Протокольная прибыль

Точка зору

Украинские компании начали активно продавать квоты на выброс парниковых газов. В нынешних стесненных условиях торговля углеродными испарениями – едва ли не единственный способ получить дополнительную финансовую поддержку в виде реальных денег.

Вполне возможно, что Украина станет главным поставщиком углеродных кредитов в мире. Может случиться, что вся сумма нашего капитала – 190 млн. евро – перейдет именно в эту страну», – заявил руководитель Международного фонда углеродных кредитов Ян-Виллем Ван Де Вен. Это внушает надежду, что вопреки тому, что Киотский протокол практически не имеет научного обоснования и писался, по признанию самих авторов, «с потолка», украинский бизнес может на нем неплохо заработать.

Если раньше продажей квот занимались всего два-три украинских предприятия, то теперь этот процесс станет массовым. По оценкам экспертов, за счет сокращения выбросов парниковых газов Украина может привлекать до 700 млн. евро в год. На львиную долю этой прибыли уже рассчитывают ДТЭК, шахта им. Засядько, агрохолдинг «Астарта», а также сразу несколько больших цементных заводов. Возглавить вторую волну могут другие крупные игроки: ИСД, «ArcelorMittal Кривой Рог», а также энергогенерирующие предприятия и химкомбинаты.

Манна небесная

«Мне нравится сравнивать Киотский протокол с парашютом. Сначала раскрывается маленький парашютик, который затем раскрывает большой. Маленький парашют выглядит нелепо, лететь на нем нельзя, но он раскрывает большой парашют для решения уже серьезных проблем. Что будет происходить до 2012 года – не так уж и важно, важно, что процесс пошел», – рассказывает соавтор Киотского протокола, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. То, что процесс действительно пошел, украинские компании поняли в конце прошлого года. Раскрытию большого парашюта поспособствовал, с одной стороны, острый дефицит их собственных финансовых ресурсов, а с другой – введение значительных штрафных санкций за превышение лимита выбросов парниковых газов в развитых странах. Если до 2008 года штраф составлял $54 за тонну выбросов, то сейчас он достигает $140. Поэтому европейские предприятия сами вынуждены проводить мероприятия по повышению энергоэффективности, сокращению потребления топлива, электроэнергии, а также покупать квоты у других стран напрямую или опосредованно через «зеленые» инвестиции.

По оценке специалистов Всемирного банка, до 2012 года Украина благодаря Киотскому протоколу может получить $15-17 млрд., поскольку владеет вторым в мире (после России) потенциалом свободных квот. В начале года правительство решило активно включиться в борьбу за эти деньги. Было принято постановление, которое позволяет продать 50 млн. углеродных единиц Японии, начаты переговоры о заключении подобных сделок с Италией и Испанией. И хотя стоимость квот – коммерческая тайна, эксперты прогнозируют, что для Украины средняя цены тонны выбросов в 2009 году будет равняться $10. Первые поступления средств правительство ожидает уже в апреле. «Речь идет об очень больших деньгах, и направлены они будут на техническое переоснащение наших систем теплообеспечения, поставок горячей воды, минимизацию выбросов, в том числе и в газотранспортной системе», – утверждает премьер-министр Юлия Тимошенко.

На весомые сумы рассчитывают и частные компании. Менеджер по развитию бизнеса департамента энергоэффективности ЕБРР Сергей Масличенко рассказывает, что украинские предприятия могут осуществлять продажу своих квот через механизм совместного осуществления (Joint Implementation) напрямую иностранным компаниям (как это уже сделала шахта им. Засядько). Но желающим получить инвестиции сначала предстоит подготовить пакет документов и реализовать проект, который позволит сократить выбросы парниковых газов по сравнению с «базовым сценарием» (т. е. размером выбросов, осуществляемых в результате обычной хозяйственной деятельности). Описание данного проекта и расчеты снижения выбросов оформляются в виде документа «Описание проектной идеи», который предприятие затем подает уполномоченному органу. В Украине это Национальное агентство экологических инвестиций, которое рассматривает данный проект и принимает решение о выдаче «Письма поддержки», что является существенным шагом для подготовки сделки о продаже квот. Затраты только на подготовку всей необходимой документации эксперты оценивают приблизительно в 100 тыс. евро.

Парниковые миллионеры

Украинским первопроходцем в торговле квотами является шахта им. Засядько. Еще в 2006 году предприятие Ефима Звягильского передало 1,46 млн. тонн условных выбросов японской компании Marubeni Corporation, а также продало фондам из Австрии и Японии квоты на выбросы парникового газа на 2,5 млн. евро. Заместитель генерального директора по новым технологиям и комплексному развитию шахты Борис Бокий рассказывает, что приблизительная стоимость одной тонны выбросов тогда составила 10 евро, а полученные деньги ушли на развитие и модернизацию предприятия. Следует отметить, что сегодня большая часть промышленных предприятий вынуждена заморозить собственные программы модернизации, поэтому продажа квот им «на руку».

В нынешнем году шахта им. Засядько планирует осуществить очередную продажу квот. При этом торги будут проходить с биржи, поскольку претендентов на покупку «выбросов» множество. «Мы планируем осуществить продажу квот в марте или апреле. Из-за кризиса трудно прогнозировать цены, но надеемся, что они будут не ниже 10 евро за тонну», – рассказывает Борис Бокий.

Пополнить бюджет в марте может и принадлежащая ДТЭК шахта «Комсомолец Донбасса». В январе 2009 года был объявлен открытый тендер по продаже 720 тыс. тонн единиц сокращения выбросов (ЕСВ). «О своем участии в проекте заявили ряд компаний, которые выступают как непосредственными торговцами квот, так и конечными покупателями (крупные европейские энергетические холдинги). В настоящий момент определен короткий список участников, в который вошли более десяти компаний», – рассказывает директор по развитию бизнеса ДТЭК Герман Айнбиндер.

Хотя в компании пока не называют сумму, которую рассчитывают получить в результате использования механизма Киотского протокола, исходя из сложившейся ситуации на рынке карбоновых квот можно предположить, что за реализацию 720 тыс. тонн будет получено около 7 млн. евро. Эти средства руководство компании планирует направить на реализацию следующих этапов проекта, которые включают модернизацию систем дегазации, а также закупку оборудования для утилизации вредных выбросов в атмосферу, генерации тепло- и электроэнергии для собственных нужд шахты. Поэтому обязательным условием участия в тендере было внесение авансового платежа в размере 2 млн. евро для покупки двух когенерационных установок (КТЭС) для шахты «Комсомолец Донбасса».

«Проекты по дегазации и утилизации метана в будущем, возможно, будут реализовываться на другом угледобывающем предприятии ДТЭК – в ОАО «Павлоградуголь», – делится планами Герман Айнбиндер. Модернизация дегазационной системы сейчас также проводится на шахтах объединения «Краснодонуголь», входящего в состав «Метинвестхолдинга», – резюмирует Герман Айнбиндер.

Интересным опытом заработка на «парниковом эффекте» владеет и мини-металлургический завод «ИСТИЛ». В 2007 году ЕБРР купил у предприятия для правительства Нидерландов квоты на выбросы парниковых газов на сумму 3 млн. евро (7,5 евро за тонну выбросов). Таким образом, «ИСТИЛ» стал первой украинской сталелитейной компанией, которая продала предусмотренные Киотским протоколом квоты. Среди остальных производителей металла идея торговли выбросами парниковых газов также весьма актуальна, поскольку сулит огромную прибыль.

Так, уже несколько лет подряд активно пытаются снизить выбросы парниковых газов на предприятиях «Индустриального союза Донбасса» (ИСД), а также на «ArcelorMittal Кривой Рог». И хотя эти компании объявлять тендер пока не спешат (быстрому осуществлению планов мешает кризис), они могут возглавить вторую волну «продавцов», которая по масштабу должна значительно превысить нынешние объемы торгов. В частности, ИСД на данный момент является крупнейшим потенциальным реализатором квот на выброс парниковых газов. В пресс-службе корпорации допускают, что 2 млн. тонн парниковых газов, возможно, будут реализованы уже в нынешнем году. К тому же на протяжении срока действия первого периода Киотского протокола (2012 год) ИСД рассчитывает продать не менее 8 млн. тонн выбросов в результате технического перевооружения производства на Алчевском меткомбинате, «Алчевсккоксе» и Днепровском меткомбинате им. Дзержинского. По мнению экспертов, реализация проектов позволит Алчевскому меткомбинату полностью обеспечить свои энергетические потребности и сократить выбросы парниковых газов в масштабах, сравнимых с годовыми выбросами крупного европейского города.

Привлечь хорошие деньги от торговли выбросами украинские предприятия могут также благодаря тесному сотрудничеству с крупнейшим в мире оператором торгов квотами – Международным фондом углеродных кредитов. Эта организация активно интересуется нашим рынком и уже провела несколько резонансных сделок. Первым контрактом, заключенным фондом в Украине, стало приобретение значительной части из 300 тыс. эквивалентных тонн диоксида углерода (tCO2e) у пяти сахарных заводов, принадлежащих агропромышленному холдингу «Астарта-Киев». Генеральный директор компании «Астарта» Виктор Иванчик утверждает, что уже в 2008 году в рамках проведения совместной с фондом модернизации своих заводов компания более чем на 10% сократила потребление газа и других энергоносителей, а до 2012 года планирует довести этот показатель до 30%.

Ян-Виллем Ван де Вена заявил, что его организация рассчитывает в ближайшее время заключить еще несколько аналогичных сделок в Украине. В частности, планируется сотрудничество с компаниями химической и металлургической отраслей, а также в сфере генерации электроэнергии. Кроме того, фонд рассчитывает на сотрудничество в сфере централизованного энергоснабжения.

Необходимость модернизации производства и повышения экологических стандартов всегда считалась ахиллесовой пятой украинской промышленности. Продажа квот на сокращение выбросов парниковых газов предоставляет реальный шанс устранить эту уязвимость и, к тому же, получить дополнительные средства для развития. Безусловно, если бы Киотского протокола не существовало, то украинцам следовало бы его придумать. Но он есть и хорошо работает. Так что теперь главное – вовремя раскрыть парашют и получить деньги.

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

ВСІ НОВИНИ ⇢