Легальные пираты
Точка зоруПока в 90-х годах пиратские аудиокассеты на базарных раскладках мешали развиваться отечественной эстраде, использование нелегального программного обеспечения помогало украинским программистам, дизайнерам, гражданским активистам и простым студентам профессионально развиваться. Неизвестно, как бы выглядело теперь украинское общество, если бы в прошлом не нарушало так тотально законы об авторских правах.
Тогда постсоветские страны считались чем-то вроде «дикого запада» информационных технологий. Теперь же, когда глобальные производители ПО начали бороться с украинскими файлообменниками вроде EX.ua, оказалось, что и в развитых странах люди начинают склоняться к свободному обмену контентом. Пиратские партии побеждают на выборах в советы европейских столиц и кое-где уже даже представлены в парламентах. Они добиваются разрешения на бесплатное некоммерческое использование информационных продуктов.
Интернет-среда построена таким образом, что в любом случае полностью избежать пиратства не удастся. Американский эксперт по электронным книгам, бывший гендиректор цифрового направления компании Newsweek/Daily Beast Джозеф Галарно констатирует, что американское правительство тратит ежегодно сотни миллионов долларов на борьбу с нарушением авторских прав, и все равно не может победить его даже в своей стране. А вот его легализация, при умелом подходе, могла бы повысить прибыли правообладателей. Но единого рецепта, как это сделать, пока нет, и это остается главным препятствием для реформы системы авторских прав. «Пока в сфере электронных книг работает всего два варианта, и оба предусматривают жесткую оплату. Во-первых – замкнутые экосистемы вроде Amazon и ibook store, где люди оплачивают доступ к медиапродукции в защищинных форматах. И во-вторых – подписка, по принципу абонемента в библиотеку или предоплаты безлимитного интернета», – констатирует Завен Баблоян, заместитель директора издательства "Око", занимающийся электронными книжками.
В настоящее время в эксперты обсуждают такие концепции:
1.Условно-бесплатное распространение, когда клиент платит за продукт добровольно после его использования. «Когда вы идете в кино – вы ничего не знаете о фильме. Вы платите деньги за билет, потом плюетесь. Нужно дать вам возможность сначала посмотреть, а потом решать, платить или нет», – убеждает глава Всеукраинского пиратского сообщества Сергей Ярыгин. Он приводит пример Паоло Коельо, доходы которого от прибыли книг повысились в несколько раз после того, как он выложил в интернете полный текст романа «Алхимик». Но не все правообладатели уверены в действенности подобных акций. «Возможно, они успешны лишь в порядке исключения — благодаря своей редкости и экстравагантности. Не факт, что все пойдет столь же гладко, когда подобных случаев станет много», – отмечает Александр Долгин, профессор российской «Высшей школы экономики», специализирующийся на экономике культуры.
2.Выкуп интернет-сообществом у авторов прав на распространение информационных продуктов. В социальных сетях собирается группа людей, готовая собрать для автора определенную сумму взамен права бесплатного распространения его контента. Этот метод является ограниченным, поскольку сообщество согласится купить далеко не все продукты, которые правообладатели хотят распространять.
3.Обязательное включение в плату за доступ к Интернету небольшого тарифа, перечисляемого собственникам прав на выложенные в сети продукты. Что-то вроде налоговой системы, основной недостаток которой – сложность адекватного распределения полученных денег между правообладателями.
4.Создание сетей по принципу web 3.0, в которых бы рассчитывался социальный статус пользователей в зависимости от произведенных ими благ, и бесплатный доступ к информационным продуктам предоставлялся бы пропорционально этим «заслугам». Своеобразный электронный коммунизм, утопичность которого в будущем может стать не такой вопиющей.
5.Показ пользователям рекламы во время потребления продукта – и отчисление части рекламных прибылей правообладателю. Именно эту схему сотрудничества, за несколько месяцев до истории с изъятием серверов, предлагал ведущим производителям контента портал EX.ua. Но те были не в восторге. «Правообладатели рассматривают такие попытки, как «мы вас ограбили, на награбленные деньги построили магазин, приходите теперь сюда со своим товаром». Такого рода сервисы надо строить изначально белые», – комментирует Денис Довгополый, эксперт в области технологического предпринимательства. Впрочем, попытки создать подобный ресурс, с самого начала действующий в рамках закона, пока не увенчались успехами, констатирует Завен Баблоян. Работающие таким образом сервисы WOWIO, Adboku и другие пока остаются не очень популярными.
Какой из этих механизмов окажется более действенным – определит практика. Корпорации вроде Microsoft и Adobe отказываются комментировать, насколько терпимой будет их жизнь в эпоху легализации пиратства. Но многие участники рынка уже сейчас ищут менеджеров по продажам, способных организовать прибыльные кампании по распространению бесплатного контента.
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram