Спасение за счет хлеба и вина

Точка зору

В парламент внесен и сразу рассмотрен налогово-таможенным комитетом законопроект Кабмина №4133-1, который призван повысить поступления в госбюджет. Депутаты и бизнесмены уверены: закон вместо ожидаемого эффекта сорвет сбор урожая и осеннюю посевную, а также разорит алкогольную отрасль

Обсуждение законопроекта №4133-1 (см. справку и таблицу) в налогово-таможенном комитете Рады вчера началось с доклада замминистра финансов Дениса Фудашкина, который подчеркнул, что, по подсчетам Минфина, принятие законопроекта обеспечит увеличение доходов бюджета приблизительно на 7 млрд. грн.

Особенно много замечаний законопроект вызвал у секретаря налогово-таможенного комитета Рады Екатерины Ващук (Блок Литвина). В первую очередь она обратила внимание на то, что со сжиженным газом надо быть особенно внимательными, поскольку он используется населением. На это Денис Фудашкин отметил, что при использовании сжиженного газа для бытовых потребностей населения будет действовать нулевая ставка акцизного сбора. Но это не будет касаться применения данного газа в транспортных средствах.

«А дизельное топливо, дружище министр?! Вы что, при таких ставках хотите засеять поля при акцизе в EUR85?» — съязвила госпожа Ващук. На ответ чиновника, что повышение акциза произойдет во второй половине года, депутат спросила о судьбе уборочной кампании. У секретаря комитета также возникло много вопросов и по поводу влияния повышения акцизов на производство вин.

Но глава комитета Сергей Терехин (БЮТ) попытался отстоять правительственный законопроект и не рубить на корню попытку влить в казну дополнительные средства. «Давайте порекомендуем взять за основу, чтобы нас не обвиняли в том, что мы разбалансируем бюджет. А ко второму чтению будем думать, как поступить с топливом. Все равно мы будет решать все эти вопросы в нашем комитете»,— сказал господин Терехин. Он подчеркнул, что без должных предохранителей принятие этого закона может увеличить себестоимость аграрной продукции и услуг жилищно-коммунального сектора: «Я разработчиков предупреждал о том, что если устанавливать ставку дизтоплива такую же, как и для бензина, то необходимо предпринимать какие-то компенсационные меры для аграрного сектора, для отопительных нужд и т.д.».

Несмотря на тщательные уговоры господина Терехина, Екатерина Ващук так и не отказалась от мнения, что данный законопроект нужно внимательно изучить в течение следующей непленарной недели. Именно ее голос стал определяющим в судьбе законопроекта — бютовцам не хватило одного голоса для вынесения документа на голосование в первом чтении. Коммунисты и регионалы вовсе отстранились от этого вопроса, предпочтя воздержаться при голосовании.

По окончании заседания комитета Денис Фудашкин затруднился спрогнозировать дальнейшую судьбу законопроекта. «Отдельные акцизы не повышались уже много лет, и с этим тоже нужно что-то делать»,— сказал «і» замминистра финансов.

«Повышение акцизного сбора на EUR50/т означает подорожание литра дизельного топлива на украинских заправках где-то на 80 коп., а цена сжиженного газа в случае принятия законопроекта вырастет на треть»,— подсчитали в «ТНК-ВР Коммерс».

По мнению участников рынка, удорожание дизтоплива может пройти относительно безболезненно. «Если мировые котировки к лету не поползут вверх, а курс гривни укрепится, то увеличение акциза будет почти неощутимым для потребителя. Но возможен и пессимистичный сценарий — если стоимость нефти повысится, а национальная валюта и дальше будет дешеветь»,— говорит коммерческий директор «УТН-Восток» (сеть АЗС под брендом «Укртатнафта») Виталий Леончук.

А на рынке сжиженного газа повышение акцизных сборов отразится очень тяжело. «Переоборудовать свое авто под газ экономически целесообразно лишь тогда, когда стоимость этого топлива составляет около 50% цены бензина А-95. Если поднять розничные цены из-за акциза, да еще и летом, когда и так наблюдается сезонный рост его стоимости, это может обвалить рынок»,— уверен коммерческий директор «Евроавтогаз» Андрей Тарасенко. По его словам, в последние годы на фоне высоких цен на традиционные виды топлива сегмент сжиженного газа динамично развивался. Теперь же объемы реализации упали, даже с учетом сезонного спада, на 40%: «Спрос упал, а количество АГЗС только за последний год выросло на 15-20%. В результате сейчас в среднем на заправках вместо прошлогодних 3-4 тыс. л в сутки, реализуют едва 1,5 тыс. л».

Недовольны правительственной инициативой и виноделы. «Мы категорически против такого повышения акцизов, думаю, что профильное министерство тоже»,— заявляет гендиректор корпорации «Укрвинпром», гендиректор киевского ЗШВ «Столичный» Александр Мацко. По его словам, отечественный производитель просто не сможет конкурировать с импортом, который сейчас указом президента облагается пошлиной в 13%: «После повышения цены могут вырасти до 30%».

Председатель совета директоров «Nemiroff Холдинг» Александр Глусь считает, что нельзя допустить резкое повышение акциза из соблазна одним махом решить все бюджетные проблемы. «Но и ни в коем случае нельзя ослаблять контроль за полнотой уплаты налогов, за ликвидацией применяемых теневых схем в спиртовой отрасли»,— отмечает он.

А Юлия Самойлова, гендиректор компании «Олимп», заявила «і», что при разработке законопроекта по всей видимости экономическая составляющая бизнеса вообще не изучалась. «Столь резкое повышение ставки акцизного сбора, еще и в период кризиса, отбросит отрасль на 5-7 лет назад. Мы рискуем вернуть украинцев к самогоноварению, загнать рынок в тень. И сейчас не время прижимать своих производителей к стене, закрывая дыры в госбюджете самым простым способом. Повышения уровня налоговых отчислений в госбюджет при таком повышении ставки акцизного сбора ожидать бессмысленно, потому что сократятся объемы выпуска продукции. Стоит заметить, что налог, уже сейчас занимающий 60% производственной себестоимости,— критичная ситуация для производителя»,— резюмирует госпожа Самойлова.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢