Металлургам все еще нужны машины

Публікації

В феврале 2009 года появилась информация о возможной сделке группы «Азовмаша» и холдинга «Донецксталь» – часть первой может перейти под контроль второго. На этом фоне интересно в целом проанализировать перспективы металлургического машиностроения Украины.

Вынужденный разговор

Информация о переговорах 2 указанных промышленных групп подтвердилась и в середине второго месяца 2009 года. Как известно, «Азовмаш» – один из лидеров отечественного металлургического и вагонного машиностроения. Показательно, что диалог ведется на высшем уровне – почетного президента концерна Александра Савчука и собственника «Донецкстали» (бывший концерн «Энерго») Виктора Нусенкиса. И совсем недавно наши собеседники в этих объединениях, наконец, сообщили нам, что переговоры прошли успешно и подписано акционерное соглашение. А также готовится договор о совместной деятельности. Пока что на этом подтвержденная конкретика заканчивается. Одновременно источники «Минпрома» указывают на недостаточную удовлетворенность лично А.Савчука достигнутыми условиями сотрудничества. По имеющейся информации, владельцы «Азовмаша» вынуждены вести диалог с заметно более слабых позиций, чем чисто металлургическая «Донецксталь».

Причина проста: украинский металлургмаш попал в более непростую ситуацию, чем сама металлургия. Так как свернуты все или почти все многомиллиардные проекты модернизации метпредприятий – и в нашей стране, и за рубежом. А те, что остались – урезаны и растянуты на более длительные сроки реализации. Не удивительно, что г-н Савчук начал «антикризисные» переговоры с В.Нусенкисом уже в прошлом году.

А закончиться они могут, по экспертным оценкам, продажей некой части холдинга «Азовмаш». Или же ее обменом на погашение кредитной задолженности. В качестве вероятного предмета сделки называется такое входящее в концерн ОАО, как «Азовобщемаш» (занимается производством космического, военного, топливно-энергетического и др. «стратегического» оборудования).

С другой стороны, специалисты «по секрету» говорят, что хозяин «Азовмаша» хочет сохранить в своей собственности основные активы группы – «Азовобщемаш», Мариупольский завод тяжелого машиностроения, «Полтавахиммаш», «АзовЭлектроСталь». Но готов расстаться с ООО «Судоремонтный завод» (ремонт судов, перевалка грузов) и ООО «Торговый флот Донбасса» (33 сухогрузных судна).

Не все так плохо?
В целом металлургическое машиностроение Украины также представлено такими лидерами, как Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Днепротяжмаш», «Славтяжмаш». Притом последние 2 входят в днепропетровскую промышленную группу «Днепротехсервис». И даже в кризисном 2008 г. один только НКМЗ получил нераспределенной прибыли на более чем 8,8 млрд грн. – эта цифра позволяет представить масштаб рынка в целом.

И правда: несмотря ни на кризис, ни на связанные с ним жалостливые публичные заявления, заводам отечественного метмаша удается сохранять серьезные долгосрочные контракты. Тем более что металл сильно подешевел, а это позволяет хоть как-то сдерживать себестоимость машиностроительного производства. Так, «Азовмаш» продолжает работу по контрактам с металлургическим комбинатом Dunaferr (Венгрия), принадлежащим Индустриальному союзу Донбасса (ИСД). На этот год по-прежнему вероятна поставка комбинату конвертера емкостью 140 тонн, собственной проектировки «Азовмаша». Уже поставлены запасные части для конвертеров, технологическое оборудование соответствующих цехов, т.н. трансферкары и 2 единицы вагон-весов.

В этой связи аналитики отмечают нам, что сегодня «Азовмаш» считается крупнейшим в мире пакетным производителем самих конвертеров, а также технологического оборудования конвертерных цехов. И напоминают об еще одной поставке холдинга для венгерского актива ИСД – комплекта засыпного аппарата для доменного цеха, диаметром 4,2 м. С конца 90-х годов это уже 4-й подобный аппарат, поставляемый концерном данному предприятию. Насколько известно, мариупольским изготовителям тогда удалось отвоевать заказы Dunaferr у «Уралмаша» (Россия).

Кроме того, по нашей информации, группа А.Савчука не оставила работу с Вишакхапатнамским метзаводом (Индия). Здесь по-прежнему не исключается контракт на общую сумму 1,5 млн долл. Дело в том, что на этом индийском заводе уже работает 3 азовмашевских конвертера емкостью по 150 тонн – и они нуждаются в запчастях и оборудовании. Также в концерне не оставляют надежд поучаствовать в реконструкции сталеплавильного цеха №1 на этом же предприятии – в рамках государственной металлургической программы Индии. Для справки, Вишакхапатнамский завод – один из крупнейших в госсекторе индийской металлургии.

Наконец, не будем забывать, что в минувшем году «Азовмаш» запустил вторую очередь своего металлургического производства – ЗАО «АзовЭлектроСталь». Здесь установлены электросталеплавильная печь на 60 тонн, вакууматор, печь-ковш, заканчивается освоение сортовой установки непрерывного литья заготовок. И большинство этого оборудования выполнено собственными усилиями холдинга.

Разнообразить рынки сбыта
В свою очередь, НКМЗ в конце ноября 2008 г. даже заявил об остановке производства продукции для внутренних потребителей. Однако завод продолжает работать по проекту глубокой модернизации стана-2500 горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате (ММК) в РФ. Стан выпущен на НКМЗ и введен в эксплуатацию в 1960 г. Да, специалисты подтверждают, что 11 крупных проектов развития ММК сейчас серьезно пересматриваются – но финансирование данного продолжается. По крайней мере, пока. Добавим, этот контракт стал крупнейшим в истории украинского завода: сумма – 10 млрд руб. (на момент заключения летом прошедшего года это было приблизительно 393 млн долл.). К 2010 г. производитель должен поставить на ММК 37,5 тыс. тонн оборудования. Сделка заключена по результатам тендера, который проиграли такие известные компании, как «Даниэли» (Италия), «Сименс-ФАИ» (Австрия), «СМС-Демаг» (Германия). Предполагается увеличение ежегодной производительности стана до 5 млн тонн, снижение стартовой толщины листа до 1 мм, увеличение массы сляба до 40 тонн.

И уже в феврале руководство краматорского предприятия заявило о планах нарастить в текущем году (относительно 2008 года) инвестиции в техническое перевооружение. Заместитель генерального директора НКМЗ по экономическим вопросам Юрий Чибисов отмечает: в нынешнем году подобные вложения достигнут 410 млн грн. (в 2008 году – 401 млн грн.). «Важную роль для обновления наших мощностей сыграл в свое время закон о свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития – с его принятием мы и смогли начать модернизации. Потом этот закон отменили. Но сейчас он снова крайне необходим, – говорит Ю.Чибисов. – Что же касается заказов, то первое полугодие нового года у нас уже загружено, людей не сокращали, рабочая неделя полная. Также разработали и внедряем меры по экономии газа – например, это выплавка стали только в электропечах, пуск новых экономичных нагревательных и термических печей, и др. Результат – если в 2007 году на 1 тонну изделия мы расходовали 1230 куб. м природного газа, то на сегодняшний день это 930 куб. м/тонн».

А «Днепротяжмаш» в конце ушедшего года выиграл тендер на поставку в 2008-09 гг. 18 тыс. тонн (6,104 тыс. шт.) шахтных тюбингов для строительства шахты «Польская медь» (Polska Miedz). Помимо «Днепротяжмаша», в конкурсе участвовали ПО «Беларуськалий» (Беларусь) и компания Zanam-Legmet (Польша). Тюбинги будут производиться из чугуна различных типоразмеров – намечено использование тюбингов с различной шириной стенки, что даст возможность работать на очень большой глубине.

Также в нынешнем году, по информации завода, есть намерение выпустить около 25,5 тыс. тюбингов для строительства метрополитена в Днепропетровске. Напомним, «Днепротяжмаш» начал изготовлять тюбинги еще при сооружении метро в Москве, а затем активно участвовал в аналогичных проектах в Ленинграде, Киеве, Свердловске и Баку.

Итак, 2009 г. может стать для метмаша Украины не таким уж и провальным. По крайней мере, по иностранным заказам лидеры подотрасли свою загрузку во многом сохранят. Отклонения же ситуации в ту или сторону будут зависеть от динамики металлорынков, которая пока что достаточно противоречива. И здесь действительно могут помочь «не совсем профильные» поставки для горнодобычи, строительства и др.

Новини

17 Квітня 2024

Rio Tinto за підсумками першого кварталу скоротила відвантаження залізної руди

Промвиробництво в ЄС скоротилося на 5,4%

Україна у лютому посіла друге місце за обсягами експорту катанки до США

Газопроводи між Німеччиною та Францією транспортуватимуть водень

Ferrexpo планує збудувати нову сонячну електростанцію

В Україні зросла частка імпортних будівельних матеріалів – дослідження

Споживання цементу в Україні минулого року збільшилося на 17% – Укрцемент

Виробництво сталі у Бразилії за підсумками березня зросло

Україна припинила експорт марганцевих руд

Запоріжсталь за 2 роки спрямувала на підтримку виробництва 1,2 млрд грн 

МВФ прогнозує Україні курс 54 грн/дол

З початку квітня Україна експортувала 3,5 млн тонн морськими шляхами

Росія продовжує нарощувати морський експорт нафти

Україна скоротила експорт титановмісних руд на 44%

Для відбудови Україна потребує залучення американських інвестицій – Шмигаль 

Україна вироблятиме компоненти малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢