд ли удастся продвинуться дальше.

К сожалению, ни представители российских энергоминистерств, ни представители «Газпро­ма» на форум энергобезопасности в Киев не пожаловали, хотя были приглашены. И это несколь­ко сузило дискуссионную тему.

Тем не менее продолжил дискуссию в том же русле Ингольф Киесов из Стокгольмского института по политике безопасности и развития: «Все хорошие принципы не всегда применимы на практике». Потому что у различных групп участников энергорынка присутствует так называемый ресурсный национализм. К тому же пик производства, например, нефти, похоже, уже пройден, и сегодня в буквальном смысле слова ведется «охота за новыми источниками энергоресурсов». На мировую арену все увереннее вступают такие масштабные игроки, как Китай и Ин­дия. И с этим фактором нельзя не считаться, так как очень скоро может оказаться, что они будут удовлетворять свои энергетические потребности за счет сегодняшних импортеров энергоресурсов, ущемляя интересы последних. А самым крупным из них является Европа. Так что, развивая положения Энергетической хартии, которая была написана не для таких государств, как Индия и Китай, этот фактор стоит учесть. Пока не поздно.

Национальные энергостратегии и региональные синергии

Исследователь Немецкого института безопасности и международных отношений Фридеманн Мюллер подчеркнул сказанное президентом РФ Дмитри­ем Медведевым: «Энергия — это новая валюта». И Россия весьма успешно использует эту валюту. Поэтому для большинства стран, в частности для Германии, как никогда актуален вопрос диверсификации источников и путей доставки энергоносителей. Прав­да, господин Мюллер почему-то уверен, что для той же Германии существуют два источника и два пути диверсификации, например, газопоставок — это Россия и Северное море. На что представитель турецкой нефтяной корпорации Botas Левент Озгюл, на мой взгляд, резонно заметил: почему же Германия, понимая, что все больше попадает в энергозависимость от РФ, продолжает участвовать в совместном с «Газпромом» проекте «Северный поток»? Тем более что для тех же Германии и Австрии альтернативой мог бы стать Каспийский регион, если бы там была достаточно развита энерготранспортная инфраструктура. Так не эти ли направления следует развивать Европейскому Союзу и, в частности, Германии?

«Шредеризация» Европы

Фактически так назвал действия «Газпрома» в странах — членах ЕС член федерального политического совета политической партии СПС Борис Немцов (Российская Федерация). Уж он-то не особо подбирал слова, описывая экспансию, как он выразился, путинского «Газпрома» в Европу. Выходом из ситуации он видит не словесную, а реальную диверсификацию энергопотоков, а для самого «Газпрома» — отделение от него добывающих функций по типу «Транснефти». О чем Б.Немцов подробно и эмоционально написал в своей книге, посвященной тому же «Газпрому». Что же касается непосредственно газовых отношений РФ и Украины, то российский политик констатировал: «Европейская цена на газ — это ваша плата за суверенитет».

Швейцарский синдром

Один из докладчиков на форуме как-то вскользь заметил в адрес Украины, что прежде чем говорить об общей энергополитике Евросоюза, таким странам как Украина не мешало бы навести порядок в собственном доме. Насколько у нас непорядок на энергорынке, «ЗН» и другие СМИ рассказывают регулярно.

Но, как парировал приведенное выше заявление директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар, проблемы, с которыми ранее сталкивалась в основном Украина, теперь стали проблемами всей Европы, о чем недавно во всеуслышание говорил и президент Франции Николя Саркози. Другими словами, Европа поражена «швейцарским синдромом». И вот в чем он состоит. Как вы думаете, где «покупает» газ Украина и некоторые европейские страны? У компании «РосУкрЭнерго». Где находится головной офис компании, занимающейся проектом «Северный поток», месторождением Шток­ман и многими другими проектами? В швейцарском кантоне Цуг! Так что если Украина предпринимает немало усилий для борьбы с этим в прямом смысле злом, то Европе, похоже, предстоит еще только осознать масштаб этого синдрома.

О зависимости Украины от «РосУкрЭнерго» на форуме также весьма подробно рассказывала про­фессор Гарвардского университета (США) Маргарита Балмаседа.

И как справедливо заметил М.Гончар, «не такая уж большая разница между потребителями и транзитерами того же газа — все мы в одной лодке». И тот факт, что много лет никто в Европе серьезно не занимался проблемой взаимозависимых отношений, — сегодня очевиден. По мнению М.Гончара, энергетическая цепочка должна выглядеть приблизительно таким образом: производитель—транзитер—потребитель + резервы + интегрированная инфраструктура + диверсификация источников + прозрачность. В этом можно найти путь решения проблем европейской энергобезопасности.

Справка:

Open Ukraine — международный благотворительный фонд, основанный по инициативе Арсения Яценюка для укрепления авторитета Украины в мире и развития публичной дипломатии.

Киевский форум безопасности — ежегодное мероприятие по актуальной тематике по вопросам европейской безопасности с привлечением политиков высокого уровня и представителей ведущих аналитических центров Европы, США, России и стран Черноморского региона.

Цель форума — улучшение взаимопонимания и сотрудничества между ЕС и странами Черноморского региона; углубление уровня обсуждения и вклада независимых и неправительственных участников Черноморского региона в решение вопросов безопасности Европы; разработка новых решений по проблеме безопасности.

Организатор Второго киевского форума безопасности «Черноморско-Каспийский регион и европейская энергетическая безопасность» (6—7 ноября 2008 года) — Фонд Арсения Яценюка Open Ukraine при поддержке Фонда Виктора Пинчука и Института исследований безопасности Европейского Союза (Париж).

Новини

15 Липня 2024

Металургійні підприємства Туреччини імпортували з України 694,14 тис тонн залізної руди

Світовий обсяг виробництва нержавіючої сталі зріс на 5,5%

За шість місяців через українсько-польські переходи передано понад 11 млн тонн вантажів

Росіяни планують обробити близько 300 тис тонн вантажів в Маріуполі

Укренерго планує викупати електрику у бізнесу, який побудує децентралізовану генерацію

Rio Tinto побудує в Австралії дві нові СЕС

Поблизу Лейпцига запустили в роботу наймасштабнішу сонячну електростанцію

Україна збільшує експорт металопрокату

Міненерго сподівається восени збільшити обсяги імпорту електроенергії

Росія продовжує постачати залізничні колеса в Європу

Уряд ухвалив умови продажу ОГКХ

Уніфікація тарифу на розподіл електроенергії є нелогічною з точки зору економіки та євроінтеграції

12 Липня 2024

В українських ПСГ накопичено 9,7 млрд куб м газу

Україна втратила майже всю маневрову генерацію – Зеркаль

Продажі сталі в Італії у I півріччі впали на 15%

Будівництво євроколії до Ужгорода так і не розпочалось

ВСІ НОВИНИ ⇢