О Родине вспомнили?!

Точка зору

В разгар мирового кризиса правительства стран пытаются поддержать национального производителя. В США, Европе, Японии, России и правительства других государств вливают в экономики вливают сотни миллионов долларов, лишь бы минимизировать последствия кризиса. Да, дело нужное и правильное. Особенно, если сами национальные производители идут навстречу правительству и своим соотечественникам. Но как, быть, если сами бизнесмены привыкли к сверхприбылям и ни за что не хотят снижать цены, выдумывая бредовые объяснения, и требуют от правительства за бюджетные деньги поддержать бизнес?

Недавно народные депутаты Украины от фракции НУНС выступили с законодательной инициативой относительно внедрения временных мер защиты отечественного производителя при закупке товаров, работ и услуг за государственные средства в условиях финансового кризиса. Соответствующий законопроект №3367 «О государственных закупках в условиях финансового кризиса» депутаты Юрий Костенко, Андрей Давиденко, Ярослав Джоджик зарегистрировали в Верховной Раде Украины 13 ноября 2008 года.

Народные избранники уверены, что покупая украинское можно преодолеть финансово-экономический кризис. Так, законопроект обязывает (!) покупать за государственные средства исключительно товары украинского производства; законопроект допускает закупку товаров иностранного производства только при отсутствии отечественных аналогов; законопроект применяется, если сумма закупки товаров и услуг равна или превышает сумму 100 тыс. грн., а работ – 300 тыс. грн.; законопроект распространяет действие на государственные и коммунальные предприятия; законопроект не регулирует вопрос деятельности общественных организаций; устанавливается равенство участников, путем отмены преференциальной поправки к ценовому предложению; изменяются требования относительно публикации объявлений; расширяется перечень предметов закупки, на которые не распространяются нормы Закона; усовершенствуется государственный контроль и надзор в этой сфере.

Авторы проекта считают, что последствием принятия этого Закона станет рост внутреннего товарного производства, улучшение торгового баланса Украины и повышение эффективности использования бюджетных средств. Да, не согласиться с авторами законопроекта трудно и ещё раз напомню, что поддержка национального производителя в любых условиях, а тем более во время кризиса, дело первоочередное. Вот только в Украине, как всегда, все чуточку не так, как у других.

Когда кризис в США только начинался, наши производители думали, что пронесёт. Действительно, теперь пронесло жиденько всех. Сначала «пронесло» ГМК, потом, по принципу домино рынок недвижимости, автопроизводителей, агросектор (ну, эти всегда ущемлены по жизни). То ли ещё будет. Естественно, все они вспомнили о государстве и начали не просить, но требовать срочного вливания госсредств. Теперь премьер-министр Юлия Тимошенко принялась за любимую работу – обещать всем и всё. Минпромполитики совместно с Минэкономики в срочном порядке разрабатывают ряд изменений в законодательство Украины для улучшения ситуации в ГМК.

Также Минпромполитики решило поддержать и отечественных автопроизводителей. Согласно государственной программе развития украинского автопрома к 2015 году производство автомобилей в стране должно вырасти с 500 тыс. до 800 тыс. в год. Это даже не оптимизм, а фантазии душевно больного, который живёт в своём маленьком мирке и не воспринимает адекватно реальность. Программа Минпромполитики предусматривает введение льгот по уплате налога на прибыль, увеличение срока уплаты НДС или освобождение от уплаты налога на землю.

Не забыло правительство пообещать дать денег и строителям, и аграриям, и… Кто там ещё хочет бюджетных денег? В очередь сукины дети, в очередь, кричал бы Шариков, глядя на такую ситуацию. Вот только никто не слышал, а что взамен даст национальный производитель национальному потребителю. Кто первым показал кукиш национальному потребителю, так это застройщики. Вот уж «авгиевы конюшни». Почетный президент строительной компании «Киевгорстрой» Владимир Поляченко заявил, что цены на жилье на 30-40% никогда не упадут. Хотя совсем недавно не исключал того, что начиная со второго квартала 2009 г., будет наблюдаться некоторое падение цен на первичном рынке недвижимости. Да и то, возможное падение он объяснил тем, что начиная со второго квартала 2009 г. строители начнут использовать стройматериалы, приобретенные по заниженным ценам, в рамках мероприятий по преодолению кризиса. Вот только Поляченко не учел, что игроки рынка стройматериалов, не собираются снижать цены и тоже просят у правительства помощи. Никто, ни первые, ни вторые, не хотят работать и не получать при этом 200-300% навара.

Теперь, что касается «бедной» украинской металлургии. Здесь тоже любят получать прибыль в долларах, а не в какой-то там гривне. Да и на экспорте зарабатывается куда больше, чем на внутреннем рынке. Немного цифр для понимания ситуации: в 2008 году потребление металлопродукции в Украине сократилось на 14% по сравнению с 2007 годом, а потребление импортной металлопродукции увеличилось на 62 процентов. Таким образом, доля импорта метпродукции на внутреннем рынке составляет 25 «видсоткив». При этом цены на сталь на мировом рынке в первой половине 2008 увеличились вдвое. Что-то я мало слышал о модернизациях в ГМК. Куда деньги пошли? Вопрос риторический. Теперь металлурги расплачиваются за то, что не уделяли вообще никакого внимания на украинский рынок и теперь приходиться расплачиваться за это. А ой, как не хочется.

Ну и теперь наш любимый отечественный автопром, который развивали-развивали, да так, что теперь «Шевроле» украинской сборки базовой комплектации по цене практически догнало марки ведущих мировых производителей. Да, качество немного улучшилось, но цена росла пропорционально качеству. Почему-то, когда другие автодиллеры сбрасывали цены (кстати, теперь, можно видеть, сколько наваривалось на одном автомобиле, сравнивая скидки, порой доходящие до 30 тысяч гривен и больше). Национальные производители не хотят жить с минимальным наваров, а подавай рентабельность 100-200% с «железного коня». Зарубежные автопроизводители сейчас сбрасывают цены, чтобы хоть как-то минимизировать убытки. Наши гордо держаться. И ни шагу навстречу национальному производителю. Но деньги и льготы от правительства ждут с голодными глазами.

А вот, к примеру, «Тойота» нашла выход. Японская автокомпания собирается создать свою версию самого дешевого автомобиля в мире за 5 тысяч долларов. Что будет представлять собой «Тойота» за 5000 «вечнозелёных» пока никому не известно. Ясно только, что собирать эту модель будут в Индии, где рабочая сила сейчас стоит очень дешево. Что будет входить в комплектацию модели никому не известно. Скорее всего, в базовой версии не будет вообще никаких наворотов, может даже отсутствовать система вентиляции салона, как это сделано в самой простой комплектации «ТАТА Нано». Но вот от подушек безопасности в «Тойота», наверняка, не откажутся – производство откровенно опасного автомобиля может ударить по имиджу компании. Кстати, об имидже тоже подумали. Есть предположение, что «Тойота» будет выпускать автомобиль стоимостью 5 штук «бакинских» под другой торговой маркой. Вот так вот.

А теперь пускай все национальные производители ответят, что они придумали для того, чтобы стать ближе для своего родного потребителя. С таким же трепетом они относятся к украинским покупателям, с каким ждут денег из бюджета?! Или главное, за счёт налогоплательщиков пережить кризис, а там опять можно собирать сливки?!

Новини

22 Липня 2024

Ринок злиття та поглинання в Україні зріс у 2024 році

Euroclear у липні переведе €1,55 млрд доходів від заморожених росактивів у фонд для України

Польська JSW переглядає план видобутку вугілля на 2024 рік

Підвищення тарифу УЗ на вантажні перевезення наразі є необґрунтованим

Дунайське пароплавство просить уряд запровадити знижку на залізничні перевезення до Ізмаїлу

Китай збільшив видобуток руди на 13,2%

ВДЕ випередять вугілля за обсягами виробництва електрики вже у 2025 році, – експерти

Уніфікація тарифу на розподіл електроенергії призведе до закриття підприємств – Укрцемент

Тариф на газ вже наступного року можуть зрости на 2 грн/куб м

Мінекономіки жаліється на брак працівників

Шольц підписав з Сербією угоду про видобуток літію

Fortescue скоротить близько 700 робочих місць через падіння китайського попиту на руду

Україна накопичила у ПСГ понад 10 млрд куб м газу

Австралійсько-південноафриканська South32 недовиробила 4,4 млн тонн коксівного вугілля

В Раді розробляють схему, завдяки якій бронювання допоможе залучити до бюджету $5 млрд

Україна досягла домовленостей щодо реструктуризації єврооблігацій

ВСІ НОВИНИ ⇢