Путин продолжает разговор
Точка зоруПремьер-министр РФ Владимир Путин в десятый раз выйдет на "прямую линию". В прямом эфире телеканалов "Россия 1", "Россия 24", радиостанций "Маяк", "Вести FM" и "Радио России" программа "Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение" начнется в 12:00 по московскому времени. Студия для общения премьера с гражданами организована там же, где и в прошлом году – в Гостином дворе.
Пресс-секретарь главы правительства РФ Дмитрий Песков, который в преддверии общения Путина ответил на вопросы журналистов, заявил, что время проведения мероприятия лимитироваться не будет. В прошлом году премьер-министр говорил четыре часа 26 минут, успев за это время ответить на 90 вопросов.
То, что люди высказывают свою точку зрения по поводу происходящих в стране процессов, абсолютно нормальная вещь, пока все происходит в рамках закона. Я видел на экране молодых, активных людей, формулирующих свою позицию. Если это результат "путинского режима", то это хорошо.
Насчет фальсификаций и недовольства оппозиции – здесь нет никакой новизны, это будет всегда, оппозиция борется за власть и ищет любые возможности подойти к власти, оттеснить действующую власть. На мой взгляд, результат этих выборов безусловно отражает расклад сил в стране. Нет ничего необычного в том, что "Единая Россия" утратила часть поддержки. Мы прошли кризис, и оппозиции легче рекрутировать людей в свои ряды. Но и результат "Единой России" – хороший показатель. Оппозиция всегда будет указывать на нечестность выборов. Как она это будет делать – вопрос политической культуры. Сейчас главная цель – следующие выборы. У меня есть предложение, чтобы не допустить делегитимизации власти. В прошлом году я попросил установить веб-камеры на строительных площадках, когда шло восстановление поселков, пострадавших от лесных пожаров. Я предлагаю установить веб-камеры на всех избирательных участках. Пусть они работают круглосуточно. Оппозиция должна контролировать работу избирательных комиссий. Я хочу обратиться к тем, кто готов проголосовать в том числе и за меня: никто, кроме вас, ничего делать не будет.
Когда не подведены итоги, избирательные комиссии имеют право пересчитать голоса. В некоторых случаях так и было сделано. Когда итоги подведены, можно обращаться в судебные инстанции. Надеюсь, суды будут работать энергично и эффективно.
Мы помним о событиях на Украине, об "оранжевой революции", некоторые наши оппозиционеры тогда участвовали в этих событиях. Когда я увидел что-то на груди у людей, участвующих в митингах, я подумал, что это контрацептивы. Ну, думаю, люди за здоровый образ жизни. Присмотрелся – нет, что-то другое. Нельзя позволить себя втянуть в какие-то схемы по дестабилизации системы. Я знаю, что там какие-то денежки платили студентам, ну это нормально, пусть платят.
Лидеры оппозиции, которые вывели людей на митинг, они ведь что кричали? "Бараны, вперед!" Это что такое, разве можно так обращаться с людьми?
Я хочу вернуться к тому, что говорил Солженицын. Он уделял большое внимание муниципальной власти, рассказывал мне о своих идеях по ее укреплению. Он был прав. Это тот уровень власти, до которого люди могут дотянуться рукой. Нужно, чтобы он был самодостаточным. Даже при наличии ресурсов и возможностей мы сталкиваемся с бездушным отношением. Мне пишут, что воров нужно сажать. Да, но это не должно быть кампанейщиной. Этот уровень власти – избираемый. Нужно, чтобы избирались уважаемые и дееспособные люди. Я уже приводил пример с Шойгу, он поехал в один из регионов России, где зимой лопнули трубы. Он зовет одного из местных начальников поехать в город, а тот говорит: "Не поеду, меня побьют". А потом просто скрылся, убежал. Это уровень местной власти. Надо давать им больше возможностей, жестче требовать, но и люди к своему выбору должны относиться ответственно.
В 2000 году за чертой бедности проживало 29% населения, почти треть страны. Мы сократили это количество до 12,5% за 10 лет. Тенденция положительная. Средняя зарплата сегодня – больше 20 тысяч, а могла бы быть 7,5 тыс., если бы все развивалось так, как в конце 90-х. Финансовая составляющая стала более устойчивой. Мы мягче прошли кризисные явления. Даже тогда росли реальные доходы населения. Сейчас у нас рекордно низкая для российской истории инфляция. В Великобритании даже она сегодня 5%. Тренд на сокращение инфляции нужно продолжать. По уровню безработицы – он сейчас ниже докризисного! 120 млрд. был долг в конце 90-х и 20 млрд. золотовалютного резерва. Сейчас эти резервы по величине – третьи в мире. А внешний долг- 10%. Он минимальный для развивающихся экономик. Сравните с Италией, Грецией, Японией. У нас здоровая экономика, на этой базе мы можем развивать социальную сферу, но осторожно, чтобы ничего не разбалансировать.
Нам нужно укрепить политическую систему, расширить базу демократии, чтобы люди чувствовали свою связь с органами власти, чтобы росло доверие к ним, чтобы мы смогли защититься от проходимцев, который лезут к нам извне и хотят влиять на то, что у нас происходит.
Самое необходимое для укрепления государства сделано. Но посмотрите, на Кавказе все еще страдают люди. Стоит немного отпустить, и люди пойдут не на площадь, а под пули. Все страны поднимают пенсионный возраст. Даже Украина с такой же продолжительностью жизни, как у нас. Под давлением международных организаций они были вынуждены это сделать. И у нас еще не все сделано, рано об этом говорить. Предстоит укреплять систему дальше. Стабильность – не топтание на месте, а стабильное развитие. На стратегическую перспективу нужно решать качественно другие задачи. Нужно модернизировать все стороны нашей жизни, и экономику, и социальную сферу. Нужны глубинные преобразования, чтобы законы развития страны были необратимыми.
Алексей Леонидович Кудрин никуда из моей команды не уходил. Это мой друг. Я с ним только позавчера встречался. Его позиция по всем вопросам мне понятна. Он многое сделал для российской экономики, я горжусь тем, что он работал в моем правительстве. Мы говорили с ним об экономической ситуации. Некоторые наши взгляды не совпадают, но эти расхождения не носят принципиальный характер.
У нас 34% граждан имеют право выйти на пенсию досрочно. В области здравоохранения – если мы хотим выделить дополнительные деньги, то и в этой сфере нужны изменения. Зачем нам столько коек, если они в зимнее время используются не по назначению? Нужно выстроить современную систему. Куда девать работающих там людей? Нужно их трудоустроить. Можно ли сказать, что возможности для реформ упущены? Политика – это вообще искусство возможного. Нужно всегда предвидеть реакцию людей. Аккуратно работать. Да, у нас есть разногласия с Кудриным, но такие люди мыслят глобально, стратегически. Место им в строю найдется.
Людям наплевать, к какой компетенции относится тот или иной вопрос, они ждут его решения. Часть решений мы передали с муниципального на региональный уровень, наделили регионы полномочиями определения тарифов, норм потребления. Случалось так, что регионы вздували тарифы, чтобы получить государственную финансовую поддержку. Если мы что-то просмотрели, то скажите, где. В прошлом году мы поставили планку 15% роста ЖКХ. По факту сейчас это 13,5%. Где тарифы скакнули выше планки – сообщите.
У Тины Канделаки много талантов, я всех их, наверное, не знаю. Но для того, чтобы возглавлять министерство, нужно иметь и управленческий, и отраслевой опыт.
Реформой правоохранительной системы я не занимался. Повысилась заработная плата, это даст возможность привлекать в органы достойных людей. Через год мы повысим зарплату во всех силовых структурах. С 1 января 2013 года. В любой структуре есть разные люди. Есть те, кто достойно выполняет свой долг, есть те, кто не очень, а есть и преступники. Обществу их деятельность должна быть открыта. Они должные ее контролировать. Но и относиться к людям, работающим в МВД, нужно с уважением.
Я видел надпись на бюллетене (фото которого опубликовал журнал "Коммерсант-Власть"), меня она позабавила и порадовала, я такое уже видел и всегда знал, что все делаю правильно. Эта надпись была сделана в Лондоне, а там мы знаем, какие люди живут. Они бы хотели вернуться, но я им мешаю. Пришли, проголосовали. Я их звал. Послушались.
Достали меня уже этими выборами!
Кредит – инструмент стимулирования экономической активности и экономического роста. Но чрезмерная кредитная активность тоже опасна. Сейчас в Штатах под ноль раздают кредиты, это ведет к инфляции, это угроза мировой экономики. Ведь рано или поздно от дешевых кредитов придется отказаться. Что тогда делать? Наш Центробанк действует очень аккуратно. Мы не перекачиваем уровень кредитования. Есть несколько направлений поддержки малого бизнеса – 10 млрд. из бюджета только в этом году. Мы снижаем налоговую нагрузку. Мы будем и дальше выстраивать такую систему.
Что касается очередей в поликлиники, это связано с финансовой недостаточностью в ряде регионов. Мы приняли решение провести следующий этап модернизации здравоохранения. Мы определили болевые точки, теперь запустим новую программу.
Россию хотят некоторые подвинуть в стороночку, чтобы она не мешала господствовать. Боятся нашего ядерного потенциала. Мы проводим независимую внешнюю политику. Но Запад неоднороден, у нас там больше друзей, чем врагов. Маккейн никак не может прийти в себя. Он воевал во Вьетнаме. Я уверен, что у него на руках немало крови мирных граждан.
Назарбаев – главный мотор интеграционных процессов на евразийском пространстве. Мы будем двигаться в этом направлении дальше. В Европе не учли одну деталь. На наднациональном уровне не согласовывались размеры дефицита и долга. Франция и Германия пытаются ситуацию исправить, передать на наднациональный уровень. Это некий аналог Соединенных Штатов Европы, мы пока на такой уровень интеграции не вышли, но, думаю, выйдем и на общую валюту тоже.
У меня тоже есть претензии к некоторым министрам. По поводу жилья для военных: пока мы не занялись этой проблемой, к ней никто и не притрагивался, а очередь за жильем росла. Мы не просто никого не надули, мы перевыполнили задачу. Оказалось, что подсчеты в Минобороны велись из рук вон плохо. Людей, нуждающихся в жилье, оказалось в два раза больше. То же самое касается и ветеранов, которых нужно было обеспечить квартирами: оказалось, что на рынке просто не было достаточно квартир! Минобороны пошло по пути строительства нового жилья. К 2012 году решим все проблемы, связанные с постоянным жильем. А к концу 2013 года – со служебным.
Мы не должны допускать кадровой чехарды, это парализует работу министерств.
У нас светское государство, мы не должны об этом забывать, я за сохранение и укрепление этого характера. Мы утратили ценности, связанные с "Моральным кодексом строителя коммунизма", но ведь это, по сути, были библейские ценности. У нас нет других ценностных ориентиров.
Деятельность религиозных конфессий в учебных заведениях, как и в армии или местах лишения свободы, будет приветствоваться.
Нынешний способ приведения губернаторов к власти я придумал лично, мне никто не подсказывал. Это было, когда в стране, по сути, шла гражданская война, полыхал Кавказ, а во власть приходили криминальные элементы. Я знаю о существующих претензиях. Законодательные органы участвуют в отборе, так было, например, в Волгоградской области. Но, может быть, этого недостаточно. Считаю возможным сохранить фильтр на уровне президента, чтобы отсеять криминал и сепаратистов, но при этом – надо подумать! – позволить всем партиям предлагать кандидатов в губернаторы. И эти кандидатуры президент выносит на тайное голосование для всех жителей региона. При этом за президентом нужно сохранить право отзыва губернаторов. И верхнюю палату Федерального собрания можно выбирать по тому же принципу.
Некоторые средства массовой информации используют свое положение в отдельных сегментах, коррупция есть и на этом уровне. Это беда всего нашего общества. Кого-то уконтрапупить, чтобы понравиться – это самое простое. У нас почти 300 дел о коррупции доведено до суда. Власть сама заинтересована в очищении, но кампанейщина не нужна, это вопрос качества работы правоохранительных органов. Мы не будем бороться для того, чтобы предъявить свои достижения в рамках существующей политической конъюнктуры. Самое главное – не жесткость, а неотвратимость наказания.
С фан-клубами нужно встречаться и работать. Беспорядки, устраиваемые фанатами, есть и на Западе, чем мы отличаемся от них? Да ничем! А среди тех, кто призывал к расправам, нет ни одной русской фамилии.
Нужно создавать рабочие места на самом Кавказе. Я знаю, что к Кадырову много претензий, но он восстанавливает Чечню. Я уверен в том, что коррупционная составляющая в Чечне минимальная. Нужно добиться того, чтобы людям и уезжать-то с Кавказа не хотелось. У нас несколько федеральных программ по развитию юга России.
Проблема национального развития, благополучия, взаимодействия этносов – все это в рамках Минрегионразвития уходит на второй, третий план. Поэтому над вопросом о создании специального министерства мы будем думать.
Один мой коллега из Европы говорил, что выходцы из Северной Африки приезжают, лет по 10 живут в европейской стране и не учат язык. И сейчас там говорят о провале этой политики. Но там приезжают иностранцы. У нас из своих регионов едут граждане России. Мы не можем ущемлять их в правах. Нам не нужны конфликты, значит, все должны соблюдать определенные нормы. Конституционный суд сказал нам, что прописка является незаконной. Но регистрация законна. Вопрос в том, что мы делаем в связи с нарушением регистрации. Речь идет об ограничениях, связанных с инфраструктурой, о нехватке рабочих мест, трудностях с жильем, медицинской страховкой. Возможности регионов ограничены. И требования при регистрации могут быть ужесточены. Мы можем ужесточать ответственность вплоть до уголовной, если не хотим довести ситуацию до конфликта.
Михаил Дмитриевич Прохоров – гражданин Российской Федерации, достигший необходимого возрастного ценза, он может выдвигаться в президенты. Он последовательный человек. Я так понимаю, что он принял решение использовать новую площадку, чтобы продвигать идеи, которые считает правильными. Не могу сказать, что желаю ему успеха, потому что тоже собираюсь участвовать в выборах. Но это сильный конкурент.
Судя по тому, что я видел в последнее время на экранах, в соцсетях, в Интернете, в СМИ, на радио, говорить о том, что нет оппозиции и люди не могут выразить свое мнение – это преувеличение. Мы в свое время исходили из того, что партийная система находилась в стадии формирования. Нужно было, чтобы партии пользовались поддержкой достаточного числа граждан и были представлены в достаточном количестве регионов. У нас все можно сделать. Можно либерализовать партийное законодательство. Нельзя допускать, чтобы партии формировались по региональному признаку, это может привести к сепаратизму. Наверное, можно двигаться в направлении либерализации. Что касается Касьянова, то он работал со мной, был премьер-министром, и либеральные члены правительства говорили, что не будут работать с "этим жуликом". За ним даже кличка закрепилась – "Миша Два Процента". Я не видел доказательств, и дал ему доработать. Первые полтора года что-то получалось, потом уже он, наверное, думал о том, как стать президентом. Но что делать? Наверное, будем регистрировать.
Тем, кто меня не воспринимает… ну, можно сказать: идите ко мне, бандерлоги! С детства люблю Киплинга.
Собчак был по духу демократ. Но даже он в то время говорил мне, ссылаясь на происходящее в Москве: "Что они делают? Зачем они разрушают страну?" Когда ему привезли кусок мрамора и сказали, что снесли памятник Дзержинскому, он сказал: "Революция – хорошо, но зачем памятники-то ломать?" Нужно было своевременно в СССР начинать экономические реформы и подкреплять их демократическими. Нужно было бороться за целостность государства, не зарывая голову в песок и не выставляя задницу наружу.
Я не сторонник усыновления иностранцами. Но в нашей стране, как многие говорят, плохие условия в детских домах. В последнее время увеличилось количество российских семей, усыновляющих детей. Нужно просто создавать условия для сокращения усыновления иностранцами, это генеральный путь развития.
Нам нужен не страх. Нам нужные эффективные законы, умение их соблюдать и требование властей соблюдать эти законы.
Линия атаки на меня выстраивается с первых дней моей работы. Те, кто наиболее экстремистски себя ведет, – это разные крылья из одного центра, как организационного, так и финансового. Часть людей, которые до сих пор находятся в банд-формированиях, не понимает, что их используют. Когда речь идет о критике людей, которые заинтересованы в изменениях, то их мнение нужно выслушивать и учитывать в своей работе.
Не обижаюсь на тех, кто шумел в "Олимпийском". Это их работа такая, им за это деньги платят. Впрочем, может быть, шумели в адрес Монсона, который проходил как раз мимо. Может, были недовольны самим боем, посчитали его постановочным.
У нас в народе есть такая поговорка: хорошо там, где нас нет. Человек должен определиться. Что касается хулиганов, то они могут быть и с Кавказа, и из Москвы, и из моего родного Санкт-Петербурга. А вы думаете, что в Европе по-другому? Что там по-другому ведут себя приезжие из Северной Африки? Да в Париже преступность захлестывает. Да, страна наша еще больна, но от постели больной матери не уезжают.
Когда деньги вкладываются в развлекушку за границей, то это неприятно. Лучше бы вложили деньги в развитие нашего спорта. Но и вложение денег в зарубежную экономику – не всегда плохо. Нам нужно завоевать позиции, чтобы не хомячить потом новые технологии под подушкой, как некоторые делают.
Я себя считаю человеком, которого народ выбирает на определенное время для определенной работы. В сегодняшней условиях не может быть ни преображенцев, ни семеновцев, опираться можно только на российский народ, и если такой поддержки нет, то я ни одного дня не останусь в своем рабочем кабинете. А это определяется голосованием, а не на площадях и на сайтах.
Наши вооружения должны превосходить аналоги нашего противника. Просто без конкуренции внутри страны добиться успеха сложно. 90% денег, которые мы выделяем на оборонку, пойдут на российские предприятия.
Петербург – своеобразный город, предпочтения самые различные. Я чувствую настрой горожан. Он определен тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. Питерский парламент всегда был многопартийным. С другими политическими силами мы взаимодействуем.
Америке не нужны союзники, ей нужны вассалы. Мы хотим выстраивать отношения с Америкой, потому что и в США есть изменения, общество уже не хочет, чтобы США были мировым жандармом. Американские политологи считают внешнюю политику неэффективной. Кто-нибудь посоветовался с союзниками по поводу Афганистана? Да хрена с два! И что получилось? Квартет – как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Мы часто в текущей работе бьем по хвостам. Доводим до определенной ситуации, потом говорим, что "мы все поняли, будем исправлять". Мне бы хотелось, чтобы мы прогнозировали развитие ситуации, своевременно отвечали на вызовы времени. И нужно с уважением относиться к меньшинству, не вытеснять его на обочину.
Интернет – свободная и в высшей степени демократическая среда. Считаю невозможным, технологически сложным и политически неправильным ее ограничивать. Только предлагать свои варианты на той же площадке, делать это более креативно. К сожалению, Интернет используется и в криминальной сфере. Правоохранительные органы должны тут работать. Я также рассчитываю на то, что общая культура будет развиваться и повлияет на культуру Интернета.
За 4,5 часа жители страны успели задать премьеру 88 вопросов. Владимир Путин пообещал, что в случае возвращения на президентский пост продолжит общение со страной в формате прямой линии.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram