Несчастливое число импорта, или Как государство спасает бюджет

Точка зору

Введение 13%-й пошлины на "некритический" импорт не спасет отечественного производителя, зато приведет к подорожанию иностранной продукции, считают эксперты. Кто останется в выигрыше, узнавала интернет-газета "СЕЙЧАС".

С 5 марта Закон "О внесении изменений в некоторые законы с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом" вступит в силу, а значит, таможенные пошлины на "некритический" импорт повысятся на 13% на полгода. В начале осени Кабмин сможет еще на шесть месяцев продлить такие меры.

"Некритический" импорт – это говядина, свинина, мясные субпродукты, рыбные отходы, яблоки, груши, айва, колбасы, мясные консервы, рыба, икра, моллюски, лактоза, тростниковый и свекольный сахар, виноградные вина, вермут, этиловый спирт и др. Из товаров непродуктовой группы это каменный уголь, кожаная и меховая одежда, ковры, ткань, кирпичи, холодильники, двигатели, кухонные плиты, легковой, грузовой и пассажирский транспорт.

Ритейл поставили на колени

У экспертов и предпринимателей данный закон особой восторженности не вызывает. "Под шумок финансового кризиса в Раде пролоббировали закон, якобы направленный на улучшение платежного баланса. Но все это впустую. В условиях, когда Нацбанк постоянно опускает гривну, заниматься импортом – и так непозволительная роскошь", – поясняет интернет-газете "СЕЙЧАС" Сергей Наливка, директор консалтингового агентства AAA. И не исключает, что торговые сети благодаря новой норме просто "легально" поднимут цены на товары.

Евгений Кулинич, управляющий партнер консалтинговой компании "АСТРА групп", соглашается, что, как минимум, импорт дешеветь не будет. "Покупатели будут вынуждены искать на полках более дешевую отечественную продукцию. Соответственно, продажи товаров зарубежного производства упадут. Попытка ритейлоров компенсировать подорожание за счет сокращения собственной торговой наценки проблемы не решит. В 2009 году для некоторых групп товаров она и так снизилась до 7-8%", – объясняет эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".

По его мнению, данное нововведение станет еще одним ударом по ритейлорам, и так в достаточной степени ощутившим снижение покупательской способности потребителей. "Итог этого "нововведения" – то, что для ритейла еще острее встанет вопрос возврата займов и наличия оборотных средств", – считает Кулинич.

Цена будет расти

Да и не во всех товарных группах импорт можно заменить продукцией украинского производства. "Это происходит по нескольким причинам: из-за отсутствия производителей, несоответствия нашим стандартам качества и т. д. Если, например, все свежее мясо и птицу нам поставляют только украинские производители, то в ассортименте обуви в наших центрах оптовой торговли продукции отечественного производства – менее 20%", – объясняет интернет-газете "СЕЙЧАС" Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций "МЕТРО Кеш энд Керри Украина". Она признает: увеличение ставок таможенных пошлин автоматически приведет к росту цен. "Украинские потребители уже начали постепенно увеличивать потребление товаров отечественного производства, но это в основном касается продуктов. А, например, бытовую технику и электронику покупатели все равно хотят видеть импортную", – констатирует Бабенко.

О возможном повышении стоимости товаров заявляет и исполнительный директор компании "Фокстрот. Техника для дома" Алексей Павленко. Сумма платежей на таможне с учетом пропорционально увеличенного НДС вырастет с 5 марта на 15,6%, но причин для мгновенного скачка цен на бытовую технику в магазинах Павленко не видит – достаточное количество товара было закуплено до введения 13%-й пошлины.

Олег Назаренко, президент Украинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, уверен, что дополнительная пошлина не отразится на стоимости импортных автомобилей. "Предприятиям ассоциации рекомендовано завезти максимальное количество машин и провести их таможенное оформление до 6 марта. После этого два-три месяца импорта не будет вовсе", – утверждает Назаренко. Кроме того, ассоциация рассчитывает, что в течение месяца Еврокомиссия рассмотрит вопрос о дополнительной пошлине и потребует от Украины ее отмены.

Сами импортеры пока не столь категоричны в выводах. "Учитывая мировой финансовый кризис, практически полное отсутствие автокредитования в Украине и значительные колебания валютного курса, достаточно сложно делать прогнозы о развитии автомобильного бизнеса страны в долгосрочной перспективе, а тем более в первые месяцы 2009-го", – объясняет интернет-газете "СЕЙЧАС" Ярослав Вовк, директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом "НИКО". Только за январь 2009 года рынок новых автомобилей сократился на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го года и на 59% – по сравнению с декабрем 2008. "При этом часть рынка в январе – это "переходящие" продажи декабря, то есть собственно продаж в январе было еще на 10-20% меньше", – констатирует неутешительную статистику эксперт.

Действие новых ставок акцизного сбора с 10 января 2009 года уже отразилось на увеличении стоимости автомобилей. "Дальнейший рост цен произойдет, когда у импортеров и дилеров исчерпаются запасы автомобилей, ввезенных до установления 13%-й надбавки", – утверждает Вовк.

Потребитель ничто – государство все

Замена иностранной продукции более дешевыми украинскими аналогами – рецепт выживания бизнеса в кризисное время. Однако засилье импорта в "докризисные" годы привело к тому, что даже отечественные производители используют зарубежное сырье. "По нашим оценкам, на конец прошлого года 15% импорта могло быть заменено внутренним производством, еще 55% – заменено частично", – поясняет интернет-газете "СЕЙЧАС" Марьян Федоришин, финансовый аналитик компании Astrum Investment Management.

Эксперты уверены: пользы от введения пошлин практически не будет. "Импорт уже почувствовал эффект от девальвации гривны, подорожав на 60-80%. Чувствительная к цене продукция, для которой в Украине существует производство товаров-заменителей, должна быть вытеснена за счет внутреннего производства, – настаивает Федоришин. – Сейчас импортируется продукция, мало чувствительная к повышению цен – ее аналогов в Украине просто нет, и потребители продолжают покупать значительно подорожавшие товары".

В свою очередь, увеличение затрат потребителей на импортную продукцию приведет к уменьшению их расходов на продукцию отечественного производства. "Поэтому для украинской экономики, в которой значительная часть потребительских товаров просто не производится, эффективность таких протекционистских мер очень низкая", – утверждают в Astrum.

В то же время специалисты признают, что от введения пошлин однозначно выиграет государство, которое будет получать дополнительные доходы в бюджет. Средства перетекут из реального сектора в государственный, что, в принципе, нежелательный процесс во время экономического спада. Однако некоторый позитив почувствует курс гривны, который выиграет от сокращения спроса на иностранную валюту, резюмируют эксперты.

Новини

14 Січня 2024

Якщо боржникам почнуть відключити електрику, то рівень платежів зросте – НКРЕКП

13 Січня 2024

ЄК виділила 126 млн євро на розширення румунських портів для експорту товарів з України 

12 Січня 2024

Велика Британія надає 200 млн фунтів для виробництва українських дронів

З України до морських портів в Румунії будують нову автомагістраль

Cвітові продажі електромобілів зросли на 31%

ДБР підозрює суддю Дніпровського райсуду столиці у прикритті оборудки Жеваго

Відбір газу з українських ПСГ сягнув максимуму за два роки

За тиждень автогаз у мережах АЗС подешевшав майже на гривню

У 2024 році Мінекономіки прогнозує зростання ВВП на 4,6%

Індійська JSW Steel планує побудувати новий завод

У 2023 році імпорт до України перевищив експорт на 27,5 млрд дол

Імпорт електроенергії гарантує великим підприємствам можливість продовження роботи

В НБУ очікують на здешевлення кредитів

В Україні більше жінок працюють на чоловічих посадах

Міттал оголосив про будівництво найбільшого в світі металургійного заводу

Уряд планує цього року запустити п’ять індустріальних парків

ВСІ НОВИНИ ⇢