Впереди — жестокая помощь, но за спиной — Греция

Точка зору

Новый пакет в рамках второй программы финансовой помощи Греции состоит из 130 млрд. евро, которые будут поступать из государственных источников до 2014 года. Одновременно частные кредиторы будут списывать 53,5% греческих обязательства, что сократит госдолг страны на 107 млрд. евро. Ближайшая тактическая цель — дать возможность Греции до 20 марта выплатить по облигациям 14,5 млрд. евро и тем самым избежать дефолта. Стратегическое задание известно давно — удержать на плаву единую европейскую валюту.

В результате очередной «ночной» встречи, на этот раз министров финансов стран зоны евро, 21 февраля был предварительно одобрен размер новой финансовой помощи Греции на 130 млрд. евро. Это должно отвести нависшую над Афинами мрачную тень дефолта и, не в последнюю очередь, послужить делу стабилизации единой европейской валюты.

Окончательно решение о размере и схеме помощи будет принято на саммите ЕС 1 марта.

Для выделения очередной порции международной помощи от Афин требовалось обязательство о жесткой экономии бюджетных средств. Греческое правительство согласилось выполнять задекларированные меры экономии, греческое население — нет. Волна массовых протестов опять прокатилась по всей стране. Причем акции протеста начались накануне, в воскресенье, когда греческий премьер-министр Лукас Пападимос лишь собирался на решающую встречу в Брюссель.

Несмотря на то, что все участники встречи, вместе с представителями МВФ и Европейского центробанка, были настроены довольно позитивно, сами переговоры шли тяжело и затянулись до утра. Следует сказать, что международная сделка такого масштаба — вещь беспрецедентная в финансовой истории, поскольку в ней объединились, по словам главы Еврогруппы Жан-Клода Юнкера, «усилия кредиторов государственного и частного секторов». Оптимизм по поводу экономической ситуации в Греции высказала даже глава МВФ Кристин Лагард, специально прилетевшая в Брюссель на переговоры. Однако подчеркнула, что окончательно объем средств будет определен в марте в зависимости от того, как Афины начнут выполнять жесткие меры экономии госсредств.

Предварительно планировалось, что половина суммы из нового пакета помощи — 65 млрд. евро — отойдет уже имеющимся частным кредиторам страны, которые пойдут на частичное списание греческих долгов. 30 млрд. евро выделяются в качестве компенсаций тем кредиторам, которые согласятся обменять облигации на более долгосрочные. На оставшиеся 35 млрд. евро греческое правительство должно выкупить у нынешних кредиторов свои прежние облигации. Как все произойдет в реальности, пока трудно прогнозировать. Правительство Греции вот уже восемь месяцев ведет непростые переговоры с частными кредиторами. Саму операцию по обмену и выкупу облигаций планируется завершить в течение трех дней — 8—11 марта 2012 года. Понятно, что к тому моменту условия сделок должны быть оговорены на 90%. По окончании последних «ночных» переговоров стало известно, что правительство Греции согласилось открыть специальный счет, где будут постоянно находиться средства, достаточные для трехмесячных выплат по греческим долгам.

23 февраля греческий парламент принял закон об обмене гособлигаций, принадлежащих частному сектору. Таким образом, держатели греческих бондов (а это пенсионные фонды, страховые компании, банки и прочие частные инвесторы), которые отказывались ранее от добровольной реструктуризации, теперь будут вынуждены в законном порядке списать греческие долги. Иными словами, инвестор получит новые облигации, номинал которых на 53,5% меньше прежнего, со сроком погашения в 2042 году.

Кроме того, «спасатели» Греции поставили ей условие, чтобы при помощи 130 млрд. евро и списания более половины долгов, аккумулированных в гособлигациях, снизить государственный долг с нынешних 160 до 120% к 2020 году. Так что сражаться за выживание в зоне евро и за нахождение в Евросоюзе грекам предстоит еще долго. Сегодня аналитики размышляют — будет третий пакет помощи или нет. Все опять зависит от Греции, от комплекса накопившихся и нерешаемых проблем. Ведь с момента предоставления первого пакета помощи в 110 млрд. евро прошло почти два года, а ситуация в стране никоим образом не улучшилась.

Поэтому к выделению второго пакета помощи европейцы подошли более прагматично и жестко. Во-первых, его подготовка была более серьезной и потому затянулась на несколько месяцев. Во-вторых, из переговорного процесса были полностью исключены словесные обещания — с греческого правительства взяли письменные гарантии. В-третьих, правительство подготовило специальные законодательные акты, а парламент освятил их своим голосованием. В-четвертых, Афины согласились внести изменения в Конституцию, согласно которым погашение государственного долга является главным приоритетом в госрасходах. В свою очередь, греческая сторона, сопротивляясь и обещая, тем не менее выторговала себе снижение процентных ставок по уже имеющимся кредитам, что значительно облегчит ношу обслуживания долгов.

***

Реакция греков на решение «ночного» саммита оказалась негативной, резкой и даже отчаянной. Что, впрочем, было прогнозируемо. К массовым протестам добавились оскорбления в адрес «благополучных» стран еврозоны, на первых страницах греческих газет министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле был изображен в фашистской форме.

Нет спору, сегодня грекам тяжело. Не только финансово, но и ментально. Так долго жили прилично, по-европейски. И вдруг оказалось, что было все это за чужой, европейский, счет. «Дольче вита» закончилась, и навалились огромные долги. Как кажется грекам, непосильные долги. Никто особо не углубляется в анализ процесса их накопления, хочется отмахнуться от мысли о бремени, возложенном на нынешнее и будущие поколения. Но закричать проблему не удастся. Долги-то останутся. А вместе с ними весь набор причин трагической ситуации в стране — неконкурентная экономика, отсутствие реальных реформ, непомерно раздутый госаппарат (содержание чиновников обходиться Греции в 14 млрд. евро в год, что в два раза больше средней цифры по ЕС). Но главное — кумовство и коррумпированная политическая элита.

Драматическое голосование в парламенте с элементами постановочного спектакля состоялось совсем недавно, когда в ночь с 12 на 13 февраля с.г. парламент Греции производил процедуру одобрения очередной программы радикальных мер жесткой экономии государственных расходов. Тогда каждый названный спикером депутат поднимался и отвечал «за» или «против», а при желании добавлял несколько слов «особого мнения». (Прямой эфир голосования был обеспечен каналом «Евроньюз».) Программу поддержали большинством голосов. Но, как отмечают и европейские обозреватели, и греческие журналисты, сценарий голосования был продиктован не столько тревогой за страну, сколько будущими досрочными парламентскими выборами, намеченными на апрель сего года.

О том, как представители разных партий и течений превращают дело спасения страны в предвыборный фарс, пишут многие серьезные газеты Греции. О том, что на фоне всеобщего затягивания поясов правящая верхушка продолжает делить портфели, прибыли, привилегии. Люди выходят на улицу, потому что не верят, что правители разделяют вместе с ними тяготы радикальных мер экономии. В этой ситуации кто-то ловко подкинул лозунг о том, что во всем виновата «тройка» — комиссия из представителей ЕС, ЕЦБ и МВФ. И что именно «тройка», которая следит за бюджетными доходами и расходами Греции, якобы разорила население страны.

Посему нет ничего странного в том, что в греческом обществе растет популярность левых и даже левацких лозунгов. Немирные демонстрации, неоправданные поджоги и необузданные потасовки с полицией — яркое тому подтверждение. Опросы общественного мнения показывают, что уже 40% населения поддерживает крайне левые оппозиционные партии. Вполне возможна их победа на предстоящих выборах. И потому вполне оправданны опасения, что все старания мира по спасению «греческого рядового» будут перечеркнуты. Так что одним из главных препятствий при обсуждении нового вспомогательного транша стала политическая (а не только экономическая) ситуация в Греции.

Есть, правда, часть общества (не берусь определить его в процентном соотношении), которая понимает, что выход Греции из зоны евро и ЕС будет означать ее автоматическое перемещение в конгломерат третьего мира, где уже ни стандартов, ни помощи… Это, собственно, понимает и нынешнее переходное правительство, возглавляемое беспартийным премьером Лукасом Пападимосом. Оно вынуждено расплачиваться за ошибки многих предыдущих правителей Греции, и в первую очередь тех, кто посмел путем обмана и фальсификаций втереться в европейскую семью. Как оказалось, за все рано или поздно приходится платить.

***

Решение Еврогруппы по греческой помощи уже на следующий день вызвало неоднозначную реакцию в Берлине. В среду Союз налогоплательщиков ФРГ призвал бундестаг не голосовать за второй пакет помощи Греции. Глава союза Карл Деке считает, что гарантии на 320 млрд. евро — непосильная нагрузка для европейских налогоплательщиков. И в первую очередь для немецких. Если ранее доля рисков ФРГ за выделение помощи Греции составляла 30 млрд. евро, то с новой программой помощи в 130 млрд. евро (до 2014 года) она фактически удвоилась — для госбюджета ФРГ это будет означать дополнительный еще 31 млрд. евро. То есть налогоплательщики Германии несут ответственность за греческую помощь совокупно на 61 млрд. евро.

Голосование в бундестаге по второму греческому пакету помощи состоится 27 февраля. Для его одобрения нужна как минимум половина плюс один от 620 голосов. Уже известно, что некоторые члены правящей коалиции не собираются отдавать свой голос за Грецию. В частности, об этом заявил христианский демократ Вольфганг Босбах (кстати, из партии Ангелы Меркель, он же — глава комитета бундестага по внутренней политике), подчеркнув, что своими действиями «мы перекладываем риски на будущие поколения».

Тем временем именно ситуация в немецкой экономике дает надежду для всей зоны евро. В последнем квартале прошлого года суммарный ВВП стран еврозоны сократился на 0,3%. Однако все три предыдущих квартала 2011-го наблюдалась положительная динамика экономического роста. Сегодня наблюдатели размышляют на тему, продолжится ли экономическое торможение в еврозоне и в первом квартале 2012 года. Ибо если спад будет зафиксирован на протяжении двух кварталов подряд, то еврозона формально может оказаться в состоянии рецессии. Большинство склоняются к мысли о том, что две крупнейшие экономики еврозоны — Германии и Франции — вытянут позитивную статистику всей зоны евро. Ряд показателей позволяют говорить о том, что именно в декабре немецкая экономика прошла свой минусовый пик и с января начала набирать обороты.

Однако в состояние рецессии уже вошла Италия — третья по величине экономика еврозоны. И это довольно тревожный сигнал. В четвертом квартале ВВП Италии сократился на 0,7%, хотя в целом за год вырос на 0,4%. Если в марте 2012-го Греции удастся погасить долг по облигациям в объеме 14,5 млрд. евро и она перестанет висеть
в преддефолтном состоянии, то еврозона в целом сможет выиграть время. Все ожидают,
что правительство Италии под руководством Марио Монти начнет осуществление своей уже заявленной схемы жесткой экономии. Если она стартует успешно, то финансовое состояние в стране начнет стабилизироваться. Однако на первых порах жесткие меры приводят к ухудшению экономической ситуации.

Беспрецедентные усилия, которые европейские лидеры вот уже два года подряд предпринимают для спасения Греции от дефолта, свидетельствуют о том, что партнеры пока не намерены «вытолкать» неблагополучную соседку за пределы своих союзов — ни политического, ни экономического. Какими бы нелестными эпитетами противники евроинтеграции ни наделяли европейских лидеров, те продолжают придерживаться и отстаивать свой тезис: единая валюта — залог единой Европы. Идея политического европейского союза родилась не в одночасье, по желанию одного-двух лидеров, а выстраивалась многие годы и создавалась как потребность объединенного и гармоничного сосуществования разных европейских народов. Посему крах одного из членов сообщества может не только повлечь за собой эффект домино для других кризисных экономик, но и нарушить основополагающие принципы существования всего Евросоюза.

Юлия Загоруйко

Новини

2 Лютого 2024

Європейські промисловці скорочують виробництво через коливання цін на газ

Польські фермери планують блокувати кордон з Україною

Бразилія збільшить інвестиції у видобуток залізної руди

НБУ очікує скорочення економічного зростання до 3,6%

Енергетики відновили електропостачання всіх споживачів у Кривому Розі

CBAM перешкоджає роботі європейських металургів – Assofermet

Україна вже у березні отримає перші 4,5 млрд євро з пакета допомоги ЄС

Нацбанк прогнозує пришвидшення інфляції

Туреччина у 2023 році скоротила імпорт брухту на 10%

Південнокорейська POSCO у минулому році майже наполовину скоротила чистий прибуток

Туреччина скоротила експорт арматури на 37%

В уряді планують використовувати ресайклінг для відбудови України

Tata Steel хоче додатково інвестувати у меткомбінат в Порт-Толботі

Мораторій на відключення боржників від електрики скасували для справедливості

У нинішніх умовах фінансове навантаження від CBAM буде надмірним для економіки, — ЄBA

Експортні вантажоперевезення залізницею в січні перевищили внутрішні

ВСІ НОВИНИ ⇢