Авиаторам подкрутили часы

Точка зору

Отмена перехода на зимнее время попутала авиакомпаниям все карты, которые к наступлению зимнего расписания могут не успеть согласовать сотни слотов в европейских аэропортах. Иной вариант предполагает смещение стыковок, которые станут неудобными для пассажиров и поставят под угрозу конкурентоспособность транзитных рейсов.

Вчера Верховная Рада проголосовала за принятие постановления об отмене перехода на зимнее и летнее время, и теперь стрелки часов не будут переводиться, как раньше, на один час вперед в последнее воскресенье марта и один час назад в последнее воскресенье октября. Соответственно Украина синхронизирует свое время с такими странами, как Россия, Беларусь, Грузия, Казахстан, Туркменистан.

Напомним, основным аргументом перевода часов во время летнего и зимнего солнцестояния была экономия энергоресурсов путем более эффективного использования светового дня. А решающим контраргументом у нас, как и, к примеру, в России, стала забота о здоровье граждан, которые при смене времени могут испытывать стресс.

Но не исключено, что теперь стресс придется испытывать не от нарушения режима сна, а при авиаперелетах в/из Украины. В отличие от соседей Украины по СНГ, европейские страны переводят часы, поэтому до сих пор синхронность перехода позволяла без проблем сохранять украинским авиакомпаниям слоты в европейских аэропортах (зарезервированное время прилета/вылета). Драматизма ситуации придает тот факт, что с 27 октября авиаперевозчики переходят на зимнее расписание полетов, что обозначает необходимость подтверждения всех имеющихся слотов. До сих пор операторы не могли приступить полноценно к формированию зимнего расписания полетов, поскольку не было понятно, что решит парламент в отношении зимнего/летнего времени. Но и теперь ситуация не стала более комфортной, скорее наоборот, развитие событий пошло по наименее благоприятному для перевозчиков сценарию.

«Все слоты в Европе мы получали давно, процесс этот долгий и не простой из-за загруженности аэропортов и большой конкуренции между авиакомпаниями. Даже меняя маршрутную сеть и выстраивая систему транзитных стыковок, мы старались не трогать европейские слоты, поскольку это очень хлопотно»,— рассказала пресс-секретарь Международных авиалиний Украины (МАУ) Евгения Сацкая. В «АэроСвите» также соглашаются с тем, решение парламента поставило компанию в затруднительную ситуацию. По словам помощника гендиректора «АэроСвита» по связям с общественностью Сергея Куцого, перевозчику придется выбирать дальнейшую стратегию действий из двух вариантов, оба из которых являются ущербными. «Первый вариант предусматривает сохранение международного расписания, уже сформированного в UTC (время по Гринвичу), и коррекцию в соответствии с ним прибытия/отправки авиарейсов в аэропортах Украины. Так, если ранее в зимний период Киевское время на два часа опережало UTC, то теперь разрыв увеличится до трех часов»,— говорит господин Куцый. По его словам, это менее ресурсоемкий путь. В то же время он обозначает дополнительные неудобства для пассажиров, поскольку стыковки строятся так, чтобы время прилетов/вылетов и ожидания в аэропорту при транзите создавало минимум дискомфорта путешественникам.

Отметим, что удобство стыковки является одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, который украинские перевозчики могут теперь утратить. Второй вариант, говорит Сергей Куцый, предполагает пересмотр всего расписания с учетом изменения исчисления времени в Украине (то есть время вылетов и прилетов в украинских аэропортах сохранится, но поменяется время прилета/вылета в аэропортах Европы). «Но для этого компания будет вынуждена обратиться в 50 аэропортов мира с запросами на изменения нескольких сотен слотов. Маловероятно, что мы получим от них положительные ответы вообще, а тем более до введения зимнего расписания, поскольку очень сложное и рискованное для многих отраслей экономики решение было с легкостью принято лишь за 40 дней до перехода на новое время»,— заключает представитель «АэроСвита».

Какой вариант из названных будет выбран, в «АэроСвите» сказать пока затруднились. По словам Евгении Сацкой, МАУ склоняется все же к варианту сохранения европейских слотов и изменению расписания в Украине, при этом с целью минимальных потерь компания по возможности поменяет время прилетов/вылетов в аэропортах в восточном направлении.

Екатерина Гребеник

Новини

12 Лютого 2025

Інфляція в Україні у січні 2025 року досягла 12,9%

Nucor втретє з початку року підвищує ціни на гарячекатаний рулон

Україна отримає грант на відновлення від Японії на близько $58 млн

В чотири рази вища, ніж в Україні: середня зарплата в Польщі – 87 тис. грн

Укрнафта планує збудувати 1 гігават генерації за три роки 

11 Лютого 2025

Під мита Трампа потрапила українська сталь: уряд шукає шляхи вирішення

Польський виробник труб остаточно призупинив виробництво

Торгівля України у січні 2025 року: імпорт зріс на 7,8%, експорт скоротився на 5,9%

Попри логістичні виклики: Інтерпайп достроково поставив 10 000 коліс в Індію

ArcelorMittal оголосив про нові інвестиції у бразильський підрозділ Tubarão

Трамп відкликав $4 млрд, які США пообіцяли внести до кліматичного фонду ООН

Ціни на метали в США підскочили напередодні мит Трампа

Євросоюз перегляне програми зовнішньої допомоги слідом за США 

Vale викупила 50% акцій Baovale 

Виплавка сталі в Україні зросла після піврічного падіння

Обсяг промвиробництва Німеччини в грудні 2024 року скоротився на 2,4%

ВСІ НОВИНИ ⇢