Не глазеть по сторонам

Точка зору

Характер внешней политики на ближайшие годы определит результат январских президентских выборов. Но в целом дипломатия будет волновать общество меньше, чем сейчас.

Внешняя политика Виктора Ющенко и ориентирующегося на него руководства Министерства иностранных дел сводится к дразнению России. Даже движение в западном направлении в форме интеграции в НАТО и углубление сотрудничества с ЕС фактически исчезло с реальной повестки дня в силу разочарования Запада в Украине как конструктивном и предсказуемом партнере. Да и сама одновекторная антироссийская политика Ющенко — Огрызко не способствует появлению у стремящихся помириться с Москвой Вашингтона и Брюсселя желания слишком сближаться с Киевом

ЕВРОПЕЙСКИЕ и американские дипломаты настолько увлеклись «новой разрядкой», что прощают России даже откровенно оскорбительные выпады вроде нравоучений, которые позволяет себе Владимир Путин на встречах с высокопоставленными представителями Евросоюза.

Тем не менее на ближайшие несколько лет (по крайней мере, до завершения острой фазы финансово-экономического кризиса и сворачивания операции НАТО в Афганистане) в отношениях между Западом и Россией будет преобладать «вооруженный нейтралитет». В основном же характер международных отношений в ближайшие годы будет определять тяжелейший кризис современной капиталистической системы, выход из которого потребует либо нового формата сотрудничества между странами, либо острого противостояния между ними. Только ленивый не напоминал, чем завершился предыдущий столь же масштабный кризис 1930-х годов. И в таких условиях Украине с ее слабой государственностью будет крайне трудно проводить успешную внешнюю политику.

ГИБКОСТЬ ВМЕСТО КУРСА

После «оранжевой революции» Киев избрал модель, которой избегает большинство стран мира. Даже такие сильные, как Китай или Франция. Украинское руководство последовательно обрывало связи с Россией, ограничивало дипломатическую активность в отношении развивающихся стран, воздерживалось от сотрудничества с «антизападными» режимами, и все ради одной цели — скорейшего вступления в НАТО и включения в список ближайших союзников США. Адептам этого курса не повезло. Они хотели влиться в однополярную систему, когда ее существование уже оказалось невозможным. Теперь любое новое украинское руководство будет вынуждено совершить решительный поворот. Причем не от прозападной ориентации к пророссийской, а от жестко определенного внешнеполитического курса к гибкому балансированию между интересами ключевых региональных и внерегиональных игроков. Правительство Юлии Тимошенко одновременно ведет переговоры о получении финансовой помощи с Россией, МВФ и Объединенными Арабскими Эмиратами. Не от неразборчивости, а от глубины кризисных явлений в отечественной экономике. Кабмин явно не справляется с проблемами — тут уж не до доктринерства во внешней политике. И такой подход может возобладать в дипломатии надолго.

Сама по себе «международная всеядность» Юлии Тимошенко будет легко сочетаться с необходимостью отказа от однозначной ориентации на один из центров силы. Премьер-министру нравится говорить о своем желании идти в русле внешней политики ЕС — просто у Евросоюза нет никакой единой и долгосрочной внешней политики. В случае своего избрания президентом лидер БЮТ, скорее всего, вернется к практике Леонида Кучмы — будет много путешествовать по странам Центральной Азии, Дальнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки. Такие вояжи способны принести экономические дивиденды и создать видимость повышения роли Украины на международной арене. Однако проблема Тимошенко в том, что заниматься «экономизацией дипломатии» и одновременно бороться с крупным бизнесом невозможно. В результате через несколько лет мы сможем увидеть, что диппредставительства наконец озаботятся проблемами экспортеров, но у самого национального капитала уже не будет ресурсов, чтобы воспользоваться новыми возможностями.

С другой стороны, сама по себе инициативность на китайском, турецком, иранском, среднеазиатском направлениях может быть полезной для качественного рывка отечественной дипломатической службы там, где из-за отсутствия регулярных директив работа превратилась едва ли не в синекуру. Собственную игру Киев может проводить там достаточно успешно, только если лучшие кадры будут работать с чувством уверенности в том, что их деятельность действительно нужна центру не только в разрезе популяризации Голодомора или информационной войны с Россией. Однако надо признать, что при всей склонности лично Тимошенко к ярким вояжам в неожиданных направлениях, в роли ее внешнеполитического поводыря прочно утвердился Григорий Немыря, международные взгляды которого не менее узки, чем Владимира Огрызко. Немыря наладил неплохие контакты в Брюсселе, Лондоне, Париже, Берлине и, конечно, Вашингтоне. В Пекине или Тегеране с «казачком Сороса» говорить будут совсем по-другому, если вообще захотят иметь дело. Даже в Москву Немыря предпочитает не ездить с премьером, зная, какое впечатление на тамошнюю элиту произвела подготовленная им от имени Тимошенко позапрошлогодняя статья «Сдержать Россию» в Foreign Affairs. Потому реального прорыва украинской дипломатии в направлении связей с лидерами следующего этапа развития мировой экономики при президентстве Тимошенко может и не произойти.

А вот посредничеством в диалоге России с Европой, на чем рассчитывают строить фундамент успешной «асимметричной многовекторности» Немыря со товарищи, Киеву заниматься не придется. Москва и ЕС уже достаточно хорошо контактируют напрямую. Это вовсе не значит, что между ними не будет проблем. Напротив, масштаб расхождений в позициях по принципиальным вопросам в ближайшие годы может даже возрасти. Но в России убеждены, что Европа слишком слаба и слишком падка на разные экономические уступки, чтобы искать примирения с ней при посредничестве еще более слабой Украины. Так что, скорее всего, к 2015 году мы получим ситуацию, при которой ЕС и Россия будут осуществлять некую форму коллективного внешнего надзора над транзитом газа через украинскую территорию и (если экономический кризис приведет к социальным потрясениям) над сохранением внутренней стабильности Украины.

ДИПЛОМАТИЯ ПО-БЕЛОРУССКИ

К сожалению, политические реалии сложились в Украине таким образом, что не только тональность внешнеполитической риторики на отдельных направлениях, но и вся матрица внешней политики страны самым решительным образом зависит от команды, находящейся у руля управления. Поэтому прогнозировать базовые черты украинского позиционирования на международной арене в год выборов, способных поменять весь внутриполитический ландшафт, без учета возможных исходов этих выборов нельзя. Если дипломатия страны окажется не под белыми знаменами, то, очевидно, она пойдет под голубыми флагами Партии регионов. В исполнении команды Виктора Януковича «новое мышление» во внешней политике приобретет черты поиска путей примирения с Россией при одновременных усилиях по сохранению открытым окна возможностей в диалоге с Вашингтоном и Брюсселем.

Международная среда сейчас максимально благоприятствует таким попыткам. Во-первых, ни Януковича, ни «регионалов» уже не воспринимают на Западе как марионеток Москвы. Во-вторых, маневры Тимошенко на российском направлении не оставили ни у кого ни в США, ни в ЕС иллюзий относительно возможности получить в 2010 году «свое» руководство во главе Украины.

Единственным вариантом для «ястребов» на Западе теоретически могло бы быть переизбрание Ющенко, но в нем уже все давно разочаровались. Если Янукович гарантирует стабильность в стране, будет открыт для диалога по важным для Запада вопросам, коих в отсутствие противостояния с Россией остается не так уж и много (ядерная безопасность, либерализация торговли, борьба с нелегальной миграцией, доступ к приватизации), то и с Европой, и Соединенными Штатами у него все будет хорошо. Другое дело, что с Януковичем и «регионалами» не очень хотят иметь дело в Москве. И его победа вызвала бы в российской элите радость только в плане избавления от Ющенко, но не в смысле открытия каких-то особо радужных перспектив для РФ.

Завязанный на заинтересованный в ограничении влияния российского бизнеса на внутреннем рынке восточноукраинский капитал, Янукович будет тяжелым партнером для России. В его окружении нет русофобов, но и людей, готовых сдавать экономические позиции ради политических дивидендов, не так уж много. В случае установления в Украине власти «регионалов» к 2015 году оформилась бы некая форма многовекторности по-белорусски за минусом тех уступок, на которые Александр Лукашенко пошел в конце девяностых в надежде возглавить объединенное государство. Это не худший для страны вариант в данных международных и экономических условиях. Но очень сомнительно, что «регионалы» из бизнесменов в условиях кризиса смогут перерасти в государственническую элиту, не стоящую одной ногой в Монако или Лондоне.

В целом же независимо от исхода президентских выборов в ближайшие семь лет всем в Украине будет гораздо меньше дела до внешней политики, чем сейчас. Кризис сам по себе заставляет больше смотреть внутрь, чем вовне. Победа любой из противоборствующих групп элит неизбежно приведет к таким внутренним потрясениям, переделу собственности и сфер влияния, что дипломатия будет однозначно отодвинута на второй план. Тем более что никаких сколь-нибудь ярких, столь и бесполезных прорывов вроде членства в НАТО или нового союзничества с Россией в обозримом будущем все равно не предвидится. По вполне объективным причинам. Так что к 2015 году, если Украине удастся пройти нынешние испытания целостным и устойчивым государством, внешняя политика, возможно, станет наконец инструментом решения задач национального развития, а не его целью.

Новини

5 Лютого 2024

Велика Британія імпортувала російської нафти на 660 млн євро

ОЕСР прогнозує уповільнення темпів зростання світової економіки

Бум сонячної енергетики триватиме в Європі у 2024 році

ЄС зволікає з введенням заборони на імпорт російського алюмінію

З квітня вартість води в Києві може зрости на 34%

У січні Україна поставила рекорд експорту з початку війни

Перше самохідне судно УДП під модернізацію готують до спуску

Запоріжсталь збільшив випуск сталі на 3% 

НБУ може до кінця року знизити облікову ставку до 14%

US Steel Kosice у 2023 році збільшив виробництво і відвантаження металопродукції

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

За допомогою штучного інтелекту у Замбії знайшли велике родовище міді

Фонд держмайна минулого тижня залучив до бюджету 20,4 млн грн

G7 і Євросоюз можуть використати заморожені активи РФ як заставу для допомоги Україні 

Австралія збільшує експорт коксівного вугілля

Бізнес розкритикував новий законопроєкт про мобілізацію

ВСІ НОВИНИ ⇢