Кризис изменит отношения Киева и Брюсселя

Точка зору

Евросоюз нуждается в Украине, но не как в носителе проблем, которые усложнят жизнь ЕС, а как в стране, способной привнести в европейское сообщество новые решения актуальных задач, в том числе — по преодолению кризиса. Потому любые конструктивные реформы в Украине приближают нас к вступлению в объединенную Европу. Об этом рассказал вице-премьер Григорий Немыря.

— Вопрос: Соглашение об ассоциации — это успех украинской дипломатии или желание европейцев подменить название Соглашения о партнерстве и сотрудничестве?

— Это классическая ситуация, когда можно говорить об идеальном или лучшем варианте. Но дипломатия всегда работает в поле возможного. Будущее Соглашение об ассоциации — хорошее соглашение, хотя оно и не идеально, с точки зрения Украины. Идеальным оно может быть, если бы в нем уже содержалась европейская перспектива в том виде, в котором она содержалась для стран Центральной и Восточной Европы. Но это все равно очень серьезный шаг вперед. Потому что впервые в документах между ЕС и Украиной будут содержаться термин и политика экономической интеграции. Евросоюз начинался с общего рынка. В этом смысле Соглашение об ассоциации — существенный шаг вперед к будущей политической интеграции.

— Не теряет ли новое Соглашение своего смысла в контексте инициативы восточного партнерства?

— Нет. Все зависит от того, насколько Украина использует возможности восточного партнерства. Европейская политика без восточного партнерства — это, условно говоря, вегетарианская политика, которая не имеет конструктивного начала. А европейская политика соседства, усиленная восточным партнерством,— это то, что отвечает сегодняшним возможностям Украины и ожиданиям от Украины в Евросоюзе.

— Так когда Украина может действительно вступить в ЕС?

— Такие прогнозы — гадание на кофейной гуще. Мы имеем определенный опыт, который страны получили, чтобы стать членами ЕС. Например, быстрее всего это вышло у Финляндии, у которой с момента предоставления заявки на членство до момента вступления в ЕС прошло два года и девять месяцев. Самый длинный путь у Турции — с 1963 г. И он до сих пор продолжается.

Для Украины наиболее ценен пример стран Центральной и Восточной Европы, где этот процесс длился 10-15 лет. Но эта рамка может быть выдержана при условии, что Украина будет двигаться вперед, а не топтаться на месте. Реформы Конституции — это шаг в сторону Европы. Остановка разрушительной политической борьбы — это шаг в сторону Европы. Во время III форума «Европа — Украина» мы увидели, как лейбористы, консерваторы, социал-демократы и христианские демократы из Германии, Румынии, Великобритании говорили, что видят Украину членом ЕС. Это очень серьезное изменение, которое состоялось за последние годы. Но мы не должны ждать, что кто-то нас будет затягивать в Европу. Мы должны идти в Европу, не привнося в нее новые проблемы, а помогая ЕС решать его насущные вопросы.

— Не считаете ли вы, что зона свободной торговли между Украиной и ЕС — путь к экономическому процветанию стран, входящих в Евросоюз? Каковы здесь риски для Украины?

— Финляндия, например, быстрее прочих вошла в ЕС, потому что уже была членом европейской экономической зоны. Фактически то, о чем мы сейчас говорим,— это углубленная зона свободной торговли между Украиной и ЕС. Наибольший вес и наиболее трудная часть — нормы европейского права, которые регулируют функционирование социальной рыночной системы. И тут важно не только принятие законов Радой, но и их практическая реализация — это главный вызов. С ним можно справиться, если культура ведущих украинских политиков и партий будет развиваться и европеизироваться.

— Какой вам видится перспектива европейской экономической интеграции в контексте недавно принявшего силу закона о 13%-ной таможенной надбавке?

— Это попытка найти баланс между протекционизмом, нормами членства Украины в ВТО и динамичным процессом переговоров о зоне свободной торговли. Мы не получили от европейцев никаких писем или заявлений о том, что это создает проблемы. Можно ожидать, что такие вопросы будут задаваться — каким образом, как это будет действовать и т. д. Но в самом законе есть определенные механизмы, которые позволяют гибко реагировать на ситуации, когда такие возражения поступят.

Григорий Михайлович Немыря родился в 1960 г. в Донецке. В 1982 г. окончил исторический факультет Донецкого государственного университета. Кандидат исторических наук. Член-корреспондент Центра стратегических и международных исследований (CSIS, Вашингтон), член Международного института стратегических исследований (IISS, Лондон) и совещательного совета по Центральной и Восточной Европе Дома свободы (Freedom House). Семь лет занимал пост предправления Международного фонда «Возрождение», где подружился с его инвестором Джорджем Соросом. Народный депутат V и VI созывов Рады. С 18 декабря 2007 г.— вице-премьер по вопросам евроинтеграции.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢